30 сентября 2014 г. «The Aviationist» развязал очередную дискуссию, связанную с противостоянием американского малозаметного истребителя 5-го поколения F-22A «Raptor» с европейскими истребителями «Rafale» и EF-2000 «Typhoon». Источник ресурса сообщает, что эти истребители способны уничтожить «Раптора», если тот позволит подойти к нему на дистанцию ближнего воздушного боя.
Данные размышления появились после ночных боевых операций F-22A по уничтожению баз террористической организации «Исламского государства Ирака и Леванта»(сокращённо «ИГИЛ») на территории Сирии.
Три самые сильные стороны этой боевой машины, которые нужно помнить при её сравнительном анализе с истребителями поколений 4, 4+ и 4++ в дальнем воздушном бою – БРЛС, ЭПР и силовая установка.
Мощная высокопотенциальная БРЛС AN/APG-77, изготовленная на основе АФАР из 1500 ППМ, способна сопровождать около 60 воздушных целей типа «истребитель» с ЭПР 5 м2 на дальности 310 км (это базовые истребители Су-27, Су-33), «Рафаль», «Еврофайтер», МиГ-35, — машины переходного поколения 4++, имеющие ЭПР около 1 м2, и могут быть обнаружены «Раптором» с 205 км. В режиме ДВД преимущество «американца» в обзорных возможностях неоспоримо.
А опасность он начинает представлять при приближении менее чем на 120 км, это дальность пуска усовершенствованной ракеты AIM-120 AMRAAM C-7. После пуска ракета набирает скорость 4300 км/ч, и может быть запущена в режиме «LPI» (Low Probability of Intercept), при котором интенсивность передающего канала АФАР минимальна, самолёт противника не сможет обнаружить облучение своей СПО, а значить будет дезинформирован до последнего, когда уже будет захвачен АР ГСН ракеты AIM-120C-7. Такая игра может быть опасна для стандартных истребителей поколения 4, особенно не обладающих сверхманевренностью F-15C, F-16C.
МиГ-35, «Рафаль», «Еврофайтер» обладают специальными оптическими станциями обнаружения атакующих ракет СОАР, а станция МиГа способна не только засечь цель, но и передать её координаты на БРЛС «Жук-АЭ», которая повысив интенсивность луча АФАР в узком угле подлётной траектории AIM-120, обнаружит её, и даст возможность перехватить ракетой Р-27ЭМ или Р-77. Т.е. сбить ракету ракетой, РЛС с ПФАР и АФАР это позволяют. Если помеховая обстановка сверхсложная, то маневренные истребители способны будут «выкрутиться» от «Амррамки», измотав её скорость многочисленными манёврами, да и дипольные отражатели никто не отменял.
Когда же МиГ-35, «Рафаль» и «Еврофайтер» смогут обнаружить «Раптор»? На МиГ-35 устанавливается БРЛС «Жук-АЭ» с АФАР на 1016 ППМ, она сможет обнаружить «Раптор», стандартная ЭПР которого 0,07 м2 (по последним данным источников это наиболее правдоподобная цифра) на расстоянии 65 км, атаковать «Раптор» ракетой Р-77 МиГ сможет с расстояния около 60 км. Зная о помехозащищённости РЛС «Жук-АЭ» и отличной маневренности Р-77, можно утверждать, что «срывов захвата» будет не много, ещё эффективной на этой дистанции будет ракета Р-27ЭТ с высокочувствительной ИК ГСН, в которой частично реализован принцип «пустил-забыл».
Именно 60-километровый подлётный рубеж ознаменует начало больших проблем лётчика «Раптора». Если он и не будет сбит нашим самолётом, то ему всё равно придётся вступить в БВБ, где маневренность его прямо говоря «хромает» в сравнении с МиГ-35, который и «Кобру Пугачёва» выполнит при надобности, да и в простом развороте на хвост «Раптора» сядет.
В принципе, в БВБ с F-22A могут справиться практически все наши истребители, даже МиГ-29А и Су-27, которые освоили «Кобру Пугачёва», «Чакру Фролова» или «Колокол». Почему для борьбы с «Раптором» желательны эти фигуры? F-22 – истребитель высокоманевренный: отклоняемый по вертикали вектор тяги, два ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100 суммарной тягой 31000 кг, площадь крыла 78 м2 позволяют ему достичь тяговооружённости 1,2 и угловой скорости разворота около 24 град/с при минимальном радиусе разворота в вертикальном вираже.
Также «Хищника» научили упрощённой «Кобре Пугачёва» с резким торможением, и для простых истребителей типа «Мираж 2000-5» или «Еврофайтер», не имеющих ОВТ, F-22 является весьма шустрой машиной, это Вы можете оценить из видео ниже, где проходили учебные бои между «Рафалем» и «Раптором». Каждый раз, когда французский лётчик выходил в хвост «Раптору», тот отклонял сопла (вектор тяги) и перекручивал «Рафаль», теряясь из поля зрения французского лётчика. Наиболее чётко это видно на 4-й минуте 13-й секунде.
Собственно «Рафаль», обладая немного более слабой, чем у МиГ-35 БРЛС PBE-2, способен обнаруживать «Раптор» с расстояния 50 км, у «Еврофайтера» такие же показатели. Также у «Рафаля», «Еврофайтера» и МиГ-35 есть ОЛС (оптико-локационные станции): OSF, Pirate-IRST и ОЛС-УЭМ. Данные средства отличает пассивный тип визирования и «захвата». F-22A полагается только на свою мощную БРЛС.
Характеристики ОЛС:
OSF (Rafale): способен обнаружить «Раптор» на дистанции 50-60 км и дать целеуказание ракете MICA-IR.
Pirate IRST (EF-2000) имеет дальность идентификации «Раптора», аналогичную «Рафалю», но способна отслеживать одновременно 200 целей.
ОЛС-УЭМ (МиГ-35) визирует F-22 с 20-25 км. Эти характеристики действительны при сканировании в ППС; в ЗПС они значительно выше, и приближаются к 80-100 км. Эта ОЛС полностью синхронизирована с нашлемной системой целеуказания пилотов, что позволяет начать бой средней дальности без участия БРЛС.
Экипаж МиГ-35 состоит из двух летчиков, это позволяет вести более эффективный воздушный бой с малозаметным американским самолетом, так как второй летчик-оператор, не отвлекаясь на моменты пилотирования и противоракетного маневрирования, может полностью углубиться в процесс поиска, сопровождения и уничтожения стелс-истребителя. Приборные панели двух летчиков почти полностью продублированы, поэтому они могут меняться задачами в случае усталости одного из членов экипажа.
Три эти самолета полностью готовы к сражению с F-22A на средних дистанциях до 50 км и маневренном БВБ; причём у МиГа-35 шансов на победу значительно больше, чем у европейских машин.
Подводя итоги нашей сегодняшней статьи, попытаемся разбить все истребители поколений 4 — 4++ по категориям готовности противостоять американскому истребителю. Построим наше аналитическое дерево по схеме «ближний воздушный бой — бой средней дальности — дальний воздушный бой».
1. БВБ — ближний воздушный бой.
Здесь, помимо трёх вышеописанных истребителей, F-22A могут превзойти такие высокоманевренные машины, которые обладают наиболее высокой угловой скоростью разворота, способные к элементам сверхманевренного пилотажа и оснащённые квантовыми оптико-локационными прицельными комплексами; к ним можно смело отнести: все модификации МиГ-29, кроме тяжёлого перехватчика МиГ-31Б, все истребители семейства на базе Су-27, кроме тяжёлого Су-34, «Мираж 2000-5», J-10, J-31, Jas-39 «Gripen», F-2A,B.
2. Воздушный бой средней дальности: в пределах визуальной видимости (5-20 км) и за её пределами(20-50 км).
В пределах визуальной видимости с «Раптором» способны «тягаться» почти все истребители поколения 4, 4+, 4++, поскольку все их БРЛС способны работать по F-22 в пределах 20-25 км, а дальше 5 км уже не нужен режим сверхманевренности или высокоманевренности. В эту категорию вписываются: вся серия «Мираж 2000», все МиГ-29, МиГ-23-98, F-15C, F-16C, F\A-18C,E,F, вся серия Су-27го, включая Су-34, МиГ-31Б, БМ, и остальные.
За пределами визуальной видимости. В этот раздел в основном попадают истребители поколения 4++, оснащённые АФАР и ПФАР с дальностью не менее 150 км, а также отдельные малочисленные машины поколения 4+. В эту нишу попадают: «Рафаль», «Еврофайтер», МиГ-29СМТ (модификация с БРЛС Н019МП), МиГ-29КУБ, МиГ-35, Су-27СМ, Су-30МК2, Су-30МК, Су-30СМ, Су-34, Су-35С, МиГ-31БМ, Jas-39 «Gripen», F-2A,B, F-16C Block60, F-15SE, F-35C, F/A-18E/F.
3. ДВБ — Дальний воздушный бой.
Эта категория принадлежит только лучшим из лучших, самолётам — обладателям мощнейших БРЛС с дальностью обнаружения такой цели, как «Раптор» — 150-160 км. На такой дальности F-22A могут противостоять: МиГ-31БМ, Т-50 ПАК-ФА, Су-35С и с «натяжкой» фронтовой высокоточный истребитель-бомбардировщик Су-34. Возможности их БРЭО феноменальны, и будут рассмотрены в наших следующих публикациях.
Примерно такой, на сегодняшний день, расклад с боевой авиацией, которая способна к воздушным баталиям с самым многочисленным и проверенным истребителем 5-го поколения F-22A. Меняться этот расклад будет в зависимости от будущих модернизаций и инноваций в области радиолокационных средств военной авиации.
/Евгений Даманцев/
Ну не знаю. Возможно, возможно. Трудно данные вещи утверждать…
А почему нет? Только вот на счёт того, что F-22 потянут истребители поколения 4 (не 4+ и 4++) автор, по моему, перегнул.
надо на су 30 ставить рэб хибины, возможно это даст уйти от ракет раптора, но не увидит его на расстояние 120 км, тогда су30 надо наводить на раптор наземным пво, в любом случае вся нагрузка лежит на наземных станциях пво и частях РЭБ, которые будут ослеплять раптор, хорошо было бы получать целеуказание с космоса от БПЛА висящих над районом , по теплу(инверсионный след) и радиолокации, наземным роботам ПВО
Сейчас, при использовании данного самолета на Ближнем Востоке, желательно «снять» с него как можно больше разнообразных «фоток».
Не надо «недооценивать» «раптор». Да бортовая РЛС может работать как не надо, а может работать как надо, и тогда у всех истребителей поколения 4++, большие проблемы, вообще то крайне не корректно сравнивать 4++ с пятым поколением, плюс к тому же у «Раптора» выше боевая нагрузка, его «модернизируют». Но вот оказия какая: Проводили учебные бои «Раптора» и «Рафаля» и «Рафаль» выиграл со счётом 4:1, это о чём то говорит???. Очень может быть вся электроника «Раптора» преувеличена в 100 раз, и он ни на что не способен.