Реформа армейской авиации ВВС России заставила НАТО переоценить расстановку сил в Европе. Недавно сформированная в Западном военном округе 15-я бригада армейской авиации вызвала бурю негативных эмоций в средствах информации не только прибалтийских стран и Польши, но и Германии с Великобританией. Бригада базируется на аэродроме Остров (Веретье) Псковской области.
25 декабря 2013 года состоялась передача в боевой состав 15-й бригады новых вертолетов Ми-28Н и Ми-35М. В тот же день на дальневосточном заводе «Прогресс» в Арсеньеве в присутствии генерального директора холдинга «Вертолеты России» Александра Михеева и главкома Военно-воздушных сил генерал-лейтенанта Виктора Бондарева эта же бригада получила 12 новейших Ка-52.
Помимо этого специалисты объединения ВВС и ПВО округа уже приняли на авиазаводе «Роствертол» в Ростове-на-Дону новую партию из десяти боевых вертолетов Ми-28Н и Ми-35М, а также один военно-транспортный Ми-26. Эти машины также предназначены для 15-й бригады армейской авиации. В настоящий момент экипажи готовят свои машины к перебазированию на аэродром постоянной дислокации. Следует отметить, что помимо этих вертолетов в течение лета и осени 2013 года в состав бригады уже введены ударные вертолёты Ми-28Н и Ми-35М, транспортно-боевые Ми-8МТВ-5 и тяжелые транспортные Ми-26.
15-я авиационная бригада армейской авиации – это новая воинская часть ВВС. После расформирования отдельных боевых и транспортно-боевых вертолетных полков вертолетные эскадрильи входят в состав авиационных баз армейской авиации второго разряда. Примечательно, что еще совсем недавно и сам аэродром Веретье к ВВС России отношения не имел, так как до 2012 года там базировался 859-й центр боевой подготовки и переучивания личного состава авиации ВМФ России, ныне перебазировавшийся в город Ейск Краснодарского края. Примечательно, что, по заявлению министра обороны России Сергея Шойгу, вскоре такие бригады появятся в каждом военном округе.
Но если формирование новой бригады и поступление туда авиационной техники в России вызвало интерес только у специалистов, то в Латвии, Литве и Эстонии началась паника, местами переходящая в истерику. Позже к своим прибалтийским коллегам присоединились средства массовой информации Польши и Чехии. Традиционно эти страны очень негативно настроены по отношению к РФ, и любые перемещения российских войск и военные учения выдаются за агрессивные намерения. Поэтому шум вокруг 15-й бригады можно было бы считать очередным проявлением недовольства, если бы не позиция немецких и британских СМИ, посчитавших вертолеты с псковского Острова реальной угрозой НАТО в Восточной Европе.
Так что же столь сильно напугало Прибалтику и Польшу и какие перспективы у армейской авиации ВВС России?
От второго разряда к новым машинам
«В советских Вооруженных Силах бригад армейской авиации не было, а имелись только отдельные вертолетные полки – боевые и управления, а также транспортно-боевые и отдельные вертолетные эскадрильи», – рассказал газете «Военно-промышленный курьер» военный историк, автор статей по истории ВС СССР и России Андрей Жуков. По его словам, в 2009 году при переходе к новому облику все полки и эскадрильи были пущены под нож, так как из них создавались линейные авиагруппы и эскадрильи в составе вновь формируемых авиационных баз.
«Но уже к 1 декабря 2010 года создали авиационные базы армейской авиации, все второго разряда. По сути это новые формирования, но на базе эскадрилий авиационных баз», – продолжил эксперт. Сейчас авиационные базы армейской авиации второго разряда есть в каждом военном округе. К примеру, в ЮВО – это базирующаяся в Кореновске 393-я, а в ЗВО – 549-я авиационная база армейской авиации в Левашове.
Вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник»
«Бригады армейской авиации – новые формирования, которые, по официальным данным, будут в скором времени в составе каждого округа. Правда, кроме того, что развернули 15-ю, я про другие бригады не слышал», – уточнил Андрей Жуков. Вероятнее всего, авиационные базы армейской авиации второго разряда себя не оправдали, впрочем, как и вся идея перевести Военно-воздушные силы с полковой/дивизионной структуры на авиационные базы. Поэтому стоит ожидать, что в ближайшем будущем они будут расформированы, а все освободившиеся вертолетные эскадрильи войдут в состав авиационных бригад. Судя по всему, сейчас на базе 15-й бригады идет обкатка штата новых бригад армейской авиации (брАА).
Ее уникальность состоит еще и в том, что весь парк авиационной техники, недавно полученный с заводов, составляют не модернизированные или восстановленные вертолеты, а новые, только что от производителя. Сейчас в новой бригаде три вертолетные эскадрильи, а в ближайшем будущем, вероятно, станет пять. В частности, 1-я эскадрилья вооружена ударными Ми-28Н и Ми-35М, 2-я летает на выпущенных в Казани Ми-8МТВ-5, а 3-я получила 25 декабря прошлого года 12 новейших Ка-52. По предположениям авиационных специалистов, в 4-ю эскадрилью войдут тяжелые транспортные Ми-26, а в 5-ю – Ми-8АМТШ, изготовленные на заводе в Улан-Удэ.
Некоторое удивление вызывает наличие в одной эскадрилье новейших ударных Ми-28Н «Ночной охотник» и модернизированных Ми-35М. По своим боевым возможностям эти машины очень близки, но серьезно различаются по конструкции, узлам и агрегатам.
«Первоначально в ВВС России Ми-35М на авиационных базах сводили в одну эскадрилью с вертолетами Ми-24. Но по мере насыщения парка «Ночными охотниками» остро встал вопрос учебной машины, особенно при переучивании и поддержании летных навыков пилотов, ранее летавших на Ми-24. Поэтому до появления в войсках специализированного Ми-28УБ его роль будет выполнять Ми-35М. Благо, бортовое оборудование и органы управления «тридцатьпятки» это позволяют делать», – говорит «ВПК» офицер Южного военного округа.
По словам собеседника, молодые пилоты приходят в войска на должность операторов вооружения Ми-24, позже становятся командирами вертолетов. Но при переучивании с «двадцатьчетверки» на Ми-28 часто возникают трудности.
«Учебный процесс пилотов и операторов ведется на базе ЦБП и ПЛС армейской авиации в Торжке. Но и в войсках нужны учебные машины, задачи которых и будут выполнять Ми-35М до появления Ми-28УБ. Главное, что «тридцатьпятки» – боевые вертолеты. В случае необходимости они будут действовать так же эффективно, как и новейшие Ми-28Н», – продолжил представитель ЮВО.
Не исключено, что 15-я авиационная бригада станет лидером в освоении новейших транспортно-боевых вертолетов, получивших индекс Ми-8АМТШ-В и проходящих в настоящее время испытания.
«Вертолет получил новые двигатели ВК-2500. Оборудование кабины сделано так, чтобы максимально облегчить пилотирование на малых высотах, особенно в горах, а также обеспечить взаимодействие с приборами ночного видения. Есть автономный источник питания, благодаря которому вертолет стал полностью автономным. Прилетели на горную вершину, заглушили двигатели, включили автономную установку. В машине тепло и есть электричество», – считает офицер ВВС России.
А независимый военный эксперт, один из авторов книги «Танки Августа», посвященной военному конфликту с Грузией в августе 2008 года, Антон Лавров говорит: «Такая структура бригады делает ее самостоятельной военной силой, способной решать задачи и на оперативном уровне. Она может не только наносить удары, но и поддерживать действия наземных сил, проводить десантно-штурмовые или, как их называют в НАТО, аэромобильные операции.
В то же время, по словам эксперта, в будущем ВВС России стоило бы рассмотреть возможность включения в состав бригад армейской авиации легких разведывательно-ударных вертолетов типа американских ОН-58 «Кайова» и французских «Фенек», способных вести разведку, «подсвечивать» цели ударным вертолетам, а в случае необходимости и самим уничтожать противника.
«Единственное, что плохо в такой бригаде, – ее эскадрильи будут по отдельности придаваться общевойсковым частям и соединениям. В такой схеме закладываются трудности с организацией взаимодействия. Напомню, в советское время вертолетные полки, закрепленные за конкретными общевойсковыми объединениями, таких сложностей не имели. Сухопутные командиры знали, кто их поддерживает, и в ходе учений постоянно отрабатывали взаимодействие», – высказал свое мнение «ВПК» Герой Советского Союза, экс-командующий армейской авиацией Виталий Павлов.
Стоит отметить, что в сухопутных войсках США в состав каждой дивизии входит по одной, а в 101-й воздушно-десантной (воздушно-штурмовой) – даже две бригады армейской авиации. А в вооруженных силах Великобритании в составе бригад как вертолетные эскадрильи, так и целые полки корпуса армейской авиации (Army Air Corp).
Прибалтийские страхи
Как заявил латвийским средствам массовой информации бывший президент страны, председатель комиссии сейма по национальной безопасности Валдис Затлерс, со стороны России прибалтийские государства видят и тактические ракеты, которые могут нести ядерное оружие, и ударные вертолеты. Это все, по его мнению, оружие для нападения.
Накал информационной борьбы пришелся на конец прошлого года, когда стало известно о развертывании 15-й бригады армейской авиации на аэродроме Остров в Псковской области. В частности, латвийские СМИ посчитали, что один новейший ударный Ка-52, имеющийся на вооружении бригады, обходится России в сумму, равную всему годовому военному бюджету Латвии.
По мнению иностранных военных экспертов, российские вертолеты могут безнаказанно наносить удары по территории всего региона благодаря своим исключительным тактико-техническим характеристикам. Так, они совершают полеты на предельно малых высотах в сложных метеоусловиях и ночью. Кроме того, в странах Балтии нет полноценной системы ПВО и единого радиолокационного поля. Под удар попадает также авиабаза в Шяуляе, где постоянно размещаются истребители НАТО и которая в случае обострения ситуации должна использоваться для значительного усиления сухопутной группировки за счет переброски сил и средств военно-транспортной авиацией.
Российские вертолеты способны практически безнаказанно высаживать тактические воздушные десанты, атаковать дороги и магистрали, по которым войска Североатлантического альянса планируют организовывать снабжение и маневр силами и средствами на данном оперативном направлении.
Не только прибалтийские, но и немецкие и английские эксперты приходят к выводу, что своими действиями 15-я бригада может нанести существенный ущерб силам НАТО в Прибалтике, затруднить или даже сорвать их действия.
«В этом регионе достаточно много лесов и болот, которые значительно затрудняют действия мотопехотных и танковых частей и соединений», – пояснил «Военно-промышленному курьеру» Антон Лавров. Его поддерживает военный историк, автор ряда книг по истории Великой Отечественной войны Алексей Исаев:
«В 1941 году в направлении Остров – Псков наступала 4-я танковая группа генерал-полковника Эриха Гепнера. Согласно немецким документам 4-я ТГр испытывала достаточно много трудностей из-за сложного рельефа местности. Немецкие танкисты часто жаловались, что местность непроходима. В 1944–1945 годах советские войска в этой местности не применяли значительного количества танковых и механизированных соединений. В советских документах утверждается, что местность сложная, но не настолько непроходима, как это было в некоторых районах под Ленинградом».
Конечно, сложно оценить, насколько трудно американским самолетам ДРЛО Е-3 АВАКС обнаружить на фоне лесисто-болотистой местности ударные, транспортно-боевые и транспортные вертолеты. Но надо признать, что за последние несколько лет российское авиастроение сильно шагнуло вперед. На серийных Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М и Ми-8АМТШ появились индивидуальные приборы ночного видения для пилотов, тепловизоры, оптико-электронные системы, радары, позволяющие выполнять полет в режиме огибания рельефа местности в сложных метеоусловиях днем и ночью.
«В условиях Прибалтики наиболее эффективны десантно-штурмовые подразделения, которые легко перебросить вертолетами. Судя по названным цифрам, 15-я бригада может поднять до десантно-штурмовой бригады, правда, без бронетехники. Но на такой местности она будет только обузой», – считает Лавров. Он также напомнил, что ударные вертолеты имеют большой потенциал и в уничтожении вражеских аэродромов.
Стоит вспомнить, что во время конфликта с Грузией в августе 2008 года аэродром в Сенаки бомбили несколько раз и без особого успеха, зато с собственными потерями: погиб дальний бомбардировщик Ту-22М3. Но 11 августа в 7.15 российский Ми-24 скрытно вышел к аэродрому, управляемыми ракетами уничтожил на земле два грузинских Ми-14БТ и Ми-24В, обстрелял другие цели и беспрепятственно ушел.
За последние годы армейская авиация ВВС России сделала качественный скачок вперед. На ее вооружении появились новые боевые и транспортные машины, часто не уступающие по своим характеристикам передовым иностранным образцам. Сейчас идет эксперимент по формированию новых бригад армейской авиации, отвечающих современным условиям.
Будем надеяться, что у главкомата ВВС России все получится. Пример 15-й бригады армейской авиации показывает, как малыми средствами добиться многого, вызвать нервозность потенциального противника, который начнет тратить значительные силы для парирования предполагаемой угрозы и в конечном счете играть по российским правилам.
/Алексей Рамм, vpk-news.ru/
Россия — вперёд!!!
Вообще офигели европейцы. С какого перепугу они думают, что решают, какие войска, куда и в каких количествах Россия на СВОЕЙ территории перебрасывает!!!
По причине договоренностей во времена Ельцина и нашей Конституции….которую Президент почему не хочет менять….а надо бы было и давно…Тогда бы многое изменилось….
Вертолетов много. Это хорошо! А где взять потребное количество летного состава?
Насчёт личного состава училище в Сызрани справляется. Я вот застал время когда в эскадрильи летали только зам. да сам (керосинки не было), поэтому данная статья маслом на душу.
Сызрань в год выпускает примерно 100 человек, а чтобы полноценно использовать машину необходимо 4-6 пилотов. На 100 машин — 400-600 человек. Где их взять, с учетом убыли?