Подписан контракт на разработку бомбардировщика ПАК ДА

На днях стали известны новые подробности программы создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Уже подписан контракт на проектирование нового самолета, а также началось финансирование работ. Кроме того, проект ПАК ДА включен в государственную программу вооружений на 2016-2025 годы.

Подписан контракт на разработку бомбардировщика ПАК ДАГипотетическое изображение возможного варианта дозвукового ПАК ДА (август 2013 г.)

Новости о ходе проекта ПАК ДА огласил директор департамента авиационной промышленности министерства промышленности и торговли А. Богинский. Во время пресс-конференции в ходе международного авиасалона Singapore Airshow 2014, проходящего в Сингапуре, чиновник рассказал о последних новостях программы ПАК ДА.

Как оказалось, еще в декабре прошлого года министерство обороны России и фирма «Туполев» подписали контракт об эскизном проектировании перспективного самолета. Финансирование работ уже началось и будет продолжаться в течение нескольких следующих лет. Таким образом, создание нового бомбардировщика приближается к стадии появления проекта, в соответствии с которым будут строиться самолеты.

Работы по программе ПАК ДА стартовали в 2009 году, когда Минобороны заказало фирме «Туполев» проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по новому проекту. К середине 2012 года завершилось формирование технического облика перспективного бомбардировщика, после чего продолжилось формирование технических требований к проекту. В конце прошлого года, как следует из слов директора департамента авиапрома Минпромторга, был подписан контракт на создание эскизного проекта, вследствие чего сейчас начаты конструкторские работы.

Согласно последним заявлениям представителей Минобороны и промышленности, первый полет опытного самолета ПАК ДА состоится в 2019 году. В середине следующего десятилетия предполагается принять новый бомбардировщик на вооружение, а также начать строительство серийных самолетов. Поставки серийных машин позволят военно-воздушным силам обновить парк дальних бомбардировщиков.

По имеющимся данным, самолет ПАК ДА придет на смену эксплуатируемым в настоящее время бомбардировщикам-ракетоносцам Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Таким образом, к концу тридцатых годов перспективные бомбардировщики станут основой российской дальней авиации.

Читайте также  Авиация люфтваффе против танков. Часть 2

Представители министерства обороны в последние несколько лет раскрыли некоторые подробности проекта ПАК ДА. Не вдаваясь в технические подробности, они рассказывали об общих чертах перспективного дальнего бомбардировщика. По имеющимся данным, самолет ПАК ДА будет дозвуковым и сможет нести большую полезную нагрузку, чем существующие бомбардировщики. Такая информация стала причиной появления предположения, согласно которому перспективный бомбардировщик будет построен по схеме летающее крыло.

Ожидается, что в конструкции перспективного ударного самолета будут широко использоваться различные технические решения и материалы, призванные повысить летные данные и снизить радиолокационную заметность. Как следует из заявлений представителей Минобороны, бомбардировщик ПАК ДА сможет нести существующие и перспективные крылатые ракеты и бомбы различных типов. Сравнение боевой нагрузки ПАК ДА с аналогичным параметром самолета Ту-160 позволяет предположить, что перспективный бомбардировщик сможет нести не менее 25-30 тонн вооружения.

В номенклатуру вооружения бомбардировщика могут быть включены существующие ракеты Х-55 и Х-555, а также перспективные ракеты Х-101. При необходимости самолет должен использовать управляемые бомбы. Кроме того, нельзя исключать возможность использования ракет «воздух-воздух», предназначенных для самообороны.

В августе прошлого года главком ВВС генерал-лейтенант В.Бондарев рассказал, что бомбардировщик-ракетоносец ПАК ДА сможет нести и использовать перспективные гиперзвуковые ракеты. При этом достоверная информация о разработке подобных боеприпасов отсутствует, хотя некоторые наработки в этой области имеются.

Для достижения требуемых летных характеристик бомбардировщик ПАК ДА должен будет получить соответствующие двигатели. Известно, что с 2011 года ведутся исследовательские и конструкторские работы, целью которых является создание перспективного турбореактивного двигателя. Кроме того, несколько лет назад появилась пока не подтвержденная версия о возможном использовании двигателей АЛ-41Ф1С («Изделие 117С»), созданных для истребителя Су-35С.

При полезной нагрузке не менее 25-30 тонн взлетный вес бомбардировщика ПАК ДА должен превысить 110-120 тонн. Учитывая требования по замене существующих самолетов, можно предположить, что дальность полета перспективного бомбардировщика достигнет 8-10 тыс. километров. Максимальная скорость самолета не превысит 950-1000 км/ч. Имея такие характеристики, самолет ПАК ДА сможет выполнять ряд боевых задач, свойственных бомбардировщикам существующих типов.

Читайте также  МиГ с гаком

На ранних этапах программы ПАК ДА сообщалось о планах на серийное производство новых самолетов. Утверждалось, что до конца двадцатых годов военно-воздушные силы получат 100 бомбардировщиков нового типа. За прошедшее время сроки реализации программы изменились, из-за чего, по-видимому, серийные машины начнут поступать в войска позже. Новая или скорректированная информация о необходимом количестве самолетов ПАК ДА не оглашалась.

Создание и принятие на вооружение самолета ПАК ДА позволит значительно повысить возможности российской дальней авиации, а также значительно обновить ее парк техники. Так, самый новый из бомбардировщиков Ту-95МС был построен в 1992 году, а вскоре после этого завершилось строительство самолетов Ту-22М3. Поставка серийных самолетов Ту-160 завершилась в 2008 году после передачи самолета б/н 08 «Виталий Копылов».

Таким образом, имеющиеся дальние бомбардировщики постепенно вырабатывают свой ресурс и в течение следующих 15-20 лет потребуют замены. Им на смену и должны прийти новые самолеты ПАК ДА, серийное строительство которых планируется начать в середине двадцатых годов.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

9 КОММЕНТАРИИ

  1. ПАК ДА должен летать на всех скоростях и с возможностью выхода в космос.А предложенное-бесперспективная затея,потерянное время и выброшенные деньги……

    • Диванный эксперт с мировым именем, уж простите их великодушною, что не посоветовались с вашим светейшеством… Как надо, так и делают.

  2. Это вы о тех, что Армию модернизировали,да так, что Сибирь и Дальний восток без прикрытия. А танков осталось 2500 шт. Или может о тех, кто втихаря звезды героя себе повесил, забыв, что эту награду нужно заслужить и кровью и потом. А может о тех, кто вручал втихаря эти награды.
    А делают так как могут и понимают на основе полученного образования на Западе и отражая интересы узкого круга олигархов как Российских так и зарубежных, не забывая при этом себя.

  3. Соглашусь с Виталием. Другое дело, что много их не надо. Он малозаметен, будет более грузоподъемный, чем 160-ый, а дальнобойные ракеты (наверняка и ракеты будут «стелсовые») и так будут лететь на сверхзвуке. Только выйдет на точку «Х», и пошли «подарки» гулять по свету. Так-что тут строгий подсчет всяких-разных совокупных относительных зависимостей, это точно «не от балды». И космоплан тоже потихоньку развивать надо, и когда-нибудь он не только страшилкой станет, но и обычных пассажиров может быть на курорты возить будет:) Но сначала, как водится, побудет страхонагнетателем. А может, тоже параллельно?

  4. Еще батюшка Циолковский предложил проект такого аппарата.И в СССР велись интенсивные разработки в этом направлении.Кто вооружен тот и правит миром.Это касается и космоса .Удар с космоса ракетами вертикально вниз на сверзвуке не дает другой стороне ни каких шансов.Именно тогда может отпасть необходимость содержать ядерную дубинку.

  5. Так-то оно так, это не панацея, прекрасно известно как это делается, и эту штуку можно уже собрать «хоть завтра» но думается на данный момент важна гарантированная возможность ответа (надежность). Эту функцию пока неплохо выполняют АПЛ. А эта штука все-таки еще требует очень серьезного обката (что конечно, не должно убирать ее в слишком дальний ящик) и удобна она именно для быстрого удара по объекту не требующему отлагательств… И пока дорого. Не хочу сейчас сравнивать с олимпиадой… Кстати, если внимательно посмотреть на фото ПАК ДА, то там 800 км/ч думается, далеко не предел, это так, рабочая цифра. Такая форма может позволить и 1800 и 2000 км/ч если надо, зависить будет от мощности движков и ракетно-бомбовой нагрузки. 800 км/ч, вероятнее всего, будет его обычная, не «напряжная» скорость. А если надо резко уйти, то он уйдет.

  6. Номер раз:Ту-160 еще будут строится(более того-это будет новая малозаметная модификация)-за пруфом обращайтесь на [email protected].
    Номер двас:Поживем-увидим.Но лично мне больше нравится проект гиперзвуковика.Да и несет этот ПАК-ДА всего 35 тонн против 45 тонн.Тут,наверное,ставка сделана на малозаметность.Главное-не вступить в ту самую какашку,в которую вступили разработчики В-2

  7. Лишь бы правда, на выходе не получился-бы летающий утюг. Но на малых радиусах разворота он будет явно лучше себя вести. Зачем такой самолет России-вопрос. Между гор лавировать? Хотя это тоже очень может пригодиться. Нет, чувствую не зря делают.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя