Вашему вниманию предлагается продолжение статьи (начало см. здесь) «Меняющийся мир артиллерии».
*****
Российские модели. Российские гусеничные самоходные системы в настоящее время находятся в невыгодном положении в связи со снижением мирового интереса к 152-мм калибру, чьи баллистические характеристики значительно уступают новейшему 155-мм вооружению. Несмотря на это очень много машин С219 Мста-С и 2С5 Гиацинт-С остаются на вооружении многих стран и в настоящее время могут получить выгоду от появления управляемых снарядов. Предлагаются модифицированные версии с орудиями 155-мм/45калибра (2С19M) или 155-мм/52 калибра, но о заказах не сообщается.
FH77B05 от BAE Systems Bofors в настоящее не производится серийно, но является одним из двух финальных претендентов на большую программу индийской армии
Колесные самоходные системы
И опять же, два основных класса различаются по боевой массе (меньше или больше 25 тонн), а также тем, что расчет может вести огонь сидя в кабине (то есть под защитой брони) или должен спешиваться для работы с системой.
Модели машин массой выше 25 тонн, которые как уже отмечалось, всё в большей степени напрямую конкурируют, по меньшей мере, с гусеничными системами низшего класса, включают:
ZTS ZUZANA (Чешская республика). ZUZANA представляет собой доработанную 155-мм версию 152-мм системы DANA, которая ко времени своего появления в конце-70-х годов, была первой артиллерийской системой в мире на колесном шасси (высокопроходимый грузовик Tatra 815 8×8).
ZUZANA была поставлена в Словакию (стала первой бывшей страной Варшавского договора, принявшей на вооружение 155-мм самоходную систему) и на Кипр в варианте с орудием 155-мм/45 калибра и полуавтоматическим механизмом заряжания. С тех пор этот вариант был заменен в каталоге компании более продвинутой моделью с пушкой 52 калибра и автоматическим механизмом заряжания.
Denel G6 (ЮАР). Артсистема G6 на колесном шасси при боевой массе 47 тонн остается самой тяжелой. Было изготовлено всего 145 систем для трех стран (43 для ЮАР, 78 для ОАЭ и 24 для Омана) в оригинальном варианте с пушкой 45 калибра. В настоящее время выпускается новый вариант со стволом 52 калибра (G6-52); базовый вариант с 23-литровой каморой сгорания имеет максимальную дальнобойность 53 км. У варианта Extended Range (увеличенная дальность) с 25-литровой каморой дальнобойность достигает 67 км с боеприпасом VLAP.
Компания Nexter недавно представила улучшенный вариант Mk2 с хорошо известной 105-мм пушкой LG1
Коалиция-СВ (модифицированная 2С19M Мста-С) была интригующей российской концепцией с очень высокой скорострельностью (15 — 18 выстрелов/мин). Она достигается за счет двухствольной конфигурации, автомата заряжания и боезапаса 50 выстрелов. Прототип был показан политическому и военным руководству в 2007 году, но программа, по всей видимости, затем была остановлена
BAE Systems Bofors ARCHER (Швеция). ARCHER представляет собой сочлененную машину с боевой массой 30 тонн, масса артиллерийского модуля 13,1 тонны. Орудие представляет собой удлиненный вариант (52 калибр) ствола буксируемой гаубицы FH77B, оно устанавливается на грузовое шасси Volvo A30D 6×6.
ARCHER имеет усложненный автомат заряжания с 20 готовыми выстрелами, которые могут быть отстреляны за 2,5 минуты, но в отличие от ZUZANA или G6 гаубица не имеет башни, поворачивающейся на 360°. С другой стороны она обладает важным преимуществом – полностью управляется из бронированной кабины. Расчет 4 человека (2 человека могут обслужить в критической ситуации). Работа снаружи необходима только при пополнении боезапаса на 20 выстрелов.
ARCHER в настоящее время в серийно выпускается для шведской и норвежской армий, которые заказали по 24 системы.
SCG NORA B52 (Сербия). NORA B52 – это установленная на грузовую платформу 155-мм/52 калибра самоходная система с боевой массой 31 тонна, включая боезапас на 36 выстрелов. Она предлагается либо на сербском шасси FAP 2882 8×8 (лицензия Mercedes) или на российском Камаз 63501. Новейший вариант K1 имеет полностью автоматическую систему подачи боеприпасов, позволяющую достичь скорострельности 6 выст./мин.
Другой особенностью является сдвоенные бронированные кабины для защиты экипажа на марше и во время стрельбы. Орудие, по всей видимости, собственной разработки стреляет всеми типами боеприпасов НАТО и имеет максимальную дальнобойность свыше 42 км при стрельбе снарядом с донным газогенератором ERFB/BB.
Сообщается, что NORA B52 поступит на вооружение сербской армии, но она не включена в последние официальные списки. 36 систем были проданы в Мьянму, а еще один недавний заказ предусматривает поставку 20 систем для Кении.
Модельный ряд легких (меньше 25 тонн) колесных самоходных систем постоянно расширялся в последние несколько лет, хотя только две действительно получили статус серийной модели.
Nexter CAESAR (Франция). Гаубица, определяющая тенденцию для целой категории устанавливаемых на грузовик артиллерийских систем. CAESAR имеет орудие 155-мм/52 кал и собственную массу 15,8 тонн (включая 3 тонны откатных масс), боевая масса составляет 17,7 тонны, таким образом, она может перевозиться транспортом C-130.
CAESAR представляет собой так называемую «интегрированную» самоходную систему, то есть перевозит орудие, боезапас на 18 выстрелов и СУО/систему командования и управления (ATLAS в варианте для французской армии) на одном шасси. Расчет из 5 человек размещается в защищенной кабине во время движения, но орудие обычно обслуживается снаружи.
Общая книга заказов включает 72 системы для Франции для замены 155 буксируемых гаубиц TRF1 (поставки завершены), шесть для Таиланда (плюс еще опцион на 12 – 18 штук) и 80 — 100 штук для национальной гвардии Саудовской Аравии (поставки идут).
Norinco SH1 (Китай). Система показана в 2007 году и предназначена специально для экспортного рынка. SH1 — это орудие 155-мм/52 калибра на шасси грузовика 6×6. При боевой массе 22 т, включая боезапас на 20 выстрелов, SH1 имеет расчет 5 человек, который во время движения размещается в защищенной кабине. Орудие описывается как способное стрелять любым боеприпасом стандарта НАТО, а также ERFB-HE с донным газогенератором или реактивными снарядами плюс 155-мм вариантом снаряда Краснополь с лазерным наведением. Сообщается, что примерно 90 гаубиц SH1 стоят на вооружении в Пакистане.
Другие устанавливаемые на шасси грузовика и доступные в настоящее время на рынке гаубицы включают Soltam ATMOS (Израиль), Norinco SH2 (Китай) и Singapore Technologies LWSPH (Сингапур). Ни одна из них не достигла еще коммерческого прорыва, впрочем, их характеристики и возможности являются объектом постоянного процесса изменений, так как производители все время стремятся сделать их более привлекательными.
K9 THUNDER от Samsung серийно производится для армии Южной Кореи, тогда как производный вариант T155 FIRTINA поставляется в турецкую армию
BONUS от компаний BAE Systems Bofors и Nexter – это «умный» 155-мм снаряд, предназначенный для поражения бронированных машин. В его корпусе установлены два подснаряда с сенсорными взрывателями, он имеет также газогенератор, повышающий дальнобойность до 35 км. Как только подснаряды выпускаются над целевым районом, каждый ищет и идентифицирует в круге диаметром 200 метров цели, обрабатывая изображение, получаемое от ИК-сенсоров работающих на нескольких частотах, и затем сравнивает результаты с данными, полученными от лазерного радара (LADAR). Определяется профиль цели и затем он сравнивается с данными, полученными от ИК-сенсоров, тем самым боевые цели могут быть отделены от фальшивых. После обнаружения и идентификации цели внутри зоны она уничтожается боеголовкой типа ударное ядро EFP (Explosively Formed Penetrator)
Буксируемая артиллерия
Список приписываемых буксируемым гаубицам недостатков весьма длинный. Им необходимо слишком много времени для занятия и покидания позиции и, таким образом, они едва ли подходят для тактики «выстрелил и убежал» на которой основываются современные доктрины артиллерии на избежании контрбатарейного огня. Они имеют очень плохую тактическую мобильность на пересеченной местности. Значительная общая длина тягач + буксируемая гаубица ухудшает движение на извилистых дорогах или в городских районах. И они не имеют никакой защиты для своего расчета.
Несмотря на это и, несмотря на все большую конкуренцию со стороны колесных СГ, заявления, что буксируемая артиллерия умирает или уже умерла фактически являются слегка преждевременными. Многие пользователи по-прежнему заинтересованы в положительных качествах буксируемых гаубиц: устойчивость и живучесть во всех боевых условиях, простота в эксплуатации, самые скромные логистические потребности и последнее, но не менее важное, стоимость закупки и развертывания.
Кроме того, артиллерийские буксиры – это в основном стандартные военные грузовики, которые можно также использовать для других целей, когда им нет необходимости выполнять свою прямую работу. Не приходится говорить о том, что это совсем не так с устанавливаемыми на грузовики артиллерийскими системами. Кроме того, в оперативных терминах легкие буксируемые гаубицы остаются незаменимыми в определенных географических условиях и/или для некоторых подразделений, как это наглядно это было продемонстрировано в Афганистане.
Примерно 2/3 мирового парка артиллерии представлены буксируемыми моделями, включая около 11000 155-мм гаубиц. И в настоящее время проводится определенное число программ по модернизации или замене существующих образцов. Новые разработки сосредоточены на гаубицах 52 или 45 калибра с высокими характеристиками с одной стороны и так называемыми сверхлегкими моделями с другой. В настоящее время активные программы по 155-мм гаубицам включают:
BAE Systems Bofors FH 77B05 L52 (Швеция). FH 77B05 L52 (ствол 52 калибра стандарта НАТО) является дальнейшим развитием успешной модели FH 77B02 L39. Ствол большей длины и камора большего объема приводит к повышению дальнобойности более 40 км. В гаубице используются модульные и картузные заряды, из нее можно стрелять интеллектуальными боеприпасами нового поколения.
Бортовой баллистический компьютер позволяет вычислять данные стрельбы, выполнять автоматическое наведение и управление огнем, автоматический ввод данных о боеприпасе и метеоданные. FH 77BO5 L52 имеет собственную систему наземной навигации, исключая необходимость в наблюдении и визировании что уменьшает эксплуатационные расходы.
FH 77B05 L52 в настоящее время не стоит на вооружении и не заказана ни одной страной, но она является одним из двух претендентов на большой индийский заказ на покупку 400 штук и дальнейшем местном производстве еще 1180 систем. FH 77B05 L52 предлагается для Индии новой компанией Defence Land Systems India, совместное предприятие BAE Systems и Mahindra & Mahindra.
Norinco PLL01 (Китай). Базируясь на более ранней модели GHN-45 (ствол 45 калибра), PLL01 была изготовлена первой партией в количестве 54 систем для перевооружения артиллерийского полка китайской армии. Она продается на экспорт с ВСУ (12 тонн) или без нее (9,8 тонн), а также в облегченном варианте GM-45.
NIKE T155 PANTER. Разработанная в Турции при некоторой поддержке сингапурской компании STK, T155 PANTER серийно производится для турецкой армии с целью постепенной замены старых M114. Как сообщается, окончательная потребность составляет 138 штук, но производство уже превысило 225 штук. Также был получен первый экспортный заказ от Пакистана на поставку 12 гаубиц PANTER.
PANTER – это самая тяжелая (14 тонн) и длинная (11,6 м в буксируемом положении) гаубица 155-мм/52 калибра среди современных моделей. Она также возможно является одной из самых быстрых благодаря своей ВСУ мощностью 160 л.с., позволяющей развивать скорость 18 км/ч. У нее уменьшенный расчет из 5 человек, она может отстрелить 3 выстрела за 15 секунд.
Soltam ATHOS (Израиль). Разработанная как частная программа и не имеющая на сегодня объявленных заказов, ATHOS уникальна тем, что является единственной современной буксируемой гаубицей со стволами 39, 45 или 52 калибра. Замена ствола требует минимальной модификации. Также она предлагается как с ВСУ, так и без нее. Это также единственная 155-мм буксируемая гаубица, имеющая сектор обстрела 180° по горизонтали по сравнению с обычным сектором 60 — 70°.
STK FH2000 (Сингапур). FH2000 разработана компанией Singapore Technologies Kinetics для сингапурской армии на базе предыдущей модели FH88 155-мм/39 калибра, она представляет собой первую буксируемую гаубицу 155-мм/52 калибра, поступившую на вооружение в мире (1993). У нее расчет 8 человек, дизельная ВСУ мощностью 75 л.с. позволяет двигаться самостоятельно на скорости 10 км/ч. Гаубица может стрелять на максимальную дальность 42 км с использованием боеприпаса увеличенной дальности. Затворный механизм полуавтоматический, то есть затвор открывается автоматически во время наката. Управляемый электроникой, с гидроприводом, импульсный досылатель досылает снаряд в камору с высоким уровнем согласованности.
Производство для местного рынка, по всей видимости, завершено; изготовлено свыше 50 систем. Несколько FH2000 были проданы Индонезии. Гаубица конкурирует с FH77 B05 L52 в рамках индийской программы.
DONAR от KMW/GDELS сочетает башню AGM с орудием 155-мм/52 калибра на модифицированном шасси ASCOD. Продуманные решения по автоматизации позволяют DONAR иметь расчет два человека
Управляемый снаряд M982 EXCALIBUR «готовится» к выстрелу
GDSBS SIAC (Испания). Новейшая гаубица 155-мм/52 калибра производства General Dynamics Santa Barbara Systemas имеет такие усовершенствования как, например ВСУ и полуавтоматический механизм заряжания, позволяющий иметь максимальную скорострельность 10 выст./мин против 4–6 выст./мин у других систем в этом классе и вести непрерывный огонь из 60 выстрелов в течение 30 минут. Гаубица устанавливается на позицию за 120 секунд и готова к стрельбе через 90 секунд. SIAC стоит на вооружении в Испании и Колумбии, а серийное производство продолжается.
Новый сверхлегкий класс (HLW) включает две модели:
BAE Systems M777A1/M777A2 (Великобритания/США). Гаубица M777A1/A2 155-мм/39 калибра находится на вооружении и в серийном производстве для американской армии (273 заказаны) и морской пехоты (380 заказаны), а также Канады (37) и Австралии (57).
M777 – это первая в мире артиллерийская система, в котором широко используются титановые и алюминиевые сплавы. При массе менее 10000 фунтов (4220 кг) это самая легкая в мире 155-мм гаубица, то есть полевое орудие, масса которого в два раза меньше обычной 155-мм системы. Небольшая масса позволяет быстро развертывать M777 на любом ТВД, включая вертолетами. Орудие в настоящее время развертывается в Афганистане и Ираке, для него будет также поставлен новый управляемый боеприпас M982 EXCALIBUR, разработанный компаниями Raytheon и BAE Systems, он имеет максимальную дальность 40 км и точность 10 метров. Расчет для M777 состоит из 5 человек, гаубица имеет максимальную скорострельность 5 выстрелов/мин.
STK SLWH PEGASUS (Сингапур). PEGAGUS может быть описана как интригующая «полусамоходная» система благодаря наличию двигателя мощностью 21 кВт, который позволяет орудию двигаться самостоятельно со скоростью 12 км/ч. Общая масса 5,4 тонн легко совместима с транспортированием на подвесе грузового вертолета. У системы расчет 6 – 8 человек, 3 выстрела отстреливаются за 24 секунды. 54 системы PEGASUS находятся на вооружении сингапурской армии.
Система 155-м/52 калибра Norinco SH1, установленная на грузовик, на фото ведет огонь прямой наводкой. Находится на вооружении Пакистана
Сербская NORA B52 показана на фото. Это новейший вариант с передней и задней бронированными кабинами, они дают защиту экипажу во время движения и стрельбы. Прежде чем поступить на вооружение собственной армии NORA B52 выиграла два импортных заказа
Появление MRSI
До недавнего прошлого (а это положение сохраняется еще во многих странах) артиллерийские системы могли полагаться в основном на осколочно-фугасные или кассетные снаряды для доставки воздействия на цель, только за одним исключением печально ненадежных управляемых лазером снарядов, например COPPERHEAD.
Таким образом, конечная эффективность артиллерийского огня зависела, и в очень большой степени до сих пор зависит, от таких факторов как качество орудия, внутренние и внешние характеристики боеприпаса и его разрушающая сила, подготовка и профессионализм артиллерийского расчета и передовых наблюдателей, а также скорость и эффективность всего процесса передачи и расчета данных для стрельбы.
Принимая во внимание множественное влияние вышеперечисленных факторов, организация и ведение эффективной артиллерийского огня были до сих пор (относительно) легкой задачей по неподвижным/медленно движущимся или небронированным целям, но стали почти невозможными по быстродвижущимся, хорошо бронированным, точечным целям, например ОБТ, особенно при невозможности проведения пристрелки. Как результат, руководства по стрельбе определяли, например, необходимость в отстреле не менее чем 30 155-мм снарядов для покрытия площади 100 х 100 м, на которой находятся три или четыре тяжелых бронированных машины.
Вышеназванные проблемы в настоящее время ухудшаются в связи с политическими и оперативными последствиями. С одной стороны, запрет на кассетные боеприпасы устраняет фактически то, что могло быть основным инструментом исправления присущего артиллерийскому огню отсутствия точности на конечном участке траектории, то есть массированного удара по целевой площади. С другой стороны, возрастающее развертывание артиллерийских средств в асимметричных и противоповстанческих сценариях делает крайне необходимым уменьшение косвенных потерь до минимума. К счастью, на помощь приходит ряд технологических разработок.
Прежде всего, появление конфигурации 155-мм/52 кал стандарта НАТО с каморой 23 литра представляет собой оптимальный компромисс между массой и размерами с одной стороны и баллистическими характеристиками с другой. Автоматические или полуавтоматические системы заряжания позволяют отстреливать 3 выстрела менее чем за 20 секунд и вести непрерывный огонь 6 выстрелов/мин в течение нескольких минут.
Во-вторых, и что также немаловажно, внедряется новое поколение интеллектуальных боеприпасов, имеющих подснаряды, управляемые на конечной траектории или имеющие сенсорные взрыватели (дистанционные) или, по крайней мере, возможности для корректировки траектории. Такие программы как SMArt, BONUS, EXCALIBUR, Краснополь, Китолов 2 или SPACIDO в настоящее время обеспечивают возможность уничтожения бронированной техники в движении, а также уничтожения быстродвижущихся целей или угроз в городских условиях без разрушения всего, что есть вокруг.
Параллельно, становятся широко распространенными системы наземной навигации на основе GPS наряду с устройствами командования управления и СУО, позволяя артиллерии занимать свои позиции для стрельбы гораздо быстрее и затем вести точный огонь. Особенно важно в этой связи применение систем управления для автоматической передачи координат цели на артиллерийские командные пункты и затем передачи приказов на открытие огня на отдельные орудия так, чтобы последние уже имели всю необходимую информацию о цели и количестве снарядов даже еще до занятия предписанных позиций для стрельбы. Это фактически трансформирует каждую отдельную артиллерийскую систему в почти автономную и позволяет поражать цель с первых выстрелов без необходимости отстрела пристрелочных боеприпасов.
Конечный результат всего выше перечисленного – это концепция MRSI (Multiple Rounds Simultaneous Impact — одновременный удар нескольких снарядов. Меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени прилетают к цели одновременно). Круглосуточно, при любой погоде, без пристрелки с целью максимизации неожиданности удара.
Возможности MRSI подразумевают очень высокую скорострельность (фактически наиболее достижимую), а также быстрые средства для точного расчета небольших изменений в метательном заряде и угле вертикального наведения для отстрела каждого последующего снаряда по другой траектории. Практически, а также в зависимости от типа орудия и применяемых боеприпасов, в наши дни можно достичь залпа MRSI от трех до шести снарядов на дальности 15 – 35 км.
Точность на конечном участке варьируется от 95 метров на 15 км и 275 метров на 30 км для стандартного осколочно-фугасного выстрела, но резко улучшается (менее 10 метров) при использовании интеллектуальных боеприпасов нового поколения.
155-мм артиллерия с сенсорными взрывателями уничтожает машины в движении
Изготавливаемый и продвигаемый на рынок компанией GIWS (совместное предприятие Rheinmetall AG и Diehl Group), 155-мм артиллерийский снаряд SMArt 155 специально создан для срыва атак бронетехники.
SMArt 155 означает Sensor-fused Munition for Artillery, Calibre 155mm (артиллерийский боеприпас с сенсорным (неконтактным) взрывателем, калибр 155 мм). Это надежный, высокоэффективный артиллерийский снаряд категории «выстрелил и забыл». В каждом снаряде два автономных, интеллектуальных подснаряда с высокими характеристиками. Они способны нейтрализовать неподвижные и движущиеся бронированные машины, включая танки при любой окружающей обстановке и при любой погоде. SMArt 155 может остановить наступление бронетехники при минимальном расходе боеприпасов и с очень высокой точностью даже на дальних дистанциях поражения. Риск косвенных потерь сведен к минимуму.
Снаряд отличается тонкостенным корпусом с целью получения максимального объема для двух подснарядов. Сочетание многорежимных сенсоров со снарядом типа ударное ядро (или EFP) делает эти подснаряды чрезвычайно эффективными. Превосходное определение целей и отбраковывание фальшивых, большая площадь охвата, высокая вероятность поражения и выдающиеся характеристики боевой части гарантируют максимальную летальность и разрушения на земле, то есть эффективную нейтрализацию бронетехники.
Огневые задачи могут быть выполнены всего несколькими выстрелами за очень короткий период времени. Это позволяет применять тактику «выстрелил и уехал», значительно снижая эффективность контрбатарейного огня противника, критический фактор при защите своих сил.
Избыточное самоуничтожение является ключевой особенностью снаряда SMArt, чьи создатели обратили особое внимание на избежание риска неразорвавшегося боеприпаса. Если цель не обнаружена в районе поиска, два избыточных и независимых механизма, состоящие из прочных и простых компонентов, гарантируют, что снаряд надежно «самоуничтожится», что позволяет своим войскам двигаться в зоне с большей уверенностью.
Есть цель, нет цели, боевая часть подснаряда, подвешенного на парашюте, спроектирована так, что подрывается как только высота над землей станет менее 20 метров. Если эта функция не срабатывает и подснаряд падает невредимым, боевая часть автоматически детонирует как только напряжение от батареи падает ниже определенного уровня. Этот режим также закрывает возможные неисправности сенсоров и электроники.
Компания GIWS разработала снаряд в конце Холодной войны для того, чтобы Бундесвер смог противостоять угрозе бронетанковой техники стран Варшавского договора, что привело к экономически выгодной форме сдерживания.
Сегодня, армии Германии, Швейцарии, Греции и Австралии имеют на вооружении SMArt 155. Снаряд SMArt постоянно модернизируется, он успешно показал себя в 26 стрельбовых испытаниях, подтвердив свою чрезвычайную надежность.
/Alex Alexeev, topwar.ru/