Белорусская техника семейства «Москит»

Несколько лет назад белорусская компания «Минотор-Сервис» представила новый проект многоцелевой гусеничной машины под названием 3Т «Москит». Эта машина предназначалась для выполнения различных транспортных задач, связанных с перевозкой людей и грузов. В начале 2014 года компания «Минотор-Сервис» начала показывать на различных выставках макеты новой техники на базе «Москита». Белорусские инженеры предложили сделать транспортную машину базой для нескольких новых типов техники различного назначения.

На недавней выставке MILEX-2014, прошедшей в Минске, вновь были показаны макеты перспективных машин. Кроме того, на демонстрационную площадку выставки выкатили прототип одной из новых машин семейства.

К настоящему времени компания «Минотор-Сервис» представила несколько вариантов машин на основе платформы «Москит». Разработчики полагают, что новый проект имеет большие перспективы. Машины семейства «Москит» предлагаются в качестве современной замены устаревающей технике на базе многоцелевого транспортера МТ-ЛБ и его модернизированной версии МТ-ЛБу. Новые разработки компании из Беларуси имеют примерно такие же характеристики и поэтому, как утверждается, могут быть интересны потенциальным заказчикам.

Транспортная гусеничная машина (ТГМ) 3Т «Москит»

Базовым типом техники семейства «Москит» является одноименная транспортная гусеничная машина 3Т, созданная несколько лет назад. Ее основной задачей изначально была перевозка личного состава, вооружений, различного оборудования и прочих грузов. Насколько известно, характеристики ТГМ 3Т не смогли заинтересовать потенциальных заказчиков, из-за чего компания-разработчик была вынуждена начать разработку новой техники на основе имеющегося проекта.

Белорусская техника семейства «Москит»
Белорусская техника семейства «Москит»

3Т «Москит» представляет собой сравнительно легкую и компактную гусеничную машину с корпусом характерной «граненой» формы. Полная масса машины – 4,9 тонны, вес полезной нагрузки может достигать 900 кг. Общая длина машины не превышает 4,75 м, ширина корпуса – 2,5 м, высота в базовой версии – всего 1,56 м.

Следует отметить, прототип машины 3Т, демонстрировавшийся на различных выставках, не имел крыши. Тем не менее, для обеспечения удобства эксплуатации и безопасности машина имеет лобовое стекло, защищенное сеткой, а также раму в кормовой части кабины.

Машина 3Т «Москит» оснащается дизельным двигателем, автоматической трансмиссией и гидрообъемным механизмом поворота. Ходовая часть базовой машины семейства имела по пять опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту, а также ведущие и направляющие колеса. По имеющимся данным, двигатель и агрегаты трансмиссии расположены в центральной и кормовой частях машины. Гусеницы машины оснащаются асфальтоходными башмаками.

Благодаря имеющейся силовой установке и гусеничному движителю машина 3Т на шоссе способна развивать скорость до 90 км/ч. При необходимости машина может преодолевать водные преграды вплавь. В таком случае максимальная скорость, обеспечиваемая перематыванием гусениц, не превышает 3-5 км/ч. Машина способна преодолевать 30-градусный подъем и двигаться с креном до 20°.

В кабине ТГМ 3Т «Москит» имеются места для водителя и пяти пассажиров. Определенный интерес представляет расположение пассажирских мест: одно из них находится в передней части кабины, у правого борта. Еще два размещены за ними, по бокам от крупного кожуха двигателя в средней части машины. Два дополнительных сиденья находятся за кожухом и развернуты спинками вперед. Посадка на эти места осуществляется через небольшую грузовую площадку в кормовой части машины.

Читайте также  Армия Кении

Для упрощения конструкции корпус машины «Москит» не имеет дверей. Садиться в машину приходится, перелезая через борта. Для удобства в бортовых экранах гусениц имеются отверстия-ступеньки.

В рекламных материалах по машине 3Т «Москит» утверждалось, что примененные в ее конструкции технические решения позволяют создавать различные модификации разного назначения, а также дорабатывать ходовую часть и корпус, добавляя дополнительные секции с опорными катками. Утверждалось, что может быть создана модификация с шестью опорными катками на каждом борту. Позже возможность разработки такой машины подтвердилась на практике.

Самоходный противотанковый ракетный комплекс

Кормовая рама кабины экипажа базовой машины «Москит» может служить не только основой для установки тента. Ее конструкция позволяла монтировать различное вооружение, как ствольное, так и ракетное. Развитием этой идеи стал самоходный противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Москит». По имеющимся данным, к настоящему времени построен один прототип такой машины, а также собраны макеты, демонстрируемые на выставках.

Белорусская техника семейства «Москит»
Белорусская техника семейства «Москит»
Белорусская техника семейства «Москит»

На опубликованных фотографиях самоходного ПТРК «Москит» запечатлена машина 3Т с установленной на нем пусковой установкой для ракет и всем необходимым оборудованием. Тем не менее, такой вариант исполнения нового ПТРК, по-видимому, не будет предлагаться потенциальным заказчикам. На выставках демонстрируется макет и рисунки, изображающие иной вариант противотанкового комплекса.

В качестве базы для специальной и военной техники предлагается машина с шестикатковой ходовой частью. Кроме того, носитель противотанковых ракет оснащается противопульным бронированием и крышей. Все эти доработки соответствующим образом сказываются на габаритах и боевой массе машины. Шестикатковый вариант «Москита» имеет длину 5,66 м, ширину 2,4 м и высоту 1,95 м. Боевая масса самоходного ПТРК достигает 9,8 т, а полезная нагрузка – 1,2 т.

Шестикатковую версию машины «Москит» предлагается оснащать 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 220 кВт, перенесенным из средней части корпуса в переднюю. С двигателем предлагается соединить гидромеханическую трансмиссию с автоматической коробкой передач, имеющей 6 передач переднего хода и 1 заднего. Большие изменения претерпевает механизм поворота.

На доработанных «Москитах» предлагается использовать двухпоточный бесступенчатый механизм с гидростатическим приводом в дополнительной ветви. Конструкция ходовой части остается прежней – независимая торсионная подвеска всех опорных катков. Гусеница должна оснащаться параллельным резино-металлическим шарниром.

При имеющейся силовой установке шестикатковый «Москит» с противотанковыми ракетами должен разгоняться на шоссе до 80 км/ч. Запас хода при емкости топливных баков 280 л заявлен на уровне 400 километров. Машина сохраняет возможность плавать со скоростью не более 3-5 км/ч.

В качестве основного вооружения такая версия «Москита» может нести любой современный ПТРК, требуемый заказчику. В случае с машиной с закрытым бронекорпусом пусковая установка с ракетой перед запуском должна подниматься над крышей.

По желанию заказчика возможен выпуск другой доработанной версии боевой машины. Разработан вариант шасси «Москит» с семью опорными катками на борт. Такая машина имеет длину 6,4 м и боевой вес 11,6 тонны при полезной нагрузке до 1,5 т. Подобные доработки, подразумевающие добавление еще одной пары опорных катков, почти никак не сказываются на характеристиках машины. Единственные заметные различия шести- и семикатковой машины заключаются в разной удельной мощности и ширине преодолеваемого рва.

Читайте также  Немецкий охотник за снарядами: система ближней защиты «Богомол»

Машина радиоэлектронной борьбы Kiwi

На недавней выставке MILEX-2014 был показан прототип машины РЭБ на базе платформы «Москит». Как можно судить из опубликованной информации, основой для представленного образца стало семикатковое шасси, представляющее собой дальнейшее развитие платформы 3Т. Машина весом 11,6 тонны оснащена бронированным корпусом большого объема, в котором установлена целевая аппаратура.

Белорусская техника семейства «Москит»
Белорусская техника семейства «Москит»
Белорусская техника семейства «Москит»

В состав комплекса Kiwi включены обнаружитель-пеленгатор с приемной антенно-фидерной системой, радиопередатчик с собственной антенной, системы связи, электропитания и жизнеобеспечения, а также два автоматизированных рабочих места операторов. Машина Kiwi предназначена для обнаружения и подавления каналов радиосвязи противника, а также для выполнения ряда задач радиотехнической разведки. Так, две машины РЭБ Kiwi способны определить местоположение обнаруженного передатчика. Кроме того, при одновременной работе нескольких машин возможно распределение подавляемых линий между ними.

На крыше и на кормовом листе корпуса машины Kiwi устанавливаются две телескопические штанги с антенными системами. Кроме того, две дополнительные антенны устанавливаются на крыше и на капоте двигателя. Для обеспечения систем электроэнергией машина несет собственный генератор, вырабатывающий переменный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц.

Согласно опубликованным данным, машина Kiwi на базе платформы «Москит» способна работать в диапазоне частот от 30 до 3000 МГц. Аппаратура способна пеленговать направление на передатчик с точностью до 8°. При использовании противником псевдослучайной перестройки рабочей частоты (ППРЧ) комплекс Kiwi сохраняет способность находить сигналы и пеленговать передатчик. Обнаружение канала и передатчика осуществляется при скорости ППРЧ до 1000 скачков в секунду. Подавление линии возможно при скорости ППРЧ не более 300 скачков в секунду.

Прочие машины на базе «Москита»

Инженеры компании «Минотор-Сервис» считают свою разработку удачной и поэтому предлагают новые варианты боевых и вспомогательных машин на базе платформы 3Т «Москит». Так, техника с крупным объемным корпусом наподобие комплекса Kiwi может использоваться в качестве командно-штабной, медицинской или машины технической поддержки. Использование грузовой платформы в кормовой части корпуса тоже может быть полезным.

Существует изображение базовой машины семейства с пятикатковым шасси в варианте зенитного ракетного комплекса. В таком случае на кормовую платформу устанавливается сиденье оператора и система для монтажа переносных зенитных ракетных комплексов.

По информации разработчиков, платформа «Москит» позволяет строить различную технику, в которой используется специальное оборудование весом от 700 до 2500 кг. Таким образом, шасси семейства (в первую очередь новые шести- и семикатковые варианты) могут стать основой для большого количества типов различной техники. Подобные боевые и вспомогательные машины могут быть интересны широкому кругу заказчиков в разных странах мира.

Тем не менее, на данный момент какая-либо информация о закупках техники семейства 3Т «Москит» отсутствует. Возможно, показанные на недавней выставке MILEX-2014 макеты, рекламные материалы и прототип машины РЭБ заинтересуют потенциальных покупателей и в скором времени компания «Минотор-Сервис» получит первый заказ на новую технику.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя