Интернет-издание Delo.ua смогло узнать некоторые подробности эксплуатации поставленной техники. Со ссылкой на руководителя профсоюза завода Владимира Яковенко утверждается, что ремонтникам в основном приходится заниматься обслуживанием двигателей. Киевский бронетанковый завод направляет ремонтной бригаде различные детали и комплектующие, которые используются для ремонта бронемашин. При этом до сих пор не было ни одного случая, когда в ремонте нуждалась бы броня боевых машин.
В. Яковенко полагает, что это связано с дополнительной защитой в виде решетчатых экранов, устанавливаемых на технику. Помимо строительства бронетранспортеров Киевский бронетанковый завод занимается ремонтом и модернизацией техники. Так, предприятие получило задание модернизировать партию танков Т-72. В ходе этих работ боевые машины получают новый двигатель украинского производства мощностью 1050 л.с. Как и в случае с бронетранспортерами, ремонт танков осуществляется в интересах украинских вооруженных сил.
Упомянутые представителями Киевского бронетанкового завода два десятка бронетранспортеров БТР-3, вероятно, строились в соответствии с недавним заказом. В мае этого года украинское министерство обороны заказало 22 бронетранспортера этой модели общей стоимостью около 100 млн гривен. Эту технику предполагалось распределить между подразделениями сухопутных войск и Национальной гвардии.
Таким образом, за прошедшие месяцы завод успел передать военным все или почти все заказанные машины. Столь быстрому выполнению заказа мог способствовать тот факт, что строительство БТР-3 была освоена киевским заводом еще несколько лет назад. Именно Киевский бронетанковый завод осуществлял сборку боевых машин из поставляемых комплектующих. К изготовлению узлов и агрегатов для новой техники были привлечены некоторые другие предприятия, в частности, бронекорпуса производятся мариупольским заводом «Азовмаш».
Бронетранспортер БТР-3 был разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им А.А. Морозова и является дальнейшим развитием БТР-80, созданного в СССР. Украинские инженеры сохранили основные черты машины, но заметно переработали ее с учетом возможностей промышленности и с использованием иных комплектующих.
В результате такого подхода к конструированию БТР-3 сохранил компоновку БТР-80 со средним расположением десантного отделения и силовой установкой в корме.
Боевая машина имеет корпус, обеспечивающий защиту от пуль и осколков. Основой силовой установки является дизельный двигатель MTU 6R 106 TD21 немецкого производства мощностью до 325 л.с. Двигатель сопряжен с трансмиссией фирмы Allison. При боевой массе около 16,5 тонны (этот параметр зависит от комплектации) машина, по официальным данным, способна разгоняться до 100 км/ч. При необходимости бронетранспортер может пересекать водные преграды вплавь со скоростью до 8 км/ч.
Интересной особенностью БТР-3 является возможность установки различных боевых модулей в соответствии с требованиями заказчика. К примеру, модификация БТР-3Е1 оснащается боевым модулем БМ-3М «Штурм-М», несущим 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1, спаренный 7,62-мм пулемет КТ-7,62, две пусковые установки для ракет «Барьер» и 30-мм автоматический гранатомет КБА-117. В двухтысячных годах бронетранспортеры БТР-3 различных модификаций заинтересовали зарубежных заказчиков. Некоторое количество таких боевых машин было продано Азербайджану, Эквадору, Мьянме, Чаду и другим развивающимся странам.
Самым крупным заказчиком БТР-3 стал Таиланд, к 2011 году купивший более сотни БТР-3 и позже заказавший дополнительную партию из 120 машин. К 2010 году Объединенные Арабские Эмираты получили около 90 украинских бронетранспортеров. Еще одним крупным заказчиком мог стать Судан, однако после получения первой партии из 10 машин суданские военные оказались недовольны их качеством и отменили заказ.
В мае этого года украинское Минобороны впервые сделало заказ на БТР-3. В соответствии с ним в ближайшее время вооруженные силы и Нацгвардия должны получить 22 машины в версии БТР-3Е с двигателем Deutz BF6M1015 и боевым модулем «Штурм-М». Как следует из последних сообщений, часть этих машин уже передана заказчику и, вероятно, отправлена в зону боевых действий. Пока нельзя говорить о реальной боевой эффективности бронетранспортеров БТР-3Е, недавно переданных украинским военным. Какие-либо достоверные сведения о захвате или уничтожении машин этой модели еще не появлялись.
Малое количество БТР-3Е и недавнее начало поставок пока не позволяют начать полноценную эксплуатацию такой техники и, как следствие, составить мнение о ее реальной эффективности. При этом нельзя не отметить, что в ходе боев последних месяцев украинские силовики потеряли большое количество бронетранспортеров БТР-70 и БТР-80, которые по ряду параметров мало чем отличаются от БТР-3Е. Кроме того, не следует забывать про плохую подготовку бойцов и неграмотное управление войсками.
Общая обстановка на фронтах Новороссии такова, что сообщение об уничтожении первого БТР-3Е может прийти в любой момент. Также не стоит исключать возможность того, что украинские бронетранспортеры станут трофеями ополченцев и будут использоваться ими против бывших хозяев. Так или иначе, все хвалебные заявления об этой технике пока следует считать рекламой и попыткой заинтересовать потенциальных заказчиков.
Участие БТР-3Е в бою, в свою очередь, поможет будущим покупателям узнать об этой технике больше и сделать соответствующие выводы.
/Кирилл Рябов, Topwar.ru/
Мой Сотрудник, Татарин, всю жизнь — почти до пенсии, отпахал на «Камазах», а под старость лет сел на «КРАЗ», после он сказал -«подробности отпустим, суть — «КрАЗ» лучше «Камаза»!!!