Новогодний подарок для ВМФ России

26 декабря из Северодвинска пришла замечательная новость относительно успехов в продвижении программы разработки ВНЭУ (воздухонезависимой энергетической установки), которую также называют анаэробной. По заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита, опытное изделие находится в данный момент в фазе испытаний, без установки в систему движетеля субмарины «Лада» (в холостую). Следующую энергетическую установку с электрохимическим генератором уже адаптируют для ходовых испытаний и эксплуатации на ДЭПЛ пр.677 «Лада» уже в 2015 году.

Новогодний подарок для ВМФ России

Зная все 15-летние тяжбы «Рубина» в области ВНЭУ, ведь весь период холодной войны ВМФ СССР ориентировался на ракетные подводные крейсера стратегического назначения типа «Акула», 667 БДРМ «Дельфин» и противокорабельные атомные «Антей» пр. 949, создав лишь одну примечательную и очень опасную ДЭПЛ типа «Варшавянка», такой прогресс не может не порадовать.

США тоже больше ориентировались на ПЛАРБ, но  даже сейчас не пытаются освоить эту неатомную область подводного высокотехнологического флота, так как отсутствие в прилегающих водах серьезного противника с ДЭПЛ, который в тысячах километров, полностью «охлаждает» интерес ВМС США к подобного рода подлодкам.

Новогодний подарок для ВМФ России

Известно, что начинателями класса ДЭПЛ с анаэробными энергетическими установками были шведы, которые прославились своей МПЛ класса «Готланд» с перспективной ВНЭУ дизель-стирлинг-электрического типа. Класс «Готланд» был разработан в далеком 1996-м, на самой заре развития «анаэробок». Подлодка «Готланд», однажды, во время учебных маневров с ВМС США, незаметно подобралась и поразила учебной торпедой американскую МАПЛ типа «Лос-Анджелес» — USS «Houston», тем самым подтвердив свои особые качества малошумности и оперативности.

Но длина в 60,4 м, а также минимальное водоизмещение в 1599 тонн, в отличии от других ДЭПЛ, не дает возможности разместить на борту подлодки достаточный спектр ударного противокорабельного вооружения, которое может быть использовано за один залп (всего 4х533-мм ТА, способные стрелять ПКР «Экзосет» или «SUB-Harpoon»).

Читайте также  Подводный флот Китая беспокоит американских стратегов

Теперь непосредственно о двигателе. «Готланд» использует воздухонезависимую систему, которая еще называется двигателем Стирлинга.

Внешне подводимое и отводимое от рабочего тела тепло способствует то увеличению, то уменьшению объема последнего, в результате чего можно получить механическую энергию и преобразовать в электрическую.

Новогодний подарок для ВМФ России

Наше ЦКБ «Рубин» освоило ВНЭУ электрохимического типа, благодаря которой водород можно генерировать прямо на борту подлодки «Лада».

ДЭПЛ пр.677 «Лада» — более крупная, нежели «Готланд» (длина 66,8, а водоизмещение около 2650 тонн). В наличии 6х533-мм ТА, в которых можно размещать как торпеды, так и смертоносные ПКР «Калибр-ПЛ», на субмарине даже установлен оборонительный ЗРК «Игла-1».

Существует также экспортный вариант ДЭПЛ пр.677, который называется «Амур-1650». Разработан он специально для индийских военно-морских сил, которые, судя по всему, не дождались российских субмарин с новой анаэробной ЭУ в рамках проекта «Project 75(I)».

Индия решила поторопиться, и одновременно с ожиданием «Амуров», подписала контракт с Францией на постройку 6 МПЛ типа «Scorpene/Вasic-AIP» (Air Independ Propulsion), причем с предоставлением технологии производства анаэробной ЭУ, которая генерирует кислород из метанол-подобных веществ. Подлодка имеет дальность плавания около 12000 км, также 6х533-мм ТА для торпед и ракет «Экзосет».

Таким образом, Индия и «страховочный» вариант получила и российский — не упустила, а поэтому заполучит сразу 2 типа перспективных «анаэробок», хитро, не так ли…

Естественно, что и на первый, и на второй Индия делает огромные ставки, так как под воздухонезависимостью понимается отсутствие необходимости частого (раз в 2-4 дня) всплытия на поверхность для включения дизель-генератора и подзарядки батарей; всплывать нужно будет не чаще одного раза в 20 дней, а значит, и качества малозаметности возрастут значительно.

В отличие от зарубежных образцов, электрохимическая генерация водорода в отечественной анаэробной установке протекает посредствам химического разложения компонентов дизельного топлива, что значительно упрощает процесс, а главное — делает его безопаснее.

Читайте также  Дизель-электрические подлодки проекта 877 «Палтус»

Поэтому пожелаем «Рубину» в новом году еще больше успеха, а сами с нетерпением будем ожидать вступления нашей неатомной доли ВМФ в совершенно новую техническую эпоху.

/Евгений Даманцев/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя