Наступивший год будет для Минобороны непростым: ведомству придется решать сразу несколько важнейших задач в условиях растущей угрозы вооруженного конфликта, падения курса национальной валюты и необходимости срочно искать альтернативу украинской продукции военного назначения. Ответы, как и во многих задачниках, известны, но решение придется искать самостоятельно — и быстро.

detail_40215c868fff0a2e980c5b4181a049cc

Стратегические ядерные силы получат свыше 50 новых межконтинентальных ракет

Плановое поступление новых ракет в РВСН и на флот в 2015 году примечательно по целому ряду показателей. Это крупнейшее количественное обновление стратегических сил за всю историю РФ. И это одно из самых крупных относительных обновлений с советского времени (военные получат свыше 10 процентов от уже развернутого числа носителей).

В РВСН поступят 24 комплекса РС-24 «Ярс», меняющие мобильные «Тополи» первых серий и УР-100НУТТХ шахтного базирования (в 2014 году поставлено 16 таких комплексов). Именно «Ярсы», оснащенные, в отличие от «Тополей», разделяющимися головными частями индивидуального наведения, станут основой российской сухопутной группировки стратегических ядерных сил.

Флот получает серийно производимую Р-30 «Булава» для ракетоносцев проекта 955 «Борей». «Булава» уже успела было стать синонимом «новодела, который не летает», но как-то эти разговоры попритихли в последние годы, когда ракету довели до ума. В целом же следует отметить, что флот получает неплохое оружие, давно ему нужную компактную твердотопливную «многоголовую» ракету с развитыми возможностями по прорыву вражеской ПРО.

pic_58142239d4d52704bcf271e696ee24f6Кроме того, в 2015 году планируется завершить испытания нового ракетного комплекса РС-26 «Рубеж», просочившиеся в открытые источники сведения о котором пока крайне противоречивы и, по-видимому, в значительной степени представляют собой плоды трудов профильных структур по защите гостайны. Объявлено, что комплекс попадет в войска в 2016 году.

Россия сделает сама? Импортозамещение в военной промышленности

Резкое обострение отношений с Западом и Украиной в 2014 году поставило отечественных оружейников в сложную ситуацию: ведь часть материалов и компонентов для своей продукции они получали из-за рубежа.

Большие сложности возникли, скажем, с электронной компонентной базой, в том числе для космической техники. Российская электронная промышленность в данный момент не способна обеспечить госзаказчика всей номенклатурой требуемых изделий, поэтому импорт электронных компонентов на промежуточном этапе неизбежен. Можно предположить, что в холдинги, занимающиеся компонентной базой, направятся существенные государственные инвестиции.

pic_914a16f70be1dfa73c2345aba142ecc4Особая речь о последствиях разрыва военно-технических связей с Украиной. Основные проблемы связаны с вертолетными двигателями (завод «Мотор Сич») и газотурбинными силовыми установками для кораблей российского флота (предприятие «Зоря — Машпроект»). Решение о постепенном исключении украинских субподрядчиков было принято достаточно давно, и кризис 2014 года лишь ускорил эти процессы.

Хуже всего дела с поставками высокоточного промышленного оборудования, в котором кровно заинтересована оборонка. До недавнего времени успешно осуществлявшаяся модернизация военных заводов практически полностью шла за счет закупок иностранных станков и технологических установок. Возможное ограничение притока оборудования в условиях практически полного отсутствия современного отечественного «производства средств производства» может стать сильным ограничивающим фактором в модернизации предприятий ОПК, что скажется и на темпах перевооружения российской армии.

Последний год для квартир. Минобороны прекращает строить жилье военным

В 2015 году Минобороны еще продолжит строить военнослужащим и их семьям новые квартиры и субсидировать покупку своего жилья. Но с 2016 года останется только один инструмент предоставления жилплощади: через систему военной ипотеки.

При этом тем, кто встал в очередь на квартиру до 2005 года, предоставят субсидии на выкуп жилья. Для пришедших на службу после 2005 года отныне доступно лишь участие в накопительно-ипотечной системе. Там два варианта. Когда срок службы превышает три года, государство начисляет на специальный счет индексируемые выплаты, предназначенные на приобретение жилья. Или можно сразу купить квартиру в кредит, по которому государство расплачивается за военного, пока тот служит.

Читайте также  ВМФ будет строить новые корабли по технологии Lego

Очередники (их на ноябрь 2014 года было более 36 тысяч человек), впрочем, получат квартиры прежним порядком: либо в достроенных в течение 2015 года домах, либо, в дальнейшем, через субсидии. К слову, очередь Минобороны сократилась существенно: в 2010 году жилье ожидали свыше 120 тысяч человек, в январе 2012 года — свыше 88 тысяч, в 2013-м — около 55 тысяч.

Полярный приоритет: первый год Арктического командования

2015 год — первый для нового российского объединенного стратегического командования: с 15 декабря 2014-го силами и средствами в Заполярье управляет Объединенное стратегическое командование «Север» (ОСК). Впервые в истории Арктика получает персональную военную структуру. В Советском Союзе к 1991 году Заполярье входило в зону ответственности четырех военных округов — Ленинградского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного, и двух флотов — Северного и Тихоокеанского.

После реформы системы военного управления в 2010 году и создания ОСК, число штабов, отвечающих за Арктику, сократилось до трех — ОСК «Запад», «Центр» и «Восток», управлявшие силами Западного, Центрального и Восточного военных округов соответственно, включая и силы флотов — Северного для «Запада» и Тихоокеанского для «Востока».

Подобное разделение не лучшим образом сказывалось на регионе в целом: военное присутствие России, по сути, свелось к контролю нескольких локальных точек с эпизодическим посещением тех или иных районов. Новая структура, созданная на основе Северного флота, отвечает за регион в целом, и главная задача ближайших лет, включая и текущий год, — формирование системы баз и аэродромов, обеспечивающих как повседневную деятельность в регионе и контроль за территорией и коммуникациями, так и прикрытие северных границ страны в случае войны.

pic_bfcf4b5c14a34fb428fa6ea005f59546Большое внимание уделяется восстановлению системы ПВО в Заполярье — отвечать за нее будет новая армия ВВС и ПВО в составе ОСК «Север». Для наземных действий создаются арктические бригады — особые соединения, оснащенные и подготовленные для условий Заполярья. 17 января первой из них — вновь сформированной в поселке Алакуртти Мурманской области 80-й отдельной мотострелковой бригаде — вручили боевое знамя. Вторая заполярная бригада должна быть сформирована в Ямало-Ненецком округе. Кроме того, в 2015 году в Арктике откроется специализированный центр боевой подготовки для личного состава заполярных частей.

Новая броня. Смена поколений техники сухопутных войск

Приоритет стратегических ядерных сил и ВВС/ПВО в военных расходах сказался и на сравнительных темпах перевооружения: если в РВСН доля современных систем приближается к 50 процентам, а в военно-воздушных силах и ПВО достигает 30 процентов, то перевооружение сухопутных войск (СВ) фактически только начинается. Доля современных систем оценивается не более чем в 20 процентов, причем в основном это модернизированные образцы техники советской разработки, а часто и советского выпуска.

Благодаря серьезным инвестициям в НИОКР и подготовку серийного производства новых машин для СВ, 2015 год должен стать рубежным сразу для нескольких крупных программ. Ожидается, что в серийное производство (на первых порах в небольших масштабах, для опытной эксплуатации) пойдут новый танк Т-14 «Армата», новая тяжелая боевая машина пехоты Т-15, построенная на той же платформе, средняя БМП Курганец-25 и гусеничный бронетранспортер на том же шасси. Кроме того, завершается разработка колесного БТР «Бумеранг» и ряда других машин.

Часть новинок, как минимум новый танк, тяжелую и среднюю БМП и гусеничный БТР, военное ведомство обещает публично продемонстрировать на параде Победы 9 мая 2015 года. О детальных характеристиках этих машин говорить пока рано, однако можно отметить главную особенность: новое поколение техники создается на основе базовых платформ для каждой весовой категории — тяжелой, средней и легкой, что позволит достичь унификации по основным узлам и агрегатам, упростить и удешевить эксплуатацию и ремонт машин.

Читайте также  Вспомним, братцы, россов славу!

Первые фрегаты. Долгожданное пополнение ВМФ России

В 2015 году ВМФ России должен получить два новых фрегата проекта 11356Р — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», а также головной корабль новейшего проекта 22350 «Адмирал Горшков». Это первые боевые единицы такого класса, полностью построенные уже в постсоветское время («Григорович» и «Эссен» заложены в 2010 и 2011 годах соответственно, «Горшков» в 2006-м).

Проект 11356Р, по которому построены «Эссен» и «Григорович», первые два из шести кораблей этого типа, предназначенных для Черноморского флота, разработан на основе экспортного проекта 11356, в соответствии с которым было построено шесть фрегатов для ВМС Индии (и, не исключено, будут построены еще три). Индийский проект, в свою очередь, представляет собой глубокую модернизацию известного советского проекта сторожевых кораблей 1135, строившихся для всех четырех флотов СССР и для морских частей погранвойск. Преемственность разработок и освоенность промышленностью основных узлов и агрегатов позволяет строить новые корабли достаточно быстро — обеспечивая заполнение «пробела» перед ожидаемым массовым запуском кораблей нового проекта 22350.

О масштабах задачи свидетельствуют девять лет строительства «Адмирала Горшкова» — головного корабля этого типа. Затягивание работ, вызванное долгой доводкой основного радара корабля, артиллерийской установки и ряда других узлов, послужило в итоге причиной заказа кораблей проекта 11356. «Горшков» вышел на ходовые испытания в конце 2014 года и предполагается, что в 2015-м будет сдан в опытную эксплуатацию, в ходе которой произойдет окончательная доводка всех перспективных систем корабля.

pic_eb995c95f280e75a6f0cb65fe307db22Это позволит ускорить производство следующих единиц новой серии — сегодня в постройке находятся еще три фрегата, заложенные в 2009, 2012 и 2013 годах. Вместе с тем воспрепятствовать этому могут события на Украине: корабли обоих проектов оснащаются энергетическими установками николаевской фирмы «Зоря — Машпроект». Значительная часть оборудования для них производится в России, и в 2015 году выяснятся (как минимум на уровне неофициальной информации) ожидаемые сроки запуска собственного производства этих установок.

Другие ключевые новости, связанные с флотом, касаются трех перспективных проектов: новой атомной подводной лодки, которая в ближайшие годы дополнит проект 885, нового боевого корабля океанской зоны, который разные источники относят то к эсминцам, то к крейсерам, и отечественного авианосца. Наиболее вероятно, что головную подлодку нового типа заложат на Севмаше в 2016-2017 годах, примерно в эти же сроки стоит ждать и начала строительства перспективного корабля океанской зоны водоизмещением 10-12 тысяч тонн.

А вот сроков появления в составе флота авианосцев, учитывая проблемы в экономике, сегодня не назовет никто — у Минобороны множество более важных статей расходов.

***

Приведенный выше перечень планов ни в коей мере не исчерпывающий, однако позволяет проследить основные тенденции. Возьмем на себя риск предположить, что среди этих тенденций не окажется секвестра военных расходов: политическая обстановка тому никак не способствует. С экономической точки зрения производство техники и вооружения, мало зависящее от курса иностранных валют, обеспечивает не только безопасность страны, но и массовую занятость большого количества людей в обрабатывающей промышленности. А у работающих заводов куда больше шансов найти себе место на рынке гражданского машиностроения, нежели у остановленных предприятий с разбегающимся персоналом.

/Константин Богданов, Илья Крамник, Лента.ру /

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя