12 ноября 2014 года от интернет-ресурса ВМС США поступила информация о выводе из состава военно-морских сил фрегата класса «Оливер Хазард Перри» FFG-61 USS «Ингрэм», который является последним кораблём проекта, принятым в состав ВМС в 1989 году. Таким образом, на сегодняшний день, из 55 построенных кораблей американский флот располагает только 11 фрегатами класса «Оливер Перри», которые практически полностью утратили свой удельный боевой потенциал на морском ТВД.
В последнее время фрегаты этого типа используются лишь во вспомогательных операциях: борьбе с наркоторговлей, поддержке антитеррористических операций на Африканском континенте и пр. История применения этих кораблей в условиях активных боевых действий также весьма печальна, что подтвердила боевая ситуация, сложившаяся с фрегатом FFG-31 USS «Старк» 17 мая 1987 года, когда после объявления начала ирако-иранского конфликта, ВВС Ирака ошибочно (на то время) применили истребитель-бомбардировщик «Мираж F1», вооружённый ПКР «Экзосет» против американского корабля.
Воспользовавшись моментом внезапности, иракский «Мираж», приблизившись к американскому фрегату на 14-16 км, осуществил пуск 2 ПКР; в результате пуска с малой дистанции, большое время реакции и ограниченный лимит по минимальной высотности поражаемой цели для СУО Mk92 не позволили осуществить подсвет целей ЗУР RIM-66 и два «Экзосета» попали в корабль, что привело к выходу из строя корабля и гибели 37 членов экипажа.
Имея возможность перехвата «Миража» заранее (дальность ЗРК «SM-1MR» составляет 30 км), офицер вахты Б. Монкриф, озадаченный принадлежностью и намерениями «Миража», не предпринимал никаких действий вплоть до оповещения СПО-РТР AN/SLQ-32 о захвате корабля БРЛС «Сирано», но было уже поздно, французские ПКР провели мастер-класс противокорабельной атаки. Подобная ситуация произошла с английским эсминцем «Шеффилд», тоже в мае, пятью годами ранее.
Церемония вывода «Ингрема» из ВМС США
Полностью подтвердилась низкая боеспособность и производительность КЗРК с балочными ПУ Mk13 mod 4-7, а также устаревшей СУО, представленной единственным РЛ-прожектором непрерывного подсвета AN/SPG-51 или STIR с одним целевым каналом. Подобная «болезнь» американских БИУС и ЗРК существует и по сей день, и подробно рассматривалась в предыдущих наших статьях, касающихся системы «Иджис».
Спустя 27 лет после этого инцидента, ВМС США полностью опираются на боевой потенциал РКр УРО «Тикондерога» и ЭМ «Арли Бёрк», которые на сегодняшний день практически уровнялись как по водоизмещению (9600 и 8500 тонн соответственно), так и по характеристикам системы «Иджис» (4 РПН AN/SPS-62 на «Тикондероге» и 3 на «Арли Бёрке»).
Фрегаты «Оливер Перри» остались в штатном «снаряжении», без всякой перспективы модернизации, и доживают последние годы в составе ВМС США. Хотя вариантов усовершенствования сторожевого корабля имеется масса, и один из них уже давно воплощён в жизнь ВМС Австралии, а пути по модернизации представлены норвежскими фрегатами «Фритьоф Нансен».
Королевский военно-морской флот Австралии пошли путём простейшей модернизации, и заменили ПУ Мк13 на более современную УВПУ Мк41 и вооружили корабль ЗУР RIM-162 ESSM. БРЭО, а в частности МРЛС, существенных изменений не претерпели, поэтому канальность обновлённого «Си Сперроу» осталась на старом уровне, кроме значительно большей эффективности новой высокоманевренной зенитной ракеты.
Норвежский фрегат проекта F310 «Фритьоф Нансен» — куда более амбициозная модернизация, основанная на упрощённой БИУС «Иджис» с применением МРЛС целеуказания AN/SPY-1F, отличающейся меньшим количеством ППМ 1836 на каждую антенную решётку и пониженным энергетическим потенциалом, ограничивающим дальность обнаружения цели с ЭПР 2-3 м2 175 километрами. При этом используется только 1-2 РПН непрерывного подсвета AN/SPG-62, выделяющих только 1 или 2 одновременных целевых канала при использовании ракет ESSM и RIM-67, с радиокоррекцией 18 ракет в воздухе. Подобную схему также используют испанские «иджис-фрегаты» класса F-100 «Альваро де Басан», с той лишь разницей, что испанский фрегат имеет стандартную мощную РЛС AN/SPY-1D.
А между тем, американская военно-морская «элита», не прислушиваясь к мнению специалистов, в 2003 году умудрилась лишить свои и так безнадёжно устаревшие фрегаты своего главного вооружения ЗРК «Стандарт-1», сняв ПУ Мк13, чем окончательно загубили проект. А между тем, специалист в области военной авиации и флота Норман Полимар, ни один раз настаивал на необходимости и целесообразности модернизации платформы FFG-7 (австралийская версия улучшенного «Оливера Перри») и стандартной американской серии путём установки большего количества ПКР «Гарпун», восстановления ПУ Мк13 с дальнейшей её доработкой под старт ЗУР RIM-67ER(MR), а также увеличения объёмов вертолётного ангара, для размещения различных десантных единиц.
Один из самых консервативных подходов к модернизации фрегатов проекта «FFG-7»
Идея возврата Мк13, предложенная Полимаром, выглядит более, чем бредово, логичнее была бы установка стандартной Мк41 для оснащения всеми ЗУР «Стандарт», вплоть до «третьего» (противоракетного), но для этого потребуется и соответствующая «иджис-начинка» (см. рис. ниже).
Как видно из предлагаемых моделей, при желании всю оставшуюся серию «Оливеров Перри» можно было довести до более-менее пристойного состояния и боевого оснащения
Итак, ВМС США ещё придерживают почти полтора десятка «Оливеров» без всякой модернизации, зачем? Возможно, это своеобразная дань моде 70-х и 80-х, которая предполагала класс «фрегат», не как многофункциональный сторожевой корабль дальней морской зоны, способный действовать самостоятельно в самых экстремальных условиях, созданных противником (современное понимание «фрегата»), а лишь как вспомогательный быстроходный корабль для прикрытия более уязвимых направлений ордера АУГ в плане относительно хорошей противолодочной и «лёгкой» противовоздушной обороны. Именно таким кораблём и является «Оливер Перри».
Главное, чем руководствуется американский флот — фрегаты класса «Оливер Перри» всё ещё не утратили своих прекрасных мореходных качеств и способностей вести противолодочную оборону за счёт мощного гидроакустического комплекса SQQ89(V)2, а также системы NTDS, являющейся БИУС, аналогичной «JTDS» и «Иджис», благодаря чему есть возможность обмениваться тактической информацией со всеми современнейшими крейсерами, эсминцами, противолодочными самолётами и вертолётами. А сам фрегат «Оливер Перри» способен принять на борт до двух современнейших мультифункциональных противолодочных вертолётов MH-60R, оснащённых современнейшим БРЭО для поиска ПЛ.
Многофункциональный противолодочный вертолёт MH-60R построен по модульному принципу, и может оснащаться самым разнообразным оборудованием и вооружением к выполнению определённых операций: на борту новейшие оптико-электронные системы разведки и целеуказания.
Таким образом, ВМС США, имея фрегаты «Оливер Перри», могут избавить свои «иджис-эсминцы» от активного использования противолодочной вертолётной авиации с их палубы («Арли Бёрк» тоже имеет ангар), благодаря чему последние могут заострить максимальное внимание на ПВО-ПРО, не отвлекаясь на ПЛО.
Примеры новых типов американских многофункциональных боевых кораблей, которые, наиболее вероятно, заменят ячейку класса «фрегат» после полного вывода из ВМС класса «Оливер Перри». Проекты ведутся компаниями General Dynamics и Lockheed Martin на базе LCS «Фридом» и «Индепенденс», расчётное водоизмещение проектов порядка 6000 тонн.
Примерно так выглядит американская концепция «фрегата», которая до самого последнего времени придерживается наиболее «консервативной» схемы. А далее, после выхода из состава ВМС всех фрегатов, американцы заменят их на более новые, т.н. литеральные боевые корабли, вернее их модернизированные варианты, которые будут совмещать функции эсминцев, фрегатов и даже десантных кораблей. А пока самые современные корабли класса фрегат есть только у России, Германии и Франции.
/Евгений Даманцев/