Эсминец «Замволт»: невидим и крайне опасен

Плавучая пирамида Хеопса, словно прибывшая из другого измерения. Какой из эпох принадлежит этот корабль? Кто и зачем создал эту диковинную конструкцию? Возможно, все гораздо проще. Облик отражает суть — грандиозная финансовая пирамида, поглотившая за раз свыше 7 млрд. долларов.

Определенно, «Замволту» есть чем гордиться: самый крупный и дорогой эсминец за всю историю существования данного класса кораблей. И этот рекорд сохранится как минимум до начала 2030-х годов. Его зловещий силуэт не оставляет равнодушным. Но какие секреты таятся внутри этого «звездолета»?

Стелс? Рельсотрон? Linux?

Ракетно-артиллерийский стелс-корабль строится с применением новейших технологий, многие из которых были впервые внедрены на военно-морском флоте. Ключевым направлением было выбрано снижение заметности в радиоволновом диапазоне ЭМ-спектра, в котором работает большинство средств обнаружения. В архитектуре и облике «Замволта» агрессивно проступают черты технологии «стелс».

Эсминец «Замволт»: невидим и крайне опасен

Пирамидальная надстройка. Мощный завал бортов — благодаря чему радиоволны отражаются в сторону неба, что исключает их повторное отражение от поверхности воды. Стелс-кожухи артиллерийских орудий. Полное отсутствие мачт, радиоконтрастных механизмов и оборудования на верхней палубе. Нос-волнорез, позволяющий не «всходить на волну», как это делают обычные корабли, но, наоборот, прятаться от вражеских радаров среди гребней волн. Наконец, весь корпус «Замволта» отделан ферромагнитными красками и радиопоглощающими покрытиями.

Данные приёмы хорошо известны среди кораблестроителей по всему миру. Российские корветы и фрегаты нового поколения (например — «Стерегущий»), французские корабли «Лафайет», шведские стелс-корветы типа «Висбю»… Но в случае с «Замволтом» дело обстоит особым образом: впервые в истории флота все элементы технологии «стелс» были реализованы в столь грандиозном, всеохватывающем объеме на столь крупном корабле.

14,5 тысяч тонн — размерам эсминца «Замволт» позавидует иной крейсер (в качестве сравнения: полное водоизмещение флагмана ЧФ, ракетного крейсера «Москва» составляет «всего лишь» 11 тыс. тонн)

В эффективности приемов по снижению заметности для вражеских радаров сомневаться не приходится: технология «стелс» широко применяется при создании военно-морской и авиационной техники по всему миру.

Эсминец «Замволт»: невидим и крайне опасен

Гораздо больший интерес вызывает сама концепция «Замволта». Ракетно-артиллерийский эсминец с габаритами крейсера — это не 600-тонный шведский корвет. Как спрятать такого «слона» посреди открытой местности?

Создатели «Замволта» объясняют, что речь идет не о полной невидимости, а всего лишь о снижении заметности — в результате «Замволт» сможет обнаружить противника раньше, чем тот заметит стелс-эсминец. В официальных пресс-релизах отмечается, что эффективная площадь рассеивания (ЭПР) 180-метрового эсминца соответствует ЭПР небольшой рыбацкой фелюги.

Артиллерия

Впервые за 50 лет был построен артиллерийский ганшип. «Замволт» — первый и пока единственный из современных крейсеров и эсминцев, что вооружен пушками калибром свыше 5 дюймов. В носовой части эсминца установлена пара 155 мм (6,1 дюйма) автоматизированных установок Advanced Gun System (AGS), стреляющих высокоточными боеприпасами на дальность 160 км. Общий боекомплект установок — 920 снарядов.

Возрождение морской артиллерии — прямое следствие дискуссии об оказании огневой поддержки морским десантам и нанесению ударов по побережью противника (как никогда актуальных в эпоху контртеррористических операций и локальных войн).

Артиллерийский снаряд имеет ряд важных преимуществ перед авиационной бомбой или крылатой ракетой:
— всепогодное применение;
— быстрая реакция на вызовы — уже через пару минут указанное место сровняют с землей;
— неуязвимость для систем ПВО противника;
— отсутствие необходимости в сверхдорогом носителе (многоцелевом истребителе 4/5 поколений и подготовленном пилоте) — как и отсутствие риска потерять носитель по пути к цели;
— гораздо меньшая стоимость снарядов по сравнению с крылатой ракетой «Томагавк» — при одинаковых возможностях в деле оказания огневой поддержки морским пехотинцам.

Читайте также  Эсминцы в битве концепций

Притом, что точность современных артиллерийских снарядов с системой наведения по GPS или лазерному лучу, ни в чем не уступает аналогичным авиационным и ракетным боеприпасам.

Эсминец «Замволт»: невидим и крайне опасен

Примечательно, что в качестве вспомогательной артиллерийской системы для самообороны эсминца вновь была выбрана система с необычно большим калибром — автоматическая 57 мм установка «Бофорс» SAK-57 Mk.3 (пара таких пушек установлена в кормовой части надстройки «Замволта»).

В отличие от традиционных скорострельных «Фаланксов», SAK-57 делает всего 3-4 выстрела в секунду, но при этом стреляет особыми «интеллектуальными» боеприпасами, чьи взрыватели инициируются при пролете вблизи цели. А могущества её снарядов достаточно не только для самообороны в ближней зоне, но и для применения в морском бою против катеров и др. средств противника на дальности до 18 км.

Радары

Изначально для «Замволта» создавался «навороченный» радиолокационный комплекс DBR с шестью АФАР, работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли — в пределах зоны обзора радара DBR.

К 2010 году, когда стало ясно, что «Замволты» получаются слишком дорогими и не могут заменить собой существующие эсминцы — концепция радара DBR подверглась кардинальному сокращению. В составе средств обнаружения «Замволта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР, размещенными на стенках надстройки эсминца.

Эсминец «Замволт»: невидим и крайне опасен

В отличие от существующих Иджис-эсминцев, «Замволт» полностью лишился зональной системы ПВО/ПРО, но взамен приобрел выдающиеся способности для контроля водной поверхности (в пределах радиогоризонта) и воздушного пространства на средних и коротких дистанциях (менее 100 км).

Сантиметровый радар SPY-3 обладает уникальной «зоркостью» при слежении за горизонтом (откуда в любую секунду может появиться низколетящая ПКР). Среди других возможностей:
— управление зенитным огнем (программирование автопилотов ЗУР, одновременная подсветка десятков воздушных целей);
— автоматическая детекция плавающих мин и перископов подводных лодок;
— контрабатарейная борьба и СУО артиллерийским огнем эсминцам (отслеживание траекторий выпущенных снарядов);
— функции навигационного радара;
— возможность работы в режиме станции РЭБ.

Эсминец «Замволт»: невидим и крайне опасенПрототип AN/SPY-3 проходит испытания на борту старого эсминца «Пол Ф. Фостер»

Впрочем, есть одна загвоздка — подобные системы (многофункциональные РЛС с АФАР) уже лет десять стоят на вооружении практически всех флотов стран НАТО. За исключением ВМС США! Единственное, на что надеются «отсталые» янки — их SPY-3 будет самым мощным и совершенным среди всех существующих европейских и японских аналогов.

Инновации

Утверждается, что «Замволт» будет и самым бесшумным среди всех боевых надводных кораблей. Система подвода пузырьков воздуха к подводной части корпуса, винты в кольцевых насадках-фенестронах и полное электродвижение. Шумовой фон «Замволта» будет соответствовать атомной подлодке типа «Лос-Анджелес».

Пришел черед сказать несколько слов о ГЭУ суперэсминца. Здесь реализована схема, при которой британские газовые турбины Rolls-Royce Marine Trent-30 (одни из самых мощнейших в своем классе) приводят в действие электрогенераторы — после электрическая энергия вновь преобразуется в механическую энергию, посредством гребных электродвигателей.

Читайте также  Проект эсминца 23560Э «Шквал» сохранит и дополнит концепцию «Орлана»

Электроходы широко известны в гражданском судостроении (первый дизель-электроход «Вандал» был построен в России в 1903 году), но не получили большого развития на военно-морском флоте (где мощность корабельных ГЭУ зачастую превышает 100 тыс. л.с.). «Замволт» — второй после британского «Дэринга», где была применена схема с полным электродвижением (Full Electric Propulsion — FEP).

Исключение прямой механической связи между ГТД и винтами позволило уменьшить вибрации корпуса, что в свою очередь, положительно сказалось на уменьшении шумности эсминца. Кроме того, это упростило энергоснабжение энергозатратного оборудования и «развязало руки» конструкторам.

Еще одна инновация — периферийные пусковые установки для ракет PVLS Mk.57. Двадцать 4-зарядных модулей для запуска зенитных, противолодочных и тактических крылатых ракет, размещенные вдоль бортов эсминца и отделенные от остальных отсеков 12 мм стальной перегородкой. Основная идея — локализация повреждений эсминца при случайном взрыве ракеты в ячейке.

Вот только неясно — сможет ли лист толщиной 12 мм выдержать взрыв 340-кг БЧ «Томагавка»? А размещение УВП вдоль борта наоборот подставляет их под огонь противника. В высшей степени странное решение.

Эсминец «Замволт»: невидим и крайне опасен

Среди других полезных инноваций — огромная посадочная площадка в кормовой части эсминца, обеспечивающая проведение взлетно-посадочных операций для двух вертолетов одновременно.

Отлично выглядит идея с радикальным сокращением экипажа корабля. Штатный экипаж «Замволта» состоит из менее чем 150 моряков! — вместо 300-400 у других крейсеров и эсминцев. Результат был достигнут не столько глобальной автоматизацией эсминца, сколько существенным повышением межремонтного ресурса всех агрегатов и систем. Теперь всё техническое обслуживание будет проводиться только в базе, по завершении похода.

Впервые за всю историю флота, немалое внимание было уделено автоматизации процессов погрузки боекомплекта, продовольствия и расходных материалов во время нахождения в базе.

Эпилог

Мощный и современный корабль, который на момент своего вступления в строй, несомненно, будет лучшим эсминцем в мире. Постройка корабля такого уровня — это символ научно-технического превосходства. Совместный подвиг кораблестроителей, электронщиков, специалистов по ракетной технике и артиллерийским вооружениям — многочисленных научных коллективов целой страны, которая открыто заявляет о своём статусе сверхдержавы.

Если бы «Замволт» строился в России… О! Я представляю! Информационное пространство просто разрывалось бы от упоминаний о «не имеющем аналогов корабле». Здесь есть о чем говорить, и есть чем гордиться.

Эсминец «Замволт»: невидим и крайне опасен

Казалось бы, американцам, с их колоссальным опытом в кораблестроении, практически неограниченным военным бюджетом и при наличии лучших мозгов и разработок со всего света было почти нереально допустить ошибку и построить красивый, но с абсурдный военной точки зрения и совершенно неэффективный корабль.

Однако, в случае с «Замволтом» есть основания утверждать, что такая попытка все же была сделана. Пентагон не смог четко сформулировать требования к перспективному эсминцу XXI века (проект DD-21). Основным трендом при создании «Замволта» было стремление к абсолютному идеалу. Самый крутой эсминец в мире, остальное — не важно. В результате сложность и стоимость проекта превысили все разумные пределы. Программа строительства серии из 32-х многофункциональных эсминцев полностью провалилась.

Всего было решено построить не более трех «Замволтов» в контртеррористической / ударной версии (без радара DBR и дальней системы ПВО). Головной эсминец USS Zumwalt (DDG-1000) должен вступить в строй в 2015 году.

/Олег Капцов, topwar.ru/

30 КОММЕНТАРИИ

  1. Желанная цель для подводников, всеравно что эскадру потопить одним залпом. Как-бы не получилось как с F-35 — «а нафига козе баян?»

  2. Когда такой корабль будет бороздить моря и океаны,за его кормой,даже во время самого сильного шторма,будет оставаться кильватерный след,так сказать стоячая вода.На отстроенном экране локатора,это будет в виде четкой засветки(пятна),а далее дело техники и сеё корыто на дне морском.

    • А чем ты его в океане топить собрался ?.. Бут ылками из под водки или у РФ в океане есть флот присутствия ??.. Клоун не смеши

  3. Или Челябинский Су-24 с РЭБ «Хабины» пройдёт разок и как говорится «зря мы выплыли».

  4. Какое героическое мяуканье !!! Ничего не скажешь, профессионналлы собрались … Осталось еще на танк с копьем … «Как говориться — зря выехал!!! Забавные …

  5. Эй продажное, сосущее грязную американскую гадость мнение, ты хоть болт от гайки отличить можешь?

      • меня тоже кот333 (кажется, оно же аноним-333) напрягает — безграмотностью и постоянной хамовитостью на уровне тупого водителя маршрутки с его «шансоном»…

  6. профессионналлы-онналлы;кто о чём,а «другое мнение»о родном-о попе с воткнутым в неё пиндосовким членом.

  7. вычислят это корыто по следу, наведут сушки с рэб, или полодки с сверхзвуковыми ракетами-стелс , и гудбай пиндосия

    • Диванный эксперт в лаптях …. РЭБ это не «оружие» нападения, это защита от атак ракет противника!!! Да и вылетит ли твой ржавый Су-24 за территорию РФ? Вокруг России кольцо баз стран НАТО и союзников!!!

  8. Специалист
    Попробую вам объяснить все преимущества корабля данного класса во первых корабль малозаметный для радаров противника во вторых его станции РЛС решеток сами могут создавать помехи и пробиваться сквозь них. Различные станции обороны РЭБ и РЭП создадут обратно импульсные помехи таким образом что на экране радаров противника появится сразу несколько несуществующих целей. Так как корабль весьма малозаметный его координаты будет трудно засечь корабль оснащается всевозможными активными ложными целями делая его еще более опасным. След на воде конечно можно засечь но только в том случае если корабль будит работать на очень близком расстоянии от Замвола на такой дистанции кресер может атаковать ракетами Саброк, Асрок и Гарпун, Тамогавк да к том уже у него есть и совершенная Электромагнитная пушка способная бить на огромное расстояние с высокой точностью.

    • по поводу электромагнитной пушки — большой вопрос! насколько я знаю, подобное вооружение еще не отработано. есть риск остаться без экипажа.

    • и еще… можно сколь угодно долго обсуждать суперсовременную начинку корабля, но…корабль то постоянно по докам отстаивается.

  9. Специалист
    Если Россия так и дальше будит увеличивать разрыв в области строительства Крейсеров нового покалывания и основная ставка так и будет на единственный крейсер «Петр Великий» и постепенно устаревающие крейсера типа «Слава» Россия может полностью утратить господство на море как держава.

    • Эй специалист, ты хочешь сказать что задница обамы, для тебя слаще шоколада. Иначе чем объяснить твоё преклонение перед всем западным.
      А эсминец сей очередной мыльный пузырь, как и твоя возлюбленная меркава.

      • дебил. другого наименования для тебя нет. кроме высеров псквдо-патриотизма, ничего понятного ты пока не выдал. зато мудями звенишь…

  10. Специалист
    Кот 333 интересный человек дилетант назови хоть один современный корабль России класса крейсер?
    Только не говори что 1144 Орлан корабль недавно построенный?

    • А книжки и справочники почитать слабо?
      Строительство кораблей класса крейсер в России планируется. А крейсера, которые на данный момент находятся в составе ВМФ России, Советской постройки.
      И кто из нас дилетант?
      А этот Замволт всё равно при надобности утопят, как в своё время свалили 117-е невидимки.

      • дурак, у нас пока что только «планируется», и неизвестно, когда именно напланируется вообще — а эта хрень, пускай и через …опу, но уже бултыхает. а пока будем «планировать» дальше, пиндосы построят еще, с учетом полученной статистики ошибок. о чем тебе, придурку, и говорят — а ты все на один мотив, «шапок на всех хватит, закидаем!». ты, что-ли, козел, если что, на ржавом корыте 80-го года постройки в бой пойдешь??? или тебя полицаи будут на призывной с собаками искать?! звездун, мля…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя