Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Испания и Нидерланды несколько веков назад были ведущими морскими державами, но позже потеряли свое могущество. Тем не менее, они не потеряли желание развивать свои военно-морские силы. В конце восьмидесятых годов две страны договорились о совместной разработке новых кораблей для ВМС. В рамках совместного проекта предполагалось создать перспективный десантный корабль-док, отвечающий требованиям военных флотов двух стран.

При разработке десантных кораблей для ВМС Нидерландов и Испании учитывались требования обеих сторон. При этом корабли должны были иметь некоторые отличия, обусловленные особенностями их будущей службы и пожеланиями командования ВМС. В результате этого, несмотря на общие «корни», десантные корабли-доки военно-морских сил Нидерландов и Испании заметно отличаются друг от друга. По именам головных кораблей нидерландский проект получил обозначение Rotterdam-class, испанский – Galicia-class.

Десантные корабли Rotterdam и GaliciaHNLMS Rotterdam (L800)

Десантные корабли Rotterdam и GaliciaSPS Galicia (L51)

Строительство головных кораблей двух проектов – HNLMS Rotterdam (L800) для Нидерландов и SPS Galicia (L51) для Испании – стартовало на верфях двух стран в 1996 году. Работы по строительству шли с достаточно высоким темпом и уже к середине 1997-го корабли были спущены на воду. Примерно через год после этого завершились испытания и головные корабли были приняты в состав ВМС двух стран.

Главной задачей кораблей типа Rotterdam и Galicia является перевозка войск и обеспечение высадки морских десантов, с чем связаны основные черты их облика. Все корабли, построенные в рамках совместного проекта, имеют схожую компоновку. Средняя и кормовая части корпуса отданы под размещение крупной доковой камеры, предназначенной для перевозки амфибийных бронемашин и десантных катеров. Крупная надстройка коробчатой формы сдвинута к носу корабля. Средняя и кормовая части палубы отданы под площадку для взлета и посадки вертолетов.

Габариты доковой камеры, грузовые палубы и кубрики позволяют перевозить и обеспечивать загоризонтную высадку батальона морской пехоты с боевой и вспомогательной техникой. При полной загрузке корабль HNLMS Rotterdam (L800) способен брать на борт до 33 основных танков или 170 бронетранспортеров. При перевозке батальона морской пехоты запасов продовольствия хватает на 10 дней пути.

HNLMS Rotterdam (L800)

Головной десантный корабль-док для Королевских ВМС Нидерландов HNLMS Rotterdam (L800) строился по оригинальному проекту, из-за чего имеет меньшие габариты и водоизмещение в сравнении со следующим HNLMS Johan de Witt (L801). Корабль «Роттердам» имеет длину 166 метров и максимальную ширину 25 м. Осадка – 5,8 метра. Нормальное водоизмещение корабля – 12750 тонн.

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Корабль HNLMS Rotterdam (L800) оснащен комбинированной дизель-электрической силовой установкой. Основой силовой установки являются четыре дизельных генератора Stork Wärtsilä 12SW28 общей мощностью 14,6 МВт. Генераторы подают электроэнергию на четыре электромотора общей мощностью 12 МВт. Электродвигатели связаны с двумя гребными винтами, по два на каждый винт.

В носовой части корабля имеется подруливающее устройство. Подобная силовая установка позволяет десантному кораблю развивать скорость до 19 узлов. Дальность плавания на экономической скорости 12 узлов – до 6000 миль.

Экипаж корабля состоит из 128 человек. Кроме того, в кубриках для десанта могут разместиться более 600 морских пехотинцев.

Перевозка морской пехоты и ее техники определила компоновку корабля. Кормовая часть палубы используются для взлета и посадки вертолетов. Посадочная площадка имеет размеры 56х25 метров. Имеется ангар площадью 510 кв. м, предназначенный для перевозки вертолетов. Корабль «Роттердам» может перевозить и обеспечивать работу шести вертолетов NH90 или четырех EH-101.

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Доковая камера в кормовой части корпуса имеет общую площадь 921 кв. м. Это позволяет перевозить до шести десантных катеров LCU Mk.II или до четырех LCVP. Для перевозки бронемашин и другой техники корабль HNLMS Rotterdam (L800) имеет отдельную палубу площадью 903 кв. м. При необходимости этот десантный корабль может перевозить свыше 30 танков или до 170 бронетранспортеров.

Читайте также  Планы развития ВМС США на 2014–2018 годы

Десантный корабль-док «Роттердам» несет только оборонительное оружие. Это две зенитные артиллерийские установки Thales Netherland SGE-30 Goalkeeper калибра 30 мм и четыре 20-мм автоматические пушки Oerlikon.

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Закладка корабля HNLMS Rotterdam (L800) состоялась в конце января 1996 году на верфи KMS в городе Влиссинген. Корабль был спущен на воду в конце февраля 97-го, а в апреле 1998 года вошел в состав Королевских ВМС Нидерландов. С тех пор корабль неоднократно участвовал в различных учениях и операциях. К примеру, весной 2004 года нидерландские моряки участвовали в гуманитарной операции в Либерии.

HNLMS Johan de Witt (L801)

В течение нескольких первых лет службы головной корабль проекта Rotterdam использовался не только для выполнения учебно-боевых задач, но и для получения опыта эксплуатации новых десантных кораблей. По результатам первых лет эксплуатации командование флота внесло коррективы в список требований к перспективным кораблям этого класса. В июне 2003 года состоялась церемония закладки второго корабля-дока, который предлагалось строить по обновленному проекту.

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Самым заметным изменением проекта стало увеличение размеров и водоизмещения корабля. HNLMS Johan de Witt (L801) имеет длину 176 метров и максимальную ширину 29,2 метра. Осадка при этом уменьшилась до 5,55 м. Полное водоизмещение выросло до 16680 тонн. В связи с применением нового оборудования экипаж корабля был увеличен со 128 до 146 человек.

Основой силовой установки в обновленном проекте остались четыре дизель-генератора. Вместо электромоторов, вращающих два гребных винта, было решено использовать два азимутальных подруливающих устройства с электродвигателями мощностью 5,5 МВт. Подруливающее устройство в носовой части корабля осталось прежним. Увеличение габаритов и водоизмещения удалось компенсировать характеристиками обновленной силовой установки. Корабль «Йохан де Витт» способен развивать скорость до 19,5 узлов. Дальность плавания осталась на уровне головного корабля проекта.

Значительным изменениям подверглись палубы, предназначенные для перевозки полезной нагрузки. Несмотря на увеличение габаритов корабля, кубрики для морской пехоты были уменьшены. HNLMS Johan de Witt (L801) способен перевозить не более 550 бойцов с оружием. Размеры полетной палубы нового корабля увеличены до 58х25 метров. Одновременно с этим были увеличены размеры ангара, площадь которого достигла 600 кв. м. Следует отметить, как и головной корабль проекта, «Йохан де Витт» может перевозить только шесть средних вертолетов или четыре тяжелых.

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Площадь доковой камеры уменьшилась до 575 кв. м. Освободившееся пространство было отдано под две палубы для перевозки боевой и вспомогательной техники площадью 960 и 1140 кв. м. Кроме того, на корабле появился крупный отсек для перевозки боеприпасов общей площадью 770 кв. м.

Кардинальная переработка внутренней компоновки десантного корабля привела к сокращению места для десантных катеров. HNLMS Johan de Witt (L801) может перевозить не более 2-4 катеров в зависимости от их типа. При этом значительно возросло количество перевозимой техники, поскольку площадь для ее размещения, в сравнении с кораблем «Роттердам», увеличилась более чем в два раза.

Для самообороны десантный корабль «Йохан де Витт» может использовать две зенитные установки Thales Netherland SGE-30 Goalkeeper калибра 30 мм и четыре крупнокалиберных пулемета M2HB.

На корабле HNLMS Johan de Witt (L801) имеется командный центр с оборудованием, позволяющим управлять корабельным соединением Королевских ВМС Нидерландов или объединенной корабельной группы НАТО.

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Корабль «Йохан де Витт» был заложен в июне 2003 года на судостроительном заводе KMS и спущен на воду в марте 2005-го. Достройка и испытания продолжались до 2007 года, после чего корабль вошел в состав военно-морских сил.

SPS Galicia (L51) и SPS Castilla (L52)

В 1996 году на испанской верфи Empresa Nacional Bazán (ныне Navantina) началось строительство первого десантного корабля-дока нового проекта. Корабли типа Galicia (по названию головного) в значительной мере похожи на нидерландский «Роттердам». ВМС Испании сразу определились со своими потребностями и поэтому оба корабля типа Galicia (SPS Galicia (L51) и SPS Castilla (L52)) были построены по одному и тому же проекту без каких-либо серьезных изменений.

Читайте также  Рынок подводных лодок Азиатско-Тихоокеанского региона

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Испанские десантные корабли-доки типа Galicia имеют водоизмещение на уровне 13000 тонн. Длина кораблей – 160 метров, ширина – 25 м. Осадка достигает 6,2 м. Конструкция «Галисии» и «Кастилии» аналогична конструкции «Роттердама». Корабли имеют крупную надстройку, сдвинутую к носу, и полетную палубу для вертолетов на корме. В корме корпуса имеется объемная доковая камера для перевозки десантных катеров нескольких типов. Имеются кубрики для размещения десантников и палубы для перевозимой техники.

Корабли типа Galicia, по желанию заказчика, не получили комбинированную силовую установку с использованием дизельных и электрических двигателей. Для передвижения испанские корабли используют четыре дизельных двигателя Caterpillar 3612 общей мощностью 16,2 МВт. Крутящий момент двигателей передается на два вала с гребными винтами. Такая силовая установка позволяет кораблям развивать скорость до 20 узлов. При скорости 12 узлов дальность плавания достигает 6000 миль.

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Экипаж кораблей SPS Galicia (L51) и SPS Castilla (L52) состоит из 115 и 178 человек соответственно. Такая разница обусловлена тем, что корабль «Кастилия», в отличие от «Галисии», оснащен двумя командными центрами. Один из них позволяет осуществлять командование десантной операцией, а второй предназначается для управления корабельным соединением. На кораблях имеется медицинский блок с двумя операционными, стоматологическим кабинетом и 10 койками для больных.

Для самообороны корабли типа Galicia несут одну 12-ствольную зенитную установку Meroka 2B калибра 20 мм. Кроме того, имеются две 20-мм автоматические пушки Oerlikon.

В кубриках десантного корабля «Галисия» помимо экипажа могут разместиться до 540 десантников и 70 человек из состава авиационной группы. Из-за большей численности собственного экипажа «Кастилия» может взять на борт лишь 400 морских пехотинцев. Для хранения оружия и боеприпасов предусмотрены помещения общей площадью 205 кв. м. Под летной палубой имеется ангар площадью 510 кв. м. Ангар предназначен для перевозки 2-4 вертолетов 5H-3D, NH-90 или AB-212.

В кормовой части корпуса имеется доковая камера площадью 885 кв. м. При таких размерах она может вмещать до восьми десантных катеров различных типов. Возможно одновременное использование разнотипных высадочных средств. Для перевозки боевых машин и вспомогательной техники имеется палуба общей площадью 1010 кв. м. Возможности кораблей позволяют перевозить до 950 тонн техники, т.е. около 30 танков или 130 легких бронемашин.

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

Строительство корабля SPS Galicia (L51) началось в мае 1996 года. Корабль спустили на воду в июле 1997-го, а в конце апреля 98-го приняли в состав ВМС Испании. Корабль SPS Castilla (L52) заложили в мае 1997 года. В июне 99-го состоялся спуск на воду, а через год корабль начал службу в составе военно-морских сил.

Оба корабля типа «Галисия» служат на военно-морской базе Рота на юге Испании. За годы службы они неоднократно принимали участие в различных учениях. В 2010 году корабль SPS Castilla (L52), оборудованный командными центрами, стал главным участником операции «Испаньола».

Десантные корабли Rotterdam и Galicia

12 января на острове Гаити произошло землетрясение. Через несколько дней после этого командование вооруженных сил Испании приняло решение помочь пострадавшим. В кратчайшие сроки на «Кастилию» были погружены 4 вертолета, несколько катеров, мобильный полевой госпиталь, инженерная техника, установки для очистки воды и другое оборудование, необходимое для оказания помощи пострадавшим.

Кроме того, на Гаити отправились свыше 450 солдат и сотрудников спецслужб, а также 80 врачей. В течение следующих трех месяцев десантный корабль, его экипаж, катера и вертолеты выполняли различные задачи, связанные с эвакуацией населения и оказанием медицинской помощи.

/Рябов Кирилл, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. классический УДК, только мелкий. непонятно, чем он превосходит советские танко-десантные корабли? особо интересно, как долго четырьмя катерами можно десантировать тридцать танков или аж семьдесят броневиков? и нафига оно вообще нужно, если для нормальной высадки такому диву просто как обязательное условие нужно, чтобы кто-то уже зачистил плацдарм и предоставил все условия для спокойной выгрузки как личного состава, так и техники? или 400-500 рыл будут возить четверкой вертолетов (ибо катера возят танки по чайной ложке)? для нормально подготовленной обороны такое, простите, «десантирование» — это реально манна небесная! по факту имеем обычный слегка «обвоененный» транспортник со всеми его плюсами и минусами, стоило огород городить и понты колотить???

  2. добавлю. в тексте, скорее всего, ошибка — «…33 танка или 170 бронемашин…». их че, реально в три слоя впихивать собрались??? на амерские УДК тип «Уосп» (водоизмещение под 50 000 тн) влазит до 50 танков или 80-90 броневиков, так что тут скорее речь о 30 танках или 70 броневиках, и то с натягом и «по заявленным характеристиками»… и это без десанта, точнее, вместо него…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя