Тульские оружейники достойно продолжают дело своих легендарных предшественников. 19 сентября в очередной раз пройдет малоизвестный широкой общественности и, тем не менее, отмечающийся во всех «оружейных» КБ и на заводах-производителях праздник – День оружейника.
На фоне сообщений о закупках новейших зенитных ракетных комплексов, испытаниях межконтинентальных баллистических ракет, поступлении в авиационные полки ВВС России сверхсовременных истребителей-бомбардировщиков тема стрелкового оружия как-то отходит на второй план. Неудивительно, что среди наших обывателей бытует такое мнение, что на этом направлении у России не так уж и много достижений.
Если провести блицопрос, то максимум, что вспомнят простые граждане, не являющиеся специалистами, это выбор Вооруженных Сил РФ между новейшим автоматом АК-12 и его конкурентом АЕК да не прекращающиеся споры о том, будто в стране до сих пор не налажено производство «тактического обвеса» – передних рукояток для удержания оружия, специально закрепленных на нем фонарей, лазерных целеуказателей и т.д.
Даже прошедшая в этом году презентация уникального двухсредового автомата АДС, способного одинаково эффективно поражать противника как на суше, так и под водой, разработки тульских оружейников из Конструкторского бюро приборостроения (КБП) нашла отклик в основном только в специализированных изданиях.
В то же время современные российские производители стрелкового оружия, в частности входящие в холдинг «Высокоточные комплексы» Тульский оружейный завод (ТОЗ) и КБП, представляют весьма широкую линейку продукции, причем не только для российских силовых ведомств, но и для иностранных покупателей.
Тульские мастера уже сейчас производят разнообразную номенклатуру стрелкового вооружения, начиная от уникальных автоматов специальных АС, снайперских винтовок ВСС и заканчивая гранатометами ГМ-94, АГС-30 и пистолетами-пулеметами ПП-2000. Есть в перечне производимой продукции системы, во многом не имеющие аналогов в мире. Помимо уже упомянутых 9-мм автомата специального АС и винтовки снайперской ВСС, это, например, крупнокалиберный бесшумный снайперский комплекс «Выхлоп».
Стоит отметить, что вся продукция тульских оружейников максимально учитывает пожелания заказчиков. В частности, на предлагаемых образцах в обязательном порядке монтируются ставшие сейчас неотъемлемым элементом современного стрелкового оружия так называемые планки «Виверы» и «Пикатинни» – переходники для быстрой установки и съема со «ствола» дополнительного навесного оборудования. При необходимости – для облегчения стрелку контроля оставшегося количества патронов – обоймы и магазины делаются из прозрачного пластика. Помимо этого выпускаются и новые эргономичные приклады, так называемые пистолетные ручки, и т. д.
Еще более важно, что большинство образцов оружия ТОЗ и КБП уже прошло крещение огнем не только в первой и второй чеченских войнах, но и в ходе продолжающейся в некоторых регионах Северного Кавказа контртеррористической операции.
Девять миллиметров бесшумной смерти
Выпускающиеся на Тульском оружейном заводе автомат специальный – АС «Вал» и винтовка снайперская специальная – ВСС «Винторез», использующие специальные патроны калибра девять миллиметров, несмотря на свой возраст, пользуются заслуженной любовью и уважением не только бойцов спецподразделений правоохранительных органов, военнослужащих спецназа ГРУ, но и обычных войсковых разведчиков.
Автомат специальный – АС «Вал»
Благодаря использованию специальных патронов СП-5 и СП-6 и, как принято сейчас говорить, интегрированного глушителя АС и ВСС не только стреляют практически бесшумно, но и способны пробить элементы индивидуальной бронезащиты противника, соответствующие 3-му классу согласно российскому ГОСТу, в частности бронежилеты и защитные шлемы, на дальности до 400 метров.
Как рассказал обозревателю газеты «Военно-промышленный курьер» офицер-разведчик Воздушно-десантных войск, когда в 1993 году в подмосковной Кубинке формировали 45-й отдельный разведполк ВДВ, то сразу найти ВСС и АС для этой уникальной воинской части не получалось.
«Они в основном были в бригадах спецназа ГРУ и то в очень ограниченном количестве, а зная о возможностях этих бесшумных «стволов», делиться никто не хотел. Но в бригаде специального назначения вооруженных сил Белоруссии, базирующейся еще с советских времен в Марьиной Горке, имелись и АС, и ВСС. В СССР она считалась одной из лучших бригад, и ее командование знало цену этим системам. Однако у белорусов не было патронов СП-5 и СП-6 и их поставка не предвиделась. Поэтому хоть и со скрипом, они все же поменяли российскому ГРАУ АС и ВСС на другие образцы стрелкового оружия», – вспоминает собеседник.
Разведчик также отметил, что именно АС и ВСС обеспечили высокую эффективность 45-му орп и бойцам спецподразделений ФСБ при штурме Грозного зимой 1994–1995 годов.
«Мы тогда стояли на консервном заводе в Грозном. Снайперы боевиков нас постоянно донимали, особенно ночью. Я за пару суток пять бойцов убитыми и ранеными потерял. Когда появились десантники с приборами ночного видения и бесшумными «снайперками», мы сразу вздохнули спокойно», – рассказал обозревателю «ВПК» высокопоставленный представитель Минобороны, бывший в то время командиром мотострелкового взвода.
Но все же прошло больше 20 лет, и какими бы чудесными ни были АС и ВСС, их надо модернизировать.
Винтовка снайперская специальная – ВСС «Винторез»
«В середине 2000-х мы пытались как-то самостоятельно установить на ВСС и АС новые прицелы. Скажем, штатный ПСО-1 сейчас, если честно, анахронизм. Но если для автоматов Калашникова можно много чего заказать за рубежом, то для «Валов» и «Винторезов» из-за их секретности такой возможности нет. Вот мы и придумывали, как установить планки «Пикатинни» и «Виверы», ЛЦУ и даже тактические фонари. Самостоятельно сверлили, крепили переходники и т. д. Оружие отличное, но надо, чтобы оно соответствовало современным требованиям по «обвесу», – объясняет офицер одного из отрядов специального назначения МВД.
В настоящее время эти проблемы во многом решены. Так, по словам руководства Тульского оружейного завода, сейчас совместно с разработчиком «Вала» и «Винтореза» – климовским ЦНИИТОЧМАШем активно ведутся работы по усовершенствованию АС и ВВС.
И скоро бесшумный автомат и снайперская винтовка будут представлены с установленными планками «Пикатинни» и «Виверы», благодаря чему появится возможность крепить не только современные снайперские, но и коллиматорные и голографические прицелы, к которым дополнительно можно поставить еще и так называемые увеличители. Примечательно, что речь идет не только о популярных у бойцов спецподразделений иностранных Aimpoint и Eotech, но и о прицелах отечественной разработки. А привычные пластиковые магазины заменят прозрачными, позволяющими контролировать расход боеприпасов.
«Если честно, сейчас у нас появились неплохие прицелы ночного видения, поэтому для операций в темное время суток нам бы хотелось получить не новые разработки, а ЛЦУ, чей луч виден в ПНВ. Мы в свое время самостоятельно крепили целеуказатели на наши «Валы», но это было кустарно», – делился впечатлениями офицер-спецназовец.
Теперь благодаря ТОЗ проблемы будут решены и уникальные бесшумные автоматы и снайперские винтовки станут максимально отвечать требованиям таких взыскательных заказчиков, как бойцы и офицеры спецназа, разведчики.
Крупнокалиберный шепот
На прошедшей в августе нынешнего года в подмосковном Жуковском выставке «Технологии в машиностроении» в экспозиции другого тульского предприятия – Конструкторского бюро приборостроения можно было увидеть футуристического вида крупнокалиберную снайперскую винтовку с непривычно толстым из-за установленного интегрированного глушителя стволом.
Снайперский комплекс «Выхлоп» калибра 12,7 миллиметра, разработанный тульскими оружейниками для легендарного Центра специального назначения ФСБ России, уже несколько лет как занял место в арсеналах подразделений спецназа и других силовых ведомств.
Снайперский комплекс «Выхлоп» калибра 12,7 мм
На дальности до 600 метров «Выхлоп» справится и с противником в средствах индивидуальной защиты, и с автомобилем. Даже пробьет, если надо, кирпичную стенку, и это при исходном звуке выстрела больше 120 децибел. Достигаются такие уникальные показатели не только за счет использования интегрированного глушителя.
Главное ноу-хау «Выхлопа» – дозвуковые крупнокалиберные специальные патроны семейства СЦ-130. Тяжелые пули этих патронов (от 59 до 76 граммов в зависимости от модели) с высоким баллистическим коэффициентом пробивают индивидуальные средства бронезащиты, соответствующие 5-му классу согласно российскому ГОСТу.
Примечательно, что за счет использования схемы «булл-пап», когда магазин находится за спусковым крючком и ударным механизмом, «Выхлоп» получился достаточно компактным, длиной чуть более одного метра и весом около 7 кг, что весьма неплохо для крупнокалиберной снайперской винтовки. Такие показатели обеспечивают высокую подвижность снайперу и возможность разместиться в довольно небольших помещениях. Это особенно важно при проведении контртеррористических операций, когда найти удобное место для длинной винтовки, чтобы не демаскировать позицию, очень сложно, а иногда и вообще невозможно.
На представленном в Жуковском обновленном «Выхлопе» в зависимости от желания заказчика можно легко смонтировать различные снайперские прицелы, не только дневные, но и ночные. Это действительно не просто винтовка, а снайперский комплекс, в комплект поставки которого могут входить как разные прицелы, так и дальномеры, баллистические вычислители и даже, если у заказчика есть необходимость, метеостанции.
В линейке продукции КБП присутствует и непривычного вида гранатомет, немного напоминающий большой помповый гражданский дробовик. Это 43-мм магазинный гранатомет ГМ-94. Малоизвестный широкой общественности ГМ-94 уже несколько лет как стал незаменимым помощником бойцов спецподразделений правоохранительных органов. Если вглядеться в видеохронику контртеррористических действий на Северном Кавказе или внимательно присмотреться к телевизионным сюжетам, посвященным учениям различных подразделений специального назначения, то «большой дробовик» (на сленге бойцов) очень часто появляется в кадрах.
43-мм магазинный гранатомет ГМ-94
«Дробовик» незаменим при штурме зданий. Он компактный, закинул за спину и пошел в помещение. В любой момент достал и применил. Ведь ГМ-94 весит почти как калашников, но при этом гораздо компактнее», – дал оценку гранатомету сотрудник отряда специального назначения МВД России.
С действующими бойцами сложно не согласиться, ведь даже с выдвинутым прикладом ГМ-94 чуть длиннее 80 сантиметров, а весит немногим больше 5 кг. Это с боекомплектом из трех гранат, которые могут быть как дымовыми, светошумовыми, так и термобарическими.
«По наставлению рекомендуется стрелять с откинутым прикладом. Так граната летит точнее и отдача слабее. Но мы уже научились и с убранным прикладом стрелять. Конечно, это тяжеловато, но так удобнее, когда у тебя «дробовик» за спиной и надо его срочно достать, чтобы закинуть гранату в помещение. Спасибо конструкторам, что даже без приклада с ГМ-94 удобно стрелять и сохраняется хорошая точность», – пояснил сотрудник спецподразделения.
Стоит отметить, что единственное нарекание у бойцов к ГМ-94 – боекомплект всего в три выстрела. Но с другой стороны, некоторые из опрошенных обозревателем «ВПК» сотрудников согласны лишний раз перезарядить гранатомет, лишь бы он оставался таким же компактным.
«В ГМ-94 – 43-мм граната, она не столько места занимает в подсумках. Да особо много их и не надо. Это же не автомат и тем более не пулемет. Если используешь термобарические гранаты, обычно хватает одного, редко двух выстрелов, чтобы «успокоить» сопротивляющихся. Можно еще одну дымовую гранату сверху закинуть, чтобы спокойно зайти в помещение», – поделился опытом представитель МВД.
По популярности с ГМ-94 может сравниться только одно изделие тульских оружейников из КБП – пистолет-пулемет ПП-2000. «Мы используем его у «щитовиков» (бойцов, идущих за специальным пуленепробиваемым щитом). Ну и как вооружение второго номера снайперской пары, – заметил в разговоре с обозревателем «ВПК» сотрудник спецподразделения МВД. – Очень компактный пистолет-пулемет. Ведь щит сам по себе нелегкое изделие, а его еще надо нести – так, чтобы своих товарищей прикрыть. Но ПП-2000 такой легкий и компактный, что нет проблем его достать и поразить цель. И главное, когда стреляешь, он в руках не скачет. Очень маленькая отдача и, хоть он и совсем компактный, ствол не подбрасывает вверх при выстреле».
Сейчас ПП-2000 поставляется в правоохранительные органы уже с коллиматорными прицелами, планками «Пикатинни» и «Виверы». Также в комплекте есть переходники – для установки не только ЛЦУ, но и тактического фонаря.
ПП-2000 занял свое место в арсенале структур МВД и внутренних войск, а сейчас тульским пистолетом-пулеметом заинтересовались и в Минобороны.
«На Западе очень популярен немецкий МР-7 фирмы «Хеклер унд Кох», разработанный в рамках нового класса стрелкового оружия «Персональное оружие самообороны» (Personal Defense Weapon – PDW). По идее таким оружием должны вооружать бойцов, которым штурмовая винтовка или автомат не слишком нужны согласно их военно-учетной специальности. Это связисты, танкисты, расчеты комплексов ПВО и т. д. Им нужно компактное стрелковое оружие, но достаточно мощное, чтобы отбиться от противника в случае необходимости», – сказал представитель одного из заказывающих управлений Минобороны.
По словам собеседника, сейчас российские военные тоже озаботились разработкой подобного вооружения и рассматривают как один из вариантов тульский пистолет-пулемет ПП-2000.
«Немецкий МР-7 всем хорош, но нас смущают его уникальные патроны калибра 4,6 миллиметра. Да, они компактные, пули отличаются высокой бронепробиваемостью. Но речь идет о довольно массовом оружии, а не о штучных образцах для спецназа. А если вносить новую и достаточно уникальную номенклатуру боеприпасов в войска, это надо делать запасы, менять эшелонирование уже существующих и т. д. Важно учитывать и вопрос цены. Чем уникальнее патрон, тем меньше количество выпущенных штук, соответственно он дороже. Слишком много проблем. Поэтому тульский ПП-2000, на мой взгляд, – хороший выбор», – высказал мнение представитель Минобороны.
Примечательно: несмотря на то, что армия США в целом осталась довольна МР-7, на вооружении экипажей танков, расчетов ЗРС «Пэтриот» и т.д. стоят либо штатные карабины М-4, благо, они достаточно компактные, либо иногда пистолеты-пулеметы М-3 «Масленка» времен Второй мировой войны. А МР-7 занял узкую нишу в системе вооружения американских спецподразделений командования JSOC – «Дельты» и DEVGRU.
Тульские оружейники – ТОЗ и КБП, входящие в холдинг «Высокоточные комплексы», продолжают традиции своих легендарных земляков – Макарова, Шипунова, Токарева, Стечкина, Коробова, Грязева, чьи имена навечно вошли в историю мировой конструкторской мысли.
Выше были перечислены только отдельные образцы изделий. А ведь в Туле выпускаются и уникальные специальные револьверы, и автоматические гранатометы, и многое другое. Стоящие на вооружении изделия продолжают совершенствоваться. В войска поступают не только новые образцы стрелкового оружия, но и уникальные семейства патронов и гранат.
В предстоящий профессиональный праздник хочется пожелать нашим оружейникам не останавливаться на достигнутом, продолжать создавать уникальные, не имеющие аналогов смертоносные для врага изделия. «Высокоточным комплексам», ТОЗ и КБП их трудовой историей и самой судьбой назначено крепить славу российского оружия!
/Алексей Рамм, vpk-news.ru/