Корабли для ЧФ: «умереть, но сдать досрочно»

Спешка в вопросах военно-морского строительства иногда приводит к плачевным результатам. Министр обороны России Сергей Шойгу, выступая 6 мая на селекторном совещании в Национальном центре обороны, сказал, что в 2014 году Черноморский флот пополнится боевыми кораблями нового поколения, а в местах базирования ВМФ будут созданы новые части ПВО и соединения морской пехоты. Реакция на слова главы военного ведомства не заставила долго ждать.

12 мая источник в Главном штабе ВМФ РФ сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что Черноморский флот досрочно, уже в этом году, должен получить два новых корабля – дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) проекта 06363 и фрегат проекта 11356. «Речь идет о подлодке «Новороссийск» и фрегате «Адмирал Григорович», – уточнил источник. – Первоначально их планировалось передать флоту в 2015 году, однако вхождение Крыма и Севастополя в марте в состав России потребовало максимально ускорить этот процесс. Теперь перед судостроителями стоит задача – умереть, но сдать ЧФ эти корабли до конца года, причем без ущерба для качества».

Планы и сроки

Тут требуется уточнение. «Адмирал Григорович» и «Новороссийск» изначально действительно планировалось передать флоту именно в текущем году. Но из-за задержек с финансированием, недобросовестной работы ряда субподрядчиков, а также загруженности верфей экспортными заказами, которым всегда дают зеленый свет в ущерб выполнения программы обновления ВМФ РФ, план пришлось корректировать и сдвинуть сроки сдачи этих кораблей.

Корабли для ЧФ: «умереть, но сдать досрочно»Фрегат ВМС Индии «Тальвар» (проект 11356Р/М)

Однако сейчас, как уверил источник в Главном штабе ВМФ, «на работах по достройке этих кораблей сфокусировано внимание всех заинтересованных сторон – Минобороны, Минпромторга, ОСК. Работы ведутся круглосуточно, их государственную важность понимают все звенья кооперации. Таким образом, существует реальная возможность передачи данных кораблей флоту уже в конце года».

Конечно, Черноморский флот, равно как Северный, Тихоокеанский, да и Балтийский тоже, остро нуждается в пополнении, а точнее, обновлении корабельного состава. За постсоветское время, то есть за 23 года, Черноморский флот получил только один боевой корабль – морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» и четыре катера: три противодиверсионных типа «Грачонок» (зимняя Олимпиада в Сочи способствовала их относительно быстрому приобретению) и один десантный типа «Серна».

Конечно, сегодня в боевом составе отечественного ВМФ – преимущественно старые, а нередко даже очень старые корабли. Однако, как представляется, «ударная круглосуточная работа» может выйти комом, тем паче, что речь идет о головных заказах, которые обычно таят немало не всегда приятных сюрпризов.

Фрегат «Адмирал Григорович», спущенный на воду 14 апреля этого года, открывает серию кораблей проекта 11356Р/М. Они очень близки по конструкции фрегатам проекта 11356, строившимся на российских верфях по заказу ВМС Индии. Но при внешнем сходстве корабли для российского флота довольно значительно отличаются от прототипа составом вооружения и электронного оснащения.

Некоторые образцы вооружения – совершенно новые, еще не испытанные в море. Так фрегаты проекта 11356Р/М впервые в практике отечественного кораблестроения несут ракеты 9М317М ЗРК «Ураган-Торнадо» (в экспортном исполнении – «Штиль-1») в вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М. Это позволяет уменьшить время реакции на возникающие воздушные угрозы и повышает огневую производительность. Скорострельность увеличивается в шесть раз по сравнению с ЗРК «Ураган» («Штиль») старого образца (каждые 2 секунды вместо 12).

Корабли для ЧФ: «умереть, но сдать досрочно»Фрегат проекта 11356Р/М «Адмирал Григорович» спущен на воду

Кроме того, можно обеспечить круговую защиту корабля (сектор обстрела – 360±). Но эта, безусловно, передовая техника требует еще проведения стрельб и доводки комплекса. При авральном режиме работы действительно положительный результат «без ущерба для качества» вряд ли возможен.

Читайте также  Атомный призрак Холодной войны возвращается в океан

ДЭПЛ проекта 06363 очень близки субмаринам 06361, которые сейчас передаются ВМС Вьетнама, но и они имеют немало отличий. Как говорят специалисты, на этих подлодках «устанавливаются и монтируются новые изделия, осуществляется дополнительная комплектация систем». Впрочем, «Новороссийск» все же наверняка удастся передать флоту в этом году, хотя, похоже, и не до конца июня, как утверждают некоторые флотские начальники.

Главком уточняет

Ситуация вокруг пополнения корабельного состава Черноморского флота тем временем продолжала развиваться, а 13 мая главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков в интервью РИА Новости заявил: «В соответствии с программой военного кораблестроения в ближайшие шесть лет на Черноморский флот планируется поступление порядка 30 боевых кораблей различных классов и судов обеспечения».

При этом Чирков уточнил, что на рубеже 2014–2015 годов Черноморский флот получит две из шести подводных лодок проекта 06363, а в 2015 году – первый из шести фрегатов проекта 11356Р/М. То есть ненужной спешки с достройкой «Адмирала Григоровича» теперь не будет. Главком также поведал о намерении ВМФ пополнить Черноморский флот шестью патрульными кораблями проекта 22160, предназначенными «для несения патрульной службы по охране территориальных вод».

Корабли для ЧФ: «умереть, но сдать досрочно»Дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 06363

Фактически адмирал Виктор Чирков еще раз напомнил о ранее оглашенных параметрах обновления Черноморского флота на период до 2020 года. Однако и здесь открылись новые обстоятельства. Как сообщалось в СМИ, 22 февраля этого года Министерство обороны РФ аннулировало, очевидно, в рамках секвестра военного бюджета, контракт на фрегат «Адмирал Корнилов» – шестой проекта 11356Р/М. Мартовские события в Крыму, возвращение полуострова в лоно России, украинский кризис, похоже, потребовали пересмотра этого решения. Что не может не радовать. Есть надежда, что корабли этого типа пополнят и другие российские флоты.

Магия модных слов

«Черноморский флот должен по составу своих сил выполнять задачи по своему предназначению в полном объеме, – подчеркнул адмирал Чирков. – А для этого необходимо подтянуть корабельную составляющую до соответствующего уровня». Этот тезис вряд ли кто возьмется оспаривать. Но «соответствующий уровень» не должен достигаться любыми средствами, в том числе искусственным «наддуванием» количественного состава флота. Но именно в этой роли лишь и смогут выступить патрульные корабли (ПКР) проекта 22160.

Мы уже обращались к теме строительства патрульных кораблей, однако заявление адмирала Чиркова заставляет обратиться к ней вновь. Головной корабль данного типа, получивший в честь выдающегося катерника Великой Отечественной войны Героя Советского Союза название «Василий Быков», был заложен 26 февраля 2014 года.

Пристрастие командования ВМФ РФ к этим кораблям можно объяснить только одним: оно не удовлетворено деятельностью Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ в Черноморском бассейне. Это не шутка. Вот дословная цитата из официального пресс-релиза по случаю закладки «Василия Быкова»:

«Этот современный корабль предназначен для охраны территориальных вод, патрулирования экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды, кроме этого, для охраны кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника в военное время».

Читайте также  Боевые катера стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Как видно, в документе перечисляются функции, которые призваны выполнять пограничные сторожевые корабли (ПСКР). Теперь на Черном море задачи ПСКР будут выполнять ПКР проекта 22160? Вряд ли эта инициатива ВМФ вызовет одобрение на Лубянке. Тем паче, что проект 22160 был отвергнут на конкурсе ПСКР океанской зоны. В нем верх одержал, напомним, проект 22100 «Океан», по которому на том же заводе построен и 21 мая спущен на воду головной ПСКР этого типа.

Корабли для ЧФ: «умереть, но сдать досрочно»Патрульный корабль (ПКР) проекта 22160

Очевидно, и командование ВМФ понимает всю нелепость приобретения для флота кораблей, неспособных выполнять боевые задачи. Вот почему выдвигается тезис о новаторском характере этих ПКР. Они, дескать, имеют «модульную конструкцию», то есть являются последним словом в военном кораблестроении.

Тут отвлечемся и поразмышляем о «модных» словах и выражениях, которые время от времени будоражат умы российского общества. Вспомним, для примера, «ускорение» еще из советских времен или недавние «нанотехнологии». Эти слова и понятия, ими обозначенные, конечно, имеют положительное значение. Но используемые в политических или коммерческих интересах, они позволяют, прежде всего, кому-то выдвинуться, а кому-то заработать, причем немало.

Технологии использования «модных» слов и выражений подразумевают частое их упоминание лицом или группой лиц, заинтересованных в достижении своих политических, коммерческих и иных целей. На память приходит история из далеких 60-х годов минувшего века. Некий молодой человек, учившийся на французском факультете московского иняза, пришел на экзамен по военной кафедре. Ему достался вопрос «Организация французской бронетанковой дивизии». Студент не знал, как организована французская бронетанковая дивизия, но уже достаточно неплохо знал французский язык. А вот преподаватель совсем наоборот. Когда настала очередь отвечать молодому человеку, он начал быстро излагать правила спряжения французских глаголов, периодически вставляя в свою речь слово «танк». И заслужил отличную оценку.

Может быть, этот анекдотический случай – лишь легенда, но он точно передает магию «модных» слов.

Чужеродные элементы

В патрульных кораблях проекта 22160 не больше модульности, чем во фрегатах проекта 11356Р/М или 22350, корветах проекта 20380/20385, сторожевиках проекта 11661 или малых ракетных кораблях проекта 21631. Все современные боевые платформы создаются как модульные, чтобы их можно было в случае необходимости не только модернизировать, но и перепроектировать и перестраивать для выполнения функций, заданных заказчиком.

Намеки на то, что ПКР проекта 22160 можно использовать в качестве многоцелевых боевых кораблей, вызывают недоумение. На корабле стандартным водоизмещением 1300 т невозможно разместить пусковые установки противокорабельных ракет «Калибр-НК», пусть и в контейнерном исполнении, ЗРК «Ураган-Торнадо» с двумя (!) модульными пусковыми установками 3С90М, вертолет и артиллерийскую установку. К тому же обеспечить ему 30-узловую скорость, дальность плавания до 6000 миль и 60-суточную автономность. Чудес не бывает!

Патрульные корабли в российском Военно-морском флоте – чужеродные элементы. Они не увеличат его боеспособность, а могут стать лишь обузой. Самое время говорить о нецелевом использовании средств оборонного бюджета командованием отечественного ВМФ.

Перемены, сотрясающие мир в последнее время, очередной раз подтверждают слова императора Александра III о том, что «во всем свете у нас только два верных союзника: наша армия и флот». Поэтому строить корабли, которые вызовут у противника в лучшем случае улыбку, а то и злую ухмылку, – недопустимо.

/Александр Мозговой, nvo.ng.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Что за чушь! Малые (до 1500 т) корабли с указанными характеристиками, простые без излишеств, максимум автоматизированные и наполненные универсальным оружием, которое возможно при нынешнем его развитии разместить на подобных кораблях, нужны ВМФ КАК ВОЗДУХ. И их, по крайней мере, нужно на ЧФ не менее полутора десятка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя