Задёшево хороших солдат не найдешьПоследствия большой скупости и тяжелой ошибки
• Вопрос о создании в России современной армии по западным образцам перманентно поднимается нашей общественностью и отечественными СМИ почти два десятка лет. Борис Ельцин ещё в начале 90-х годов заявлял, что нам нужны другие Вооруженные Силы. А в 1996-м, идя на президентские выборы, уверенно обещал, что к 2000 году российские войска будут полностью укомплектованы контрактниками. И естественно, потребность в призывниках отпадет. Но увы…

• Через несколько лет после досрочной добровольной отставки Бориса Николаевича стала претворяться в жизнь федеральная целевая программа (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы. Но в феврале нынешнего года начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров признал: «Та задача, которая ставилась — построение профессиональной армии, решена не была».

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИИ

• Причин тому немало. Однако остановлюсь на главнейшей, по моему мнению, из них. Вспоминаю, как на одном из «круглых столов», где собрались представители разных политических партий, эксперты, журналисты, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов утверждал: для того чтобы молодой человек добровольно захотел служить в армии, необходимо создать нормальные бытовые и социальные условия, должна быть соответствующая зарплата. Исходя из этого, Минобороны предлагало истратить за четыре года на выполнение ФЦП около 140 миллиардов рублей. Минфин же выделил на эту программу 79 миллиардов.

• Вот почему пришлось полностью отказаться от строительства объектов соцкультбыта (клубов, спортивных сооружений), а жить контрактникам предполагалось в казармах. Взамен семейных общежитий выделялись пресловутые денежные компенсации, за которые мало где удавалось снять даже относительно приличную комнату. Вдобавок на первоначальном этапе оклад контрактника вообще определили в 6100 рублей, что было меньше средней зарплаты по стране и, конечно, не соответствовало потребностям молодых здоровых мужиков.

Военная служба по контракту• Кроме того, Госдума в марте 2004 года приняла поправки в Закон о статусе военнослужащего, согласно которым контрактникам, поступившим на службу в Вооруженные Силы РФ после 1 января 2004 года, предписывалось ездить в отпуск за свой счёт. Дополнили это нововведение внесенные в законодательную базу коррективы: для кандидатов в контрактники, возвращающихся в армию и на флот с «гражданки», устанавливался трехмесячный испытательный срок, был отменён дополнительный отпуск военнослужащим-добровольцам в частях постоянной боевой готовности, вместо этого опять-таки выплачивались деньги (в 76-й дивизии ВДВ — 1200 рублей).

• Мне тогда довелось услышать от одного высокопоставленного военного чиновника следующее: «Мы понимаем, почему Минфин бьется за каждый рубль программы. Экономические проблемы есть и с ними надо считаться. Но какие бы цифры ни были названы и спланированы, алгоритм перевода войск на профессиональную основу определен и согласован со всеми заинтересованными ведомствами».Оказалось, что алгоритм этот в принципе неверен и отнял у государства значительные ресурсы и средства.

Читайте также  В ближайшие 3 года социальные проблемы военных так и не будут решены

ОЦЕНКА — «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

Переводу на контрактную основу частей и подразделений Российской армии предшествовал эксперимент, начатый в июле 2003 года в элитной 76-й Псковской дивизии ВДВ. Предполагалось, что в соединение наберут квалифицированных специалистов с «гражданки», а также предложат остаться служить в нём наиболее добросовестным, дисциплинированным и умелым солдатам-срочникам. Для них построили несколько казарм с кубриками на четырех человек. Но боевая техника, как предлагал Генштаб, в дивизии не обновилась. Не были возведены спортсооружения и объекты соцкультбыта.

• В Псков возили журналистов и политиков, чтобы продемонстрировать ход эксперимента. Солдаты им жаловались на скуку, невозможность обустроить семью, низкую зарплату. Однако ничего не менялось, должные выводы не были сделаны и реализация ФЦП стартовала.

После успешно проведённых ученийПонадобилось немного времени для того, чтобы убедиться:
1. На контрактную военную службу рядовые и сержанты запаса идут неохотно. Если кто и стремится вернуться в армию, то это зачастую отнюдь не тот, кто ей нужен. Военкоматы же стремятся выполнить план по набору контрактников любой ценой.

2. Более охотно заключают контракт солдаты-первогодки, которые захотели хоть каких-то денег и некоторой свободы, что должна была гарантировать добровольная служба.

• По данным начальника группы одного из аналитических подразделений Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба полковника Евгения Шабалина, в 2005 году досрочно приостановили военную службу (то есть разорвали контракт) 12,9% военнослужащих-добровольцев. При этом в 42-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Чечне и действующей, как известно, в боевой обстановке, таковых оказались почти треть. Подобная тенденция наблюдалась и в последующие годы.

• Кстати, аналитиков Генштаба больше беспокоила другая проблема: значительное число военнослужащих, подписавших первый контракт в 2004-2006 годах, не намерены были его продлевать. В свою очередь Социологический центр МО РФ сообщал: лишь 15-19% добровольцев готовы подписать второй контракт. Генштаб в своих аналитических записках в Кремль информировал, что уже в ближайшие два-три года войска могут лишиться костяка профессионалов, которые подписали контракт в 2004-2005 годах и составляли тогда основу сил постоянной боевой готовности.

• Затем забил тревогу заместитель генерального прокурора России — главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский, который отметил, что в реализации ФЦП допущены значительные ошибки. По его словам, федеральным органам исполнительной власти не удалось достичь требуемого уровня социального обеспечения, повышения привлекательности военной службы по контракту для солдат и сержантов, совершенствования боевой подготовки воинских частей, переводимых на контрактный принцип комплектования.

• «В результате в августе 2007 года ход выполнения программы получил НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ оценку президента Российской Федерации», — подчеркнул Сергей Фридинский, добавив, что прямым следствием серьезных упущений в процессе подготовки и в ходе реализации федеральной целевой программы стало нарастание неблагополучных тенденций в состоянии правопорядка в частях, переводимых на контракт. И что самое прискорбное — значительную часть правонарушений, совершаемых контрактниками, по-прежнему составляет уклонение от военной службы.

Читайте также  Минобороны делает ставку на военных гастарбайтеров

• То есть «профессионалы» попросту бегут из казарм. И причина этого — низкие морально-деловые качества военнослужащих. Не секрет, что в контрактники идут в основном солдаты срочной службы. А если человек приходит с «гражданки», то это, как правило, тот, кто не нашел себе места в обществе, заключил глава ГВП.

• Уже в январе 2008 года тогдашний главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Владимир Болдырев заявил, что не устраивает то положение, когда в соединениях и воинских частях, переведенных на контрактный способ комплектования, наблюдается низкая укомплектованность личным составом, уровень обученности практически не отличается от показателей соединений и частей, укомплектованных военнослужащими по призыву. Генерал назвал причины данной проблемы:

— низкий уровень денежного довольствия;

— отсутствие жилья для семейных военнослужащих;

— нерегламентированное служебное время;

— регулярное привлечение к хозяйственным работам.

Повседневная военная подготовка• Прошли слушания по проблемам контрактной армии и в Общественной палате. На них председатель Комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, глава Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил Александр Каньшин заявил: «Ошибки, заложенные при планировании ФЦП, привели к тому, что текучесть кадров военнослужащих по контракту стала нормой, ротация военнослужащих в частях постоянной готовности осуществлялась сотнями в связи с нежеланием военнослужащих проходить службу в условиях, которые для них были созданы. Тем самым теряется сам смысл профессионализации армии, комплектуемой по контракту».

ТРУДНАЯ ПОРА

В Минобороны наконец поняли, что совершена ошибка: имевшиеся средства не позволяли набрать контрактников только на отдельные должности, от которых в первую очередь зависит боевая готовность. Видимо, не случайно министр обороны Анатолий Сердюков, перечисляя задачи на ближайшее будущее, фактически предрекал: на должностях сержантов и старшин, а также в плавсоставе ВМФ будут служить только контрактники. В Минобороны был подготовлен проект соответствующей ФЦП.

• Правительство Российской Федерации распоряжением № 1016-р от 15 июля 2008 года утвердило концепцию этой программы. Она должна была действовать до 2015 года, на неё планировалось израсходовать свыше 243 миллиардов рублей, чтобы в итоге Вооруженные Силы получили 64,2 тысячи младших командиров-добровольцев.

• Однако осенью 2008 года грянул финансово-экономический кризис и новую ФЦП правительство заморозило. Только сейчас Минобороны смогло предпринять экстренные меры и начать подготовку будущих сержантов, которые надолго свяжут свою жизнь с Вооруженными Силами. Между тем срок ратной службы по призыву сократился вдвое, вследствие чего пришлось резко увеличить численность контингента новобранцев, отправляемых в войска, и при этом в ходе военной реформы из армии и флота уволили десятки тысяч офицеров.

• Следовательно, нашим Вооруженным Силам предстоит пережить очень тяжелый период. Ведь нелегко держать под контролем обстановку в воинских коллективах, состоящих из молодых людей в возрасте 18-27 лет, пока туда не придут от пяти до десяти тысяч сержантов-контрактников.

/Владимир МУХИН, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя