С момента освоения и всемирного признания зенитно-ракетной системы «Тор-М1» прошло не так много времени, а Ижевский электромеханический завод «Купол» уже освоил серийное производство принципиально нового изделия — ЗРК «Тор-М2У» для российских вооружённых сил и «Тор-М2Э(К)» для экспортных поставок. Принципиальных отличий в этих машинах нет, кроме шасси, в одном случае — это колёсный вариант (обозначение – К), в другом — гусеничный.
Гусеничное шасси обладает повышенной проходимостью в условиях бездорожья, а колёсный вариант боевой машины снабжен автоматической коробкой передач, автоматической цифровой системой управления агрегатами и диагностики их состояния, спутниковой системой навигации. Для прохода под мостами и виадуками, а также для погрузки в транспортные самолеты, самоход имеет изменяемый клиренс.
На стадии разработки находится модульный вариант «Тора». Его производство позволит значительно расширить тот спектр задач, которые выполняются сегодня его собратьями – гусеничным и колесным вариантами ЗРК. Сохраняя все свои боевые характеристики, модульный вариант становится значительно легче и может размещаться на универсальных автомобильных шасси разных производителей, на прицепах и полуприцепах. Он может транспортироваться вертолетом в места, куда доступ самоходных средств ПВО затруднен, и размещен практически на любой горизонтальной поверхности, в том числе на крыше зданий, сооружений, небоскребов.
Модернизированный «Тор» — это комплекс малой дальности, способный одновременно уничтожать до 4 целей 4 ракетами, обнаруживая при этом до 48 различных объектов воздушного нападения. Изделие практически полностью автоматизировано. Боевому расчету остается принять решение по уничтожению наиболее опасных объектов воздушного нападения из целей, отобранных по различным критериям боевой машиной. Это возможно благодаря применению современной вычислительной системы.
«Тор» обладает рядом значительных преимуществ по сравнению с аналогичными комплексами других стран. Одними из подобных преимуществ являются минимальное время реакции комплекса, его развёртывания, а также ухода из-под возможной атаки противника (благодаря высокой мобильности, минимизируются риски, как для экипажа, так и для самого изделия). Еще «Тор» легко интегрируется в существующие системы противовоздушной обороны, сохраняя при этом возможность автономного применения.
В современном комплексе «Тор» реализован режим работы «Звено», позволяющий вести автономную боевую работу двух боевых машин совместно без батарейного командного пункта. В этом режиме на двух БМ создается единая, дополняющая одна другую, информация о воздушной обстановке. Также в указанном режиме реализована возможность обнаружения целей одной машиной, а обстрел — другой. Такая работа значительно расширяет тактические возможности и повышает эффективность отражения налета и живучесть комплекса. Публикуемы ниже фото — © ИЭМЗ «Купол»