Китайская дальнобойная ракета «земля-воздух-воздух» содержит концептуальные решения, используемые в огромном множестве модификаций противокорабельных ракет, но больше всего она напоминает амбициозный французско-германский проект 3-Маховой противокорабельной ракеты «ASURA», которая должна была оснащаться отделяемым соплом ускорителя и ПВРД «VESTA».
Но зенитный вариант PL-21 будет серьёзно отличается от ракеты «ASURA» конструкцией системы ускорителей: так в «ASURA» применяется твердотопливный ускоритель, находящийся прямо в камере сгорания ПВРД, после его выгорания сопло ускорителя отделяется, у PL-21 имеется 2 твердотопливных ускорителя (1-й — в абсолютно индивидуальной первой ступени, 2-й – в камере сгорания ПВРД маршевой ступени)
Проект высокоскоростной противокорабельной ракеты «ASURA»
Совсем недавно на нашем военно-аналитическом ресурсе была опубликована статья о перспективной европейской ракете дальнего воздушного боя «Meteor», которая не только принесла известность компании MBDA, но и вывела на ведущие позиции всю боевую авиацию ОВВС НАТО в Европе, позволив таким лёгким машинам, как «Мираж-2000-5,9», «Рафаль», «Еврофайтер» и даже F-35B соперничать с таким асом дальнего перехвата, как F-15 SE «Silent Eagle», оснащённым модернизированной ракетой класса «воздух-воздух» AIM-120C-8 «AMRAAM».
А стало возможным это благодаря применению в ракете прямоточного воздушно-реактивного двигателя, преимуществом которого является удержание крейсерской скорости свыше 1,5М даже на максимальных дальностях полёта, т.е. в пределах скоростей эффективного маневрирования на высотах свыше 10 км.
Простые ракеты с ТРД, теряя скорость/кинетическую энергию, в основном уходят в неуправляемое снижение и неспособны выполнять боевую задачу, особенно когда перехват происходит на малых и средних высотах.
В сегодняшней статье речь пойдёт о дальнобойной ракете класса «воздух-воздух» (и не только) PL-21, на этот раз китайского производства.
О данной ракете пока очень мало информации, но как традиционно заведено в китайских СМИ и на любительских ресурсах, в Интернет уже попали первые фотографии испытательных пусков PL-21 с направляющей наземной пусковой установки; запечатлён как непосредственный момент старта, так и момент перехода ракеты с режима разгона твердотопливным ракетным ускорителям не режим ПВРД (виден момент выгорания и сброса ускорителя, а затем дальнейшего полёта маршевой ступени ракеты).
Самое главное, что привлекает внимание – использование на экспериментальном образце ракеты твердотопливного ускорителя, который определяет бикалиберность ракеты. Ускоритель (первая ступень) обычно предназначен для вывода ракеты на высоту, необходимую для проведения испытательного полёта, но может быть использован и в качестве стартовой ступени, если ракета будет применяться в качестве ЗУР-перехватчика.
Маршевая же ступень также имеет разгонный, но уже менее мощный твердотопливный (неотделяемый) ускоритель, примерно такой же, как и у ракеты «воздух-воздух» «Meteor». Таким образом, получается, что в комплектации с 1-й ступенью ВВС и ПВО КНР получают перспективную ЗУР, во втором, без оной, — дальнобойную ракету «воздух-воздух». В двух случаях ракета имеет огромные перспективы.
Ввиду небольшой массы (около 180 кг без ускорителя и 250 – с ускорителем), ракета является достаточно компактной для мобильного перемещения в ту или иную часть ТВД, в отличии от тяжёлых зенитных ракет типа FT-2000, при этом её максимальная дальность и скорость полёта будут почти сопоставимы, а на конечном участке траектории прямоточная PL-21 будет в разы быстрее и маневренней, чем полуторатонная ракета комплекса HQ-9.
Если по поводу ракеты «Meteor» ещё нет информации о возможном будущем в составе войск ПВО, то у ракеты PL-21 его видно уже сейчас.
Какие преимущества имеет ракета с ПВРД? Самый большой недостаток всех твердотопливных ракет «земля – воздух» и «воздух-воздух» – быстрая потеря скорости и энергетики после отключения разгонного ТРД, особенно при перехвате высокоскоростных и маневрирующих целей вдогон в тропосфере (0-8 км), где аэродинамическое сопротивление в плотном воздухе очень велико.
А ракеты, оснащённые ПВРД, такой проблемы не имеют: после разгона до скорости, необходимой для запуска ПВРД (1,75 – 1,8М), ракета разгоняется до 4-4,5М и способна без особых усилий перехватывать сверхзвуковые и гиперзвуковые цели любой сложности, двигающиеся в абсолютно любом направлении по отношению к ракете-перехватчику.
Если смотреть на Китай с географической и стратегической точек зрения, то просматривается целесообразность использования PL-21 в качестве ЗУР в горной местности Гималаев (на границе с Индией). Там, благодаря старту с ускорителем, ракета сможет выходить на стратосферный участок перехвата сразу после отключения твердотопливного ускорителя, и с максимально возможной скоростью, а значит, скорость полёта около 3М сможет сохраняться даже на дальности свыше 200 км,- отличная альтернатива дорогостоящим и тяжёлым дальнобойным зенитно-ракетным системам.
Но официально китайские источники сообщают лишь о применении ракеты в режиме «воздух-воздух», причём основным носителем должен являться тактический истребитель-бомбардировщик 5-го поколения J-20. Исходя из недостатков этого самолёта, именно PL-21 сможет серьёзно повлиять на его боевые качества.
Естественно, что модификация «В-В» будет представлять собой аналог ракеты «Meteor», только маршевую ступень, на ней также будет устанавливаться твердотопливный ускоритель, но неотделяемый. Наличие ПВРД определяет установку титановых воздухозаборников большого удлинения (около 65% от длины всей маршевой/боевой ступени), камера сгорания и газогенератор будут изготавливаться из жаропрочных марок стали.
Воздухозаборники, спроектированные по аналогии с F-35A, не позволяют J-20 выходить на скорость 2М (макс. – 1,8М), поэтому ракета PL-21 очень много значит для ВВС Китая, самолёт сможет выполнять задачи по перехвату и завоеванию господства в воздухе наравне с более быстрыми и маневренными американскими и французскими многоцелевыми истребителями, хотя изначально J-20 задумывался как ударный тактический истребитель следующего поколения.
Совершенство данной ракеты в мировой военной индустрии будет подкрепляться продвинутой системой наведения, которая будет включать в себя: инерциальное наведение с радиокоррекцией на начальном участке траектории, и активное радиолокационное – на завершающем.
Модуль радиокоррекции получает уточнённые координаты цели не только от БРЛС самолёта-носителя, но и от других источников (РЛС-ДРЛО, корабельных РЛС обзора и стрельбовых РЛС), самолётов ДРЛОиУ ZDK-03 или KJ-2000.
Ракету PL-21 можно считать одним из самых главных прорывов в военной индустрии КНР, поскольку создание ЗУР, либо ракеты «В-В» с ПВРД требует самых совершенных наработок, сравнимых по техническому уровню и исполнению с производством монокристаллических лопаток двигателей семейства АЛ-31Ф. Если ракета будет использована в составе вооружения истребителя J-20, то для экспорта предназначена не будет.
/Евгений Даманцев/
Пипец! Трындец стал еще ближе.