Севастопольские перспективы после воссоединения с Россией

Все ведущие державы мира издавна содержали свои военно-морские базы на территории других стран. Причем делалось это как с согласия этих стран, так и без оного. Характерный пример – Гибралтар, где Испания уже 200 лет пытается выставить англичан, и Гуантанамо, откуда кубинцы полвека мечтают изгнать янки. Но во всех случаях эти военно-морские базы (ВМБ) представляют собой компактные куски побережья.

Собственно, так же хотели сделать и наши военные в 1990-х годах при разделе Черноморского флота. Они хотели получить всю Большую Севастопольскую бухту. Замечу, что в Севастополе 21 бухта, из них шесть такой величины, что в любой из них может разместиться весь флот Украины. Я уж не говорю о том, что Украина получила ВМБ в Одессе, Донузлаве, Феодосии и Керчи. Россия же, кроме Севастополя, не имеет ни одной военно-морской базы на Черном море. В Новороссийске по целому ряду причин возможна лишь временная стоянка боевых кораблей.

Севастопольские перспективы после воссоединения с РоссиейСевастополь – лучшая база для Черноморского флота, но требующая модернизации инфраструктуры и обновления корабельного состава

Однако украинская сторона настояла на том, чтобы военные объекты обеих сторон в Севастополе напоминали чересполосицу. Я сам почти ежегодно бываю в Севастополе, но до сих пор не могу точно понять, где кончалась территория одного флота и начиналась территория другого. То же положение и с причалами, со складами, различными береговыми службами, культурными объектами и т.д.

Сразу же после захвата Киева проамериканской хунтой украинские СМИ запестрели статьями, предсказывающими гибель Черноморского флота. С сарказмом рассматривались варианты, когда Россия будет умолять Соединенные Штаты разрешить ей сохранить Черноморский флот для поддержания престижа и т.д. Увы, авторы этих статей были совершенно правы.

Боевикам-западеньцам даже не потребовалось бы штурмовать военные объекты Черноморского флота. Им достаточно было перекрыть несколько улиц баррикадами и полностью парализовать функционирование российской военно-морской базы. Заранее ясно, что вторжение боевиков не дало бы увести российские корабли без крови. Но даже в случае фантастической удачи – согласия Киева на вывод российских судов в течение недели и даже месяца – вывести удалось бы менее трети кораблей Черноморского флота и до 20% вспомогательных судов.

К примеру, если крейсер «Москва» находился в полной боевой готовности, то второй по величине боевой корабль Черноморского флота БПК «Керчь» своим ходом может выйти лишь через несколько недель. То же можно сказать об огромном плавучем госпитале «Енисей» и десятках других судов.

Не стоит забывать о том, что значительная часть экипажей вспомогательных судов Черноморского флота имеют семьи и имущество в Севастополе. Они ненавидят майданщиков, но согласились бы они бросать все и уходить из Севастополя? А вообще, куда уходить Российскому флоту? Некуда!

Американские фокусы

С середины 1990-х годов корабли США и нечерноморских стран НАТО обосновались в Черном море на постоянной основе. Причем большинство из них старалось зайти на несколько дней в Севастополь.

Пока они придерживались конвенции Монтре 1936 года, которая запрещает военным кораблям нечерноморских государств находиться в Черном море свыше 21 дня. А суммарный тоннаж таких кораблей не должен превышать 30 тыс. тонн. Причем на одно государство не должно приходиться более 20 тыс. тонн. Однако США все чаще пытались обходить конвенцию Монтре.

Севастопольские перспективы после воссоединения с РоссиейСторожевые корабли проекта 22460 призваны сформировать ядро российской Береговой охраны

Так, в 2000 году сюрпризом для командования Черноморского флота стал визит в Севастополь американских катеров типа Mk V (также иногда – типа «Пегас», хотя здесь не следует путать их с ракетными катерами на подводных крыльях «Пегас», входивших в свое время в боевой состав ВМС США), которые были спроектированы и построены во второй половине 1990-х годов по специальному заказу Командования специальных операций ВС США. Приоритетной задачей данных катеров, которые классифицируются не иначе как «катер специального назначения» (Special Operations Craft), является обеспечение действий подразделений спецназа ВМС США, а также подразделений сил специальных операций других видов американских ВС, для чего катер может принимать группу из 16 спецназовцев.

«Два катера были доставлены по железной дороге из Средиземного моря в румынский порт Констанца и совершили марш-бросок к Севастополю по договоренности с командованием ВМС Украины. В 16.30 в пятницу, 29 сентября 2000 года, оба катера вошли в Южную бухту Севастополя и отшвартовались лагом к причалу морвокзала. Катера встретил украинский катер U 583 «Шулявка», а о характере визита в прессе ничего толком не сообщалось. Визит американских друзей сопровождался полным закрытием территории морвокзала для посещения», – сообщали тогда информагентства.

Не исключено, что США планировали фиктивно продать Румынии или Болгарии свои боевые катера, то есть попросту устроить маскарад, подобный тому, что провели немцы в 1914 году, продав туркам свои крейсеры «Гебен» и «Бреслау». Таким образом, американские корабли, лишь сменив флаг, смогли бы постоянно базироваться в Черном море. Но тогда не случилось… Зато в начале 2006-го США под видом военных учений «Си Бриз-2006» собрались по-тихому приступить к созданию в Крыму своей военной базы.

25 мая 2006 года в Феодосийский порт прибыл контейнеровоз «Адвантадж» под флагом США. По официальной версии, он должен был доставить в Крым оборудование для проведений учений «Си Бриз-2006». А фактически «Адвантадж» доставил оружие и оборудование для строительства военной базы в районе Старого Крыма. Кроме того, в Крым доставили свыше 500 американских военнослужащих, которых украинские власти ради соображений секретности разместили в хорошо охраняемых санаториях Феодосии и Алушты.

Севастопольские перспективы после воссоединения с РоссиейМалый ракетный катер Р-239

1 июня 2006 года жители города Старый Крым под предводительством казачьей общины Кировского района установили пикеты и заблокировали въезды на Старокрымский военный полигон. 6 июня Верховный Совет Крыма провел депутатское собрание и принял заявление, в котором выступил «за объявление Крыма территорией без НАТО». В этот день горсовет Севастополя потребовал от правительства Украины прекратить заходы кораблей Североатлантического альянса в Севастопольскую бухту.

Тогда удалось сорвать развертывание в Крыму американской военной базы. Но нетрудно предположить, что если бы не решительные действия России в марте 2014-го и неприятие населением Крыма киевской хунты, то уж в мае этого года в Крыму наверняка находились бы американские войска.

Непотопляемый авианосец

В настоящее время военно-политическая обстановка на Черном море кардинально изменилась. Недаром генералы и адмиралы Европы и Америки уже два века твердят: «Кто владеет Севастополем – владеет Черным морем». И вполне обоснованно называют Крым «непотопляемым авианосцем». Уже сейчас на аэродромах Крыма без всяких ограничений базируются российские истребители и фронтовые бомбардировщики.

Стоит обратить внимание на инцидент 12 апреля 2014 года, когда у берегов Румынии российский Су-24 12 раз в течение полутора часов пролетал на высоте 150 м и на расстоянии около километра от американского эсминца УРО «Дональд Кук», оснащенного системой ПРО «Иджис» с ЗУР «Стандарт-3». Как известно, американские самолеты регулярно пролетали и пролетают над советскими и российскими кораблями, едва не касаясь верхушек мачт, и о таких рутинных делах в прессе не сообщается, ноты не посылаются.

Казалось бы, пролет старого российского самолета на километровой дальности от эсминца – прекрасная тренировка для комплекса «Иджис» и комплекса ближней самообороны «Фаланкс». Янки должны были радоваться, а не психовать. Тем не менее Госдепартамент разразился истеричным заявлением о русской провокации, «непрофессиональных действиях русских летчиков» и т.д.

Читайте также  Сколько авианосцев надо России?

Интересно, что янки не делают акцента о нахождении второго Су-24 в районе инцидента. Как утверждают некоторые СМИ, второй Су-24 был оснащен комплексом радиолокационной борьбы «Хибины» КС418Е. После включения оного комплекса все американские системы ПВО и ПРО потеряли цель и временно вышли из строя. Если такая ситуация на самом деле имела место, то, как представляется, это и могло на самом деле взбесить янки.

Кстати, до 1991 года на первоклассных аэродромах Крыма базировалось 5 полков ракетоносной дальней авиации Черноморского флота, способных поразить любую цель в Средиземном море, Северной Африке, Южной Европе и на Ближнем Востоке. И вот сейчас идут интенсивные работы по восстановлению большого аэродрома в Гвардейском, где до 1991 года базировалась дальняя морская авиация. Там готовятся к встрече Ту-22М3, прозванных «убийцами кораблей».

Севастопольские перспективы после воссоединения с Россией

С марта 2014 года российский противокорабельный комплекс «Бастион», оснащенный сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Оникс», с мыса Фиолент держит под прицелом большую часть Черного моря вплоть до турецких берегов и все побережье Украины, включая Одесский порт.

Тем не менее, несмотря на существенное изменение в соотношении сил на Черном море после возвращения Крыма, Черноморский флот более чем на порядок уступает 6-му флоту ВМС США как по тоннажу, так и по огневой мощи. На протяжении последних 23 лет украинские власти всячески препятствовали хоть какому-то обновлению или наращиванию российской корабельной группировки в Севастополе. Практически все корабли ЧФ, построенные до 1990 года, сильно изношены, а многие комплексы вооружения флота морально устарели.

Что там есть сейчас

Так, например, БПК «Керчь» 9 мая 2014 года стоял в парадном строю напротив Памятника затопленным кораблям. Однако этот БПК (полное водоизмещение 8533 т) с осени 1998-го не покидал Черного моря и в основном находился в ремонте. На 1 января текущего года он находился в резерве 2-й категории, а экипаж состоял из команды консервации – 25–30 человек. Боекомплект «Керчи», включая ракетные комплексы «Раструб-Б», «Шторм-Н» и «Оса-М», находился на берегу в полной сохранности.

Сейчас появились сообщения о том, что с июня 2014-го по ноябрь 2015-го «Керчь» пройдет плановый восстановительный ремонт. Замечу, что БПК «Керчь» проекта 1134Б введен в строй еще в 1974 году, то есть 40 лет назад, и нуждается в крайне дорогом ремонте с заменой многих агрегатов, кабелей и т.д. Кроме того, его ракетное вооружение устарело, а работы по модернизации ЗРК «Шторм» давно прекращены.

Кстати, флотское начальство заявило, что именно по этой причине недавно был сдан на лом однотипный БПК «Очаков», который находился в ремонте с 1993 года. Возникает резонный вопрос: что дешевле, капитально переделать «Керчь» с заменой ракетного вооружения на новое или построить новый крейсер?

Севастопольские перспективы после воссоединения с РоссиейМалый ракетный корабль «Штиль»

Сейчас в составе Черноморского флота имеется одна подводная лодка «Алроса». Еще одна подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б находится в плавучем доке ПД-16, в Южной бухте Севастополя. Лодку поставили на ремонт в 1992 году, и я ее увидел в том же самом доке 10 мая 2014 года. ПД-16 – трофейный плавдок, служивший еще в Кригсмарине, почти весь сгнил и при затоплении неизбежно развалится. Последние 5 лет адмиралы и инженеры думают, как вывести Б-380 из дока, чтобы оба объекта не развалились. При этом ввод в боевой состав флота Б-380 не планируется. Ее хотят обратить в зарядную станцию.

БПК проекта 61 «Сметливый» был введен в состав Черноморского флота еще в 1969 году. В 1987-м он был поставлен на капитальный ремонт, в ходе которого в 1990–1995 годах прошел модернизацию по проекту 01090. На нем демонтировали кормовую 76-мм установку АК-726, а взамен поставили комплекс обнаружения подводных лодок МНК-300 «Кайра». В 2002 году на месте двух РБУ-1000 на «Сметливом» установили пусковые установки для восьми противокорабельных ракет «Уран» (Х-35). И вот уже 12 лет БПК пугал супостата пустыми направляющими, ибо ракеты Х-35 на март 2014 года на ЧФ так и не удалось поставить.

Есть «проблемы» и у большинства остальных кораблей и судов Черноморского флота. А вот строительство новых боевых надводных кораблей и подводных лодок для ЧФ идет с большим опозданием. По первоначальным планам они должны были охранять сочинскую Олимпиаду. По планам же на май 2014-го первая новая подводная лодка проекта 636.3 «Новороссийск» должна пройти на Черное море «по внутренним водным путям», то есть по каналу Волга–Дон, лишь к концу 2014 года. А первый из «сторожевиков» или, как сейчас их принято классифицировать, фрегатов, к тому времени должен прийти в Севастополь, обогнув Европу, через Босфор.

Севастопольские перспективы после воссоединения с РоссиейМалый противолодочный корабль «Александровец»

Уже в апреле корабли российской Береговой охраны патрулировали воды полуострова. Корабль береговой охраны «Жемчуг» (бортовой № 52) принял участие в параде 9 мая в Севастополе, еще один корабль – «Краснодарец» (бортовой № 136) – с 1 по 8 мая дежурил у входа в Ялтинский порт. К сожалению, пограничные корабли, охраняющие полуостров, базируются в Новороссийске. Думается, их все же надо бы перевести в Крым, хотя бы в ту же Балаклаву или в западную часть полуострова.

Наследие украинского управления

Несколько слов стоит сказать и о кораблях ВМС Украины, покинутых в Крыму украинскими экипажами. В апреле 2014 года планировалось их возвращение Украине. Так, 11 апреля российские морские буксиры МБ-174 и МБ-163 вывели из Стрелецкой бухты танкер «Фастов», а из Карантинной бухты – ракетный катер «Прилуки» и в нейтральных водах передали украинским буксирам.

Украинские суда, заблокированные в Донузлаве 4 марта этого года, могут быть выведены оттуда только после подъема БПК «Очаков», который был затоплен в канале, ведущем в озеро Донузлав. Запертыми там оказались корвет «Винница», БДК «Ольшанский», СДК «Кировоград», морские тральщики «Чернигов» и «Черкассы», рейдовый тральщик «Геническ» и еще 6 судов и катеров. Ну а подъем «Очакова» назначен на июнь 2014 года.

Замечу, что в конце апреля передача кораблей Украине из севастопольских бухт была приостановлена. Возможно, передача будет возобновлена в июне. А пока единственная неисправная подводная лодка украинского флота «Запорожье» стоит в Севастополе под Андреевским флагом. Под российскими флагами и с российскими экипажами стоят корветы «Тернополь», «Хмельницкий» и другие.

Севастопольские перспективы после воссоединения с РоссиейРакетный корабль на воздушной подушке «Самум»

В завершение стоит сказать о том, что до 1991 года в Крыму были вполне мощные судостроительные и судоремонтные заводы. Самым крупным судостроительным заводом Крыма был Севастопольский морской завод. Предприятие фактически не работает уже несколько лет. Большинство станков и оборудования расхищены. По данным СМИ, к концу 2008 года долги ОАО «СМЗ» составляли около 100 млн. гривен. Ликвидационная стоимость оценивается в 30–50 млн. долл. Задолженность по заработной плате работникам завода составляла 6 млн. гривен. Если к 1991 году на заводе работали 11 820 человек, то к концу 2008 года – около 700, причем они по много месяцев не получали зарплаты.

Читайте также  Северный флот обязан надёжно защищать интересы страны в Арктике

Судьбу Севморзавода должен был разделить феодосийский судостроительный завод «Море». Там в 1970–1980-е годы строились пограничные КПК «Антарес», а с 1980-х годов – малые противолодочные КПК «Сокол». В 1970–1980-е годы там выпускались десантно-штурмовые катера на воздушной подушке (КВП) «Скат», десантные КВП «Омар» и «Кальмар», ракетно-артиллерийские КВП «Касатка» и катер-тральщик на воздушной подушке. С 1959 по 1976 год на заводе «Море» строились пассажирские суда на подводных крыльях «Ракета». Всего было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт.

В 1965–1980 годах строились морские суда на подводных крыльях (СПК) «Комета». Всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт. В 1976 году на смену «Ракете» пришел речной СПК «Восход-2». Всего с 1976 по 1992 год было построено 156 теплоходов «Восход-2». С 1992 по 2002 год на заводе строились морские СПК «Восход-2М».

Но… к 2005 году завод «Море» оказался в состоянии банкротства. Киевские власти собирались «порезать» это государственное предприятие на стоянки для базирования и мелкого ремонта частных яхт.

Однако «Море» спас «Зубр». Речь идет о самом большом в мире десантном корабле на воздушной подушке. Корабль проекта 12322 «Зубр» был создан рядом заводов РСФСР, головной разработчик – ЦМКБ «Алмаз». Полное водоизмещение корабля – 550 т, скорость хода – до 63 узлов, дальность плавания в зависимости от скорости – от 55 до 300 миль. Корабль может перевозить три танка Т-80, или 10 БТР, или 8 БМП, или десант до 500 человек. В 1988 году по документации «Алмаза» и с помощью его специалистов началось строительство «Зубров» на заводе «Море» в Феодосии. После распада Советского Союза и раздела Черноморского флота три корабля достались ВМФ России, а три боеготовых корабля («Горловка», «Краматорск» и «Артемьевск») и два недостроенных, стоявших на заводе, получила Украина.

Севастопольские перспективы после воссоединения с РоссиейСторожевой корабль «Пытливый»

И вот в 2000 году четыре «Зубра» решила закупить Греция. Причем, чтобы избежать скандала, поскольку проект 1232 – это интеллектуальная собственность России, два «Зубра» закупили в РФ, а два – на заводе «Море».

Говоря о двух «Зубрах», греки имели в виду корабли, еще строившиеся на заводе «Море». Один корабль (стапельный № 305), введенный в строй 3 февраля 2001 года, был передан Греции, где получил название «Итаки L181». Именно это спасло тогда завод от банкротства. Однако вместо второго нового корабля украинская сторона решила поставить грекам «бэушный» корабль «Горловка» (строительный № 303). Его чуть-чуть подремонтировали и даже покрасили. Но злые греки не поняли тонкостей «украинской коммерции» – отказались от «Горловки» и обратились к российской стороне.

В сентябре 2002-го между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Минобороны Греции было подписано дополнительное соглашение на строительство еще одного корабля типа «Зубр». По первому соглашению корабль «Кефаллиния» к тому моменту уже был отправлен в Грецию в декабре 2000 года, а второй – «Закинтос» – передан Греции в сентябре 2001-го. Затем 24 января 2003 года на верфи ОАО «Алмаз» состоялась закладка третьего «Зубра» для греческих ВМС.

И все же производство на заводе «Море» окончательно не свернулось. В 2009 году Китай заказал заводу четыре «Зубра». Из них два должны были быть построены в Феодосии, а еще два – в КНР по украинской документации и с помощью украинских специалистов. Срок исполнения заказа – 5 лет, общая цена – около 1 млрд. гривен. Работы начались в августе 2010 года. И если в мае 2010-го на заводе трудились лишь 267 человек, то к концу года их численность увеличилась до полутора тысяч.

Почему китайцы предпочли Украину, а не Россию? Видимо, там брали меньше, а главное, РФ потребовала у КНР первоначально заказать 15 «Зубров», а только потом получить техническую документацию и другую помощь в строительстве кораблей на китайских верфях. Это было вполне обоснованное требование, поскольку китайцы быстро осваивают импортную военную технику, а затем начинают продавать ее по всему миру. В итоге российско-китайские переговоры были приостановлены, и КНР заключила сделку с Украиной.

Севастопольские перспективы после воссоединения с РоссиейБольшой противолодочный корабль «Керчь»

Естественно, что руководство ЦМКБ «Алмаз» заявило, что украинская сторона грубо нарушила российско-украинское соглашение 2006 года о взаимной защите прав на интеллектуальную собственность, полученную в ходе двустороннего военного сотрудничества, так как Украина передала техдокументацию на «Зубр» без согласия российской стороны.

И вот тогда Украина устроила натуральный фарс местечкового масштаба, объявив, что в Феодосии строятся не российские «Зубры» по проекту 12322, а чисто украинские корабли типа «Бизон» по проекту 958. Объяснить, какие принципиальные отличия у «Бизона» по сравнению с «Зубром», украинская сторона категорически отказалась.

Постройку первого «Зубробизона» завод «Море» закончил в сентябре 2013-го, а в октябре начались его заводские испытания. 25 мая того же года грузовое судно «Нью-Йорк» германской компании Hansa Heavy Lift благополучно доставило корабль в китайский порт Гуанчжоу. Второй «Зубробизон» не успел пройти всех положенных заводских испытаний, но в связи с известными событиями 1 марта 2014 года два буксира вывели корабль с территории завода «Море» и довели до Феодосийского порта. Там его положили в несамоходный понтон и 3 марта повели в Босфор.

И еще одно профильное предприятие… Севастопольский судоремонтный завод № 13, основанный еще в 1887 году, при разделе Черноморского флота достался России. А потому он находился в сравнительно удовлетворительном состоянии все годы украинской незалежности. Хотя украинская администрация не только не помогала судоремонтному заводу № 13, но и всячески старалась разорить его. Так, против руководства предприятия было возбуждено уголовное дело якобы из-за неуплаты 25 млн. руб. в бюджет Украины. Были заблокированы расчетные счета завода в банках Севастополя и наложен арест на его имущество. А в 2009–2010 годах украинские налоговики потребовали, чтобы завод платил налог на добавленную стоимость и якобы недоплатил Украине 11,5 млн. гривен.

Севастопольские перспективы после воссоединения с РоссиейПарадную линию завершает флагман ЧФ, гвардейский ракетный крейсер «Москва»

Естественно, весной 2014-го перед заводом № 13 открылись новые перспективы. Так, 11 мая 2014 года в Севастополь прибыл большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Левченко». БПК с января 2014 года нес службу в Средиземном море. Теперь решено поставить его на ремонт именно в заводе № 13. Корабль введут в док ПД-30 после того, как оттуда выведут ремонтирующиеся БДК «Азов» и СКР «Ладный».

Замечу, что до марта 2014 года Украина не допускала захода в Севастополь российских кораблей других флотов. Ныне Черноморский флот и корабли из сменного состава Средиземноморской эскадры получили в Севастополе не только удобное место стоянки, но и относительно неплохую ремонтную базу.

Обострение ситуации на Украине, мероприятия по обеспечению безопасности крымского шельфа, обслуживание кораблей, несущих боевую службу в Средиземном море, и многие другие факторы требуют срочного обновления корабельного состава Черноморского флота, приведение в должный порядок всех аэродромов ЧФ, имевшихся к 1991 году, для обеспечения базирования всех типов самолетов, состоящих на вооружении РФ.

На взгляд автора, необходимо срочно перебазировать и 9-й отдел Черноморского флота с берегов Кавказа обратно в Севастополь. Напомню, что этот отдел ведает специальными боеприпасами.

/Александр Широкорад, nvo.ng.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя