Авиационная выставка Airsow China 2014, прошедшая в китайском Чжухае, стало площадкой для показа как новых разработок, так и уже известной общественности техники. К примеру, на одной из площадок салона Китай показал многоцелевой беспилотный летательный аппарат Wing Loong. О существовании этой разработки известно уже достаточно давно. Более того, аппараты этого типа продаются третьим странам и используются в различных целях.
В ходе недавней выставки китайские специалисты напомнили потенциальным заказчикам о существовании беспилотника, благодаря чему в ближайшем будущем могут быть подписаны контракты на его поставку.
По имеющимся данным, проект Wing Loong («Птеродактиль») стартовал в 2005 году. Разработкой перспективного БПЛА занялся Авиационный научно-исследовательский институт Чэнду (CADI), входящий в состав Авиастроительной корпорации Китая (AVIC). Сообщалось, что проект создается с учетом будущих продаж техники третьим странам, из-за чего он будет осуществляться с соблюдением прав на интеллектуальную собственность.
Проектные работы и строительство прототипа не заняли много времени. Первый беспилотник «Птеродактиль» поднялся в воздух в 2007 году (по другим данным, в 2009-м). В 2008 году на выставке Airshow China состоялась «мировая премьера» с демонстрацией макета, а с 2012-го на выставки привозят полноценный образец новой машины.
Внешне китайский БПЛА Wing Loong напоминает американские аппараты MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Тем не менее, как утверждают китайские авиастроители, это полностью самостоятельная разработка и не является копией зарубежной техники. Таким образом, внешнее сходство можно объяснить общими задачами и схожими техническими решениями. Тем не менее, нельзя исключать, что специалисты CADI и AVIC «вдохновлялись» американской техникой.
БПЛА Wing Loong имеет фюзеляж большого удлинения характерной формы. В его носовой части имеется крупный обтекатель, придающий аппарату сходство с пилотируемыми планерами. Фюзеляж имеет плоское днище и скругленную форму остальной части. В носовой части, под крупным обтекателем, днище имеет изогнутую форму. В этой части беспилотника располагается модуль с аппаратурой наблюдения.
Аппарат выполнен по схеме «среднеплан» и имеет прямое крыло большого удлинения, предназначенное для обеспечения высоких летных характеристик. Хвостовое оперение состоит из одного V-образного стабилизатора. Крыло оснащено развитой механизацией: элеронами и закрылками. Стабилизатор оснащается двухсекционными рулями. В зависимости от направления отклонения они могут работать как рули высоты или как рули направления.
Беспилотник оснащается трехточечным шасси. На всех стойках имеется по одному колесу. В полете носовая стойка убирается назад и укладывается в нишу фюзеляжа. Основные опоры так же убираются в фюзеляж, поворачиваясь вокруг своей оси, чтобы колеса могли войти в специальные ниши.
В хвостовой части фюзеляжа имеется двигатель неизвестного типа и мощности. Вероятно, БПЛА «Птеродактиль» использует турбовинтовую силовую установку. Двигатель вращает трехлопастный воздушный винт с изменяемым шагом. Силовая установка беспилотника разработана с учетом длительного пребывания в воздухе и осуществления патрулирования в заданных районах.
Под днищем носовой части фюзеляжа беспилотник Wing Loong несет блок оптико-электронного оборудования. Внутри шарообразного обтекателя размещается набор систем, предназначенных для круглосуточного наблюдения за обстановкой в заданном районе. Кроме того, это оборудование предлагается использовать при выполнении ударных задач. В таком случае оптико-электронная система применяется для поиска целей и контроля за результатами стрельбы.
БПЛА Wing Loong имеет длину 9,05 м, размах крыла 14 м и стояночную высоту 2,77 м. Сухой вес машины неизвестен. Нормальная взлетная масса – 1100 кг. Максимальная скорость беспилотника достигает 280 км/ч, дальность полета – до 5000 км. Практический потолок – 5000 м. Запас топлива, экономичный двигатель и хорошие летные данные позволяют аппарату «Птеродактиль» в течение нескольких часов находиться в воздухе и выполнять поставленные задачи.
Аппарат Wing Loong может брать на борт полезную нагрузку весом до 100 кг. Это могут быть контейнеры со специальным оборудованием или вооружение некоторых типов. Для подвески оружия беспилотник имеет два пилона с балочными держателями, расположенные под центропланом. Утверждается, что БПЛА Wing Loong может нести различное управляемое вооружение соответствующей массы.
На недавней выставке рядом с беспилотником демонстрировались макеты управляемых ракет и бомб нескольких типов. Это говорит о том, что при использовании в качестве ударного средства «Птеродактиль» способен уничтожать широкий спектр наземных целей, в том числе бронетехнику разных типов и некоторые укрепления противника. Сравнительно малый боекомплект (не более двух средств поражения) должен компенсироваться высокими характеристиками оружия.
Несколько лет назад, когда появились первые сведения о проекте Wing Loong, утверждалось, что стоимость одной такой машины будет составлять примерно 1 миллион долларов США. Таким образом, она оказывается в несколько раз дешевле зарубежной техники аналогичного назначения. Поскольку БПЛА «Птеродактиль» создавался с прицелом на экспортные поставки, подобная его особенность должна была привлечь внимание зарубежных покупателей.
За последние несколько лет беспилотный летательный аппарат Wing Loong сумел заинтересовать несколько зарубежных стран. Некоторое количество такой техники было заказано Объединенными Арабскими Эмиратами и Узбекистаном. В апреле этого года стало известно о заключении нескольких контрактов между Китаем и Саудовской Аравией. В соответствии с одним из соглашений китайская компания AVIC должна поставить несколько «Птеродактилей». Подробности этого контракта остаются неизвестными.
Вероятно, беспилотники Wing Loong поставляются и китайским вооруженным силам, однако достоверная информация на этот счет отсутствует. Так же отсутствуют сведения о будущем проекта. В некоторых источниках аппарат «Птеродактиль» фигурирует под обозначением Wing Loong 1, что может свидетельствовать о создании новой модификации беспилотника, которая получит литеру «2». Тем не менее, китайские авиастроители пока не спешат оглашать подобные планы и продолжают демонстрировать на выставках уже известную технику.
Можно предположить, что ОАЭ, Узбекистан и Саудовская Аравия не останутся единственными покупателями нового китайского беспилотника. Предлагаемая компанией AVIC машина представляет достаточно большой интерес для многих государств, которые нуждаются в подобной технике, но не имеют возможности приобретать ее у ведущих мировых производителей. В таком случае БПЛА Wing Loong стоимостью около 1 млн. долларов имеет гораздо больший потенциал, чем, к примеру, американский MQ-1 Predator, цена которого превышает 4 миллионов. Разница в характеристиках и возможностях полностью компенсируется меньшей стоимостью, что может оказаться решающим фактором при выборе покупаемой техники.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/