• Неоднократные инциденты с использованием беспилотных летательных аппаратов в небе Абхазии, а затем и в ходе войны в Южной Осетии вызвали ощутимый резонанс в СМИ. Неожиданно оказалось, что наши соседи, бывшие республики СССР, активно взялись за перевооружение собственных армий, уделяя при этом существенное внимание их оснащению беспилотными системами как эффективным средством разведки.
• Подобная ситуация дает повод к тому, чтобы в очередной раз обратить внимание на состояние дел в этом плане в Вооруженных Силах РФ, произвести некоторую «ревизию» того, что стоит на вооружении, что есть, но не закуплено, а также что существует пока еще только в проекте.
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
• Разговор о беспилотных аппаратах в нашей стране часто начинают с рассказа о разработках КБ Туполева. Действительно, эта организация является одним из «пионеров» в области создания беспилотных систем в нашей стране – первые разработки относятся к 60-м годам прошлого века. Именно здесь были созданы такие комплексы, как «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д». Впрочем, сейчас ситуация с беспилотными проектами в КБ далеко не однозначна.
• Одна из последних беспилотных разработок КБ – Ту-300 «Коршун» – часть комплекса «Строй-Ф», разработка которого начиналась еще в 80-е годы прошлого века. Он планировался в двух вариантах – разведывательном и ударном. Однако, по имеющимся сведениям, работы по этому комплексу так и не были доведены до конца.
• Что же касается упомянутых комплексов «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д», то, несмотря на более чем почтенный возраст, они до сих пор остаются на вооружении Российской армии. Предложенная «туполевцами» программа по их реанимации вряд ли способна кардинально повысить их ценность. Думается, что разумнее направить средства на новые разработки, в которых могли бы найти свое применение также и некоторые технические решения, созданные ранее.
• Если говорить как раз о таких новых разработках, в которых аккумулируются и опыт, и самые передовые знания отечественных специалистов, то это проект боевого БПЛА «Скат» над которым работает Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Его демонстрация на авиасалоне МАКС-2007 произвела настоящую сенсацию. На фоне подавляющего преобладания беспилотных аппаратов малых размеров, корпорация «МиГ» решила не размениваться на подобные «мелочи» и занять пустующую нишу крупных ударных БПЛА.
• Разрабатываемый БПЛА «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь, средствам ПВО в условиях сильного противодействия сил противника, так и по подвижным наземным и морским целям. Предполагается, что БПЛА «Скат» будет способен участвовать как в автономных, так и в групповых, в том числе совместных с пилотируемыми летательными аппаратами, боевых действиях.
• Размах крыла БПЛА «Скат» составляет 11,5 м, длина – 10,25 м, высота – 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата – 10000 кг. БПЛА оснащается двигателем РД-5000Б – бесфорсажным вариантом РД-93 с тягой 5040 кг. Максимальная скорость БПЛА у земли – 800 км/ч.
• При проектировании БПЛА использованы инженерные решения, направленные на максимальное снижение радиолокационной заметности. Для аппарата выбрана аэродинамическая схема «летающее крыло» – исключено вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение. Воздухозаборник двигателя прикрыт от излучения радаров носовой частью аппарата. Двигатель оснащен плоским соплом, что облегчает применение радиопоглощающих конструкций, кроме того, оно само по себе является более слабым отражателем по сравнению с традиционным осесимметричным соплом. В конструкции аппарата широко использованы композиционные материалы.
• Боевая нагрузка БПЛА, общая масса которой может достигать 2000 кг, размещается не на внешних подвесках, а во внутреннем отсеке. В качестве примера возможных средств поражения на МАКС-2007 перед аппаратом были выложены противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также корректируемые авиабомбы калибра 250 и 500 кг.
• Первый заместитель генерального директора РСК «МиГ» Сергей Цивилев сообщил, что работа по созданию БПЛА состоит из нескольких этапов. В настоящее время построен полноразмерный макет БПЛА «Скат», который предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также оптимизации характеристик аппарата.
• Далее предполагается создание летающей лаборатории-демонстратора. Любопытно, что в отличие от подобных проектов в США и Европе, где первоначально создавались более компактные версии аппаратов, в России принято решение сразу строить полноразмерный БПЛА. Причем, для окончательной доработки технологий создаваемого БПЛА, включая применение оружия, предполагается создать два аппарата – пилотируемый и беспилотный. На последнем этапе планируются постройка и испытания прототипа БПЛА «Скат» с полным набором боевых функций.
• Еще одним из беспилотников, также способных нести на борту оружие, является БПЛА «Дань-БАРУК» казанского КБ «Сокол». Новый аппарат, который ОКБ считает одним из наиболее перспективных своих проектов, предназначен для выполнения барражирующих полетов большой продолжительности, ведения воздушной разведки. Кроме того, среди функций БПЛА и есть и ударные – поражение движущихся и неподвижных целей. Комплекс рассчитан на выполнение задач как в дневное, так и в ночное время, в широком диапазоне метеоусловий.
• По своей размерности этот БПЛА «Дань-БАРУК» близок к израильским Hermes-450, закупленных Грузией. Размах крыла аппарата составляет 5,63 м, длина фюзеляжа – 4,6 м. БПЛА может совершать полеты продолжительностью до 15 часов на высотах до 6000 м. Диапазон скоростей аппарата – от 150 до 300 км/час.
• Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 500 кг, из которых 100 кг приходится на полезную нагрузку, в состав которой может входить как различное оборудование разведки и наблюдения, так и контейнеры с авиационными средствами поражения – самоприцеливающимися и кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА
• Весьма существенную нишу, в которой могут с успехом применяться беспилотные авиационные системы, представляют задачи Сухопутных войск. Головным российским предприятием, ответственным за разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного назначения является Концерн радиостроения «Вега». Беспилотники, имеющиеся сегодня в линейке Концерна, в основном предназначены для Сухопутных войск.
• Так, модернизированный комплекс воздушной разведки полкового уровня «Строй-П», изначально бывший более мобильным и предназначавшийся для нужд ВДВ, теперь, став более универсальным, все же, думается, более подходит именно для «сухопутчиков». Впрочем, по-видимому, модернизация «Пчелы» – временная мера. Это уже достаточно старая система, которая более способна напугать противника своим внешним видом, чем реальными возможностями.
• В развитие комплекса «Строй-П» московский НИИ «Кулон» сейчас занимается созданием более крупного аппарата – БПЛА «Юлия». Аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом малой стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Максимальная взлётная масса беспилотника составляет 550 кг, включая полезную нагрузку до 100 кг. БПЛА будет способен выполнять полет в течение 12 часов и в реальном масштабе времени передавать информацию с датчиков полезной нагрузки на наземный пункт управления, расположенный на удалении до 250 км. Взлёт и посадка беспилотника осуществляются «по-самолетному».
• Датчики обзорной разведки, размещаемые на борту БПЛА «Юлия», представлены широкозахватной двухспектральной (ТВ/ИК) строчной аппаратурой «Радуга-Э» и/или радиолокационной станцией бокового обзора с синтезированной апертурой РСА – М402К3. Для детального наблюдения используется гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС-630) в составе совмещенных ТВ-, ИК-камер и лазерного дальномера.
• Предполагается, что новый аппарат будет работать в тандеме с «Пчелой», что позволит расширить возможности комплекса с тактической до оперативно-тактической глубины.
• Комплекс «Типчак», созданный рыбинским КБ «Луч», также входящим в состав Концерна «Вега», изначально проектировался именно под задачи Сухопутных войск, точнее Ракетных войск и артиллерии. Уже завершены госиспытания комплекса, ведутся работы по организации его серийного производства. Первые комплексы уже начинают поступать в войска.
• Судя по опыту других стран, в военных конфликтах последних лет достаточно хорошо проявили себя также и беспилотники класса «мини». Одним из эффективных технических решений в этой области на российском рынке является беспилотная система дистанционного наблюдения «Элерон», созданная казанской компанией «Эникс». БПЛА имеет размах крыла 1,47 м и взлетную массу порядка 2,8 кг. На борту мини-самолета устанавливается аппаратура наблюдения, позволяющая применять систему как днём, так и ночью. Компактный переносной комплекс может использоваться для обеспечения оперативной разведки «за холмом». Время подготовки к полету – всего 5 минут.
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
• В уже упоминавшемся «Эниксе» также активно развивается направление БПЛА для применения в интересах Военно-морского флота. Правда, об этом направлении работ пока известно немного. В частности, то, что специалисты компании отрабатывают посадку при помощи сети – традиционное решение для корабельных БПЛА небольшой размерности.
• По-видимому, для нужд ВМФ были бы весьма полезны также и аппараты вертикального взлёта – посадки. Такого рода проект существует в МВЗ им.Миля, который предлагает на базе Ми-34 создать беспилотный вертолет, подобный американскому БПЛА FireScout.
• По информации компании, этот БПЛА в перспективе может быть использован для обзора земной поверхности и передачи на землю телевизионного и/или тепловизионного изображения местности или конкретных объектов на местности, химической и радиационной разведки, транспортировки грузов различного назначения массой до 300 кг.
• На борту вертолета предполагается установить разнообразное съемное или стационарное специальное оборудование в пределах располагаемой грузоподъемности. В состав базового комплекса войдет система управления вертолетом, автопилот, система траекторного управления, система посадки, станция управления, радиолиния связи «вертолет – наземная станция управления», специальное оборудование.
• Впрочем, проект этот достаточно сложен и дорог. О работах в этом направлении в МВЗ было заявлено еще несколько лет назад, однако до настоящего времени программа все еще остается в стадии предварительного проектирования. Так что, по-видимому, даже в случае начала финансирования он будет создаваться и отрабатываться еще достаточно долго.
• Гораздо ближе к реализации – проекты компании «Радар-ММС» из Санкт-Петербурга. Эта компания долгие годы занималась разработкой и созданием радиоэлектронных комплексов, размещаемых на воздушных и морских судах военного и гражданского назначения, а также обеспечивающих их эффективную и безопасную навигацию и эксплуатацию.
• В последние годы предприятие развертывает собственное производство, нацеленное на использование новых наукоемких технологий. В числе подобных новинок компания предлагает мониторинговый комплекс на базе малогабаритных беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа. Проект реализуется с участием Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
• В настоящее время в линейке беспилотников, предлагаемых компанией «Радар-ММС», аппараты от 5 кг до 450 кг. Беспилотные вертолёты компании оснащаются ТВ-камерами, а также другим оборудованием по желанию заказчика. Средства управления беспилотными аппаратами унифицированы. Пункт дистанционного управления, состоящий из двух автоматизированных рабочих мест и приемо-передающей системы, обеспечивает управление вертолетом, прием, отображение и регистрацию информации, а также контроль функционирования элементов комплекса.
ФСБ И ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА
• Федеральная служба безопасности России также использует беспилотники. Несколько лет назад в КБ «Искатель» Московского авиационного института для Центра спецтехники ФСБ был создан беспилотный комплекс с малоразмерным БПЛА вертолетного типа «Ворон».
• БПЛА «Ворон» – это мини-вертолет, который может применяться с небольших площадок, что делает его незаменимым при проведении специальных операций в городских условиях. Взлетная масса БПЛА составляет 32 кг. При этом вертолет берет на борт до 16 кг полезной нагрузки. Продолжительность полета составляет два часа при скорости 100-120 км/час. Комплекс позволяет наблюдать за местностью, различая людей, номерные знаки машин и другие мелкие детали.
• Из особых качеств беспилотника «Ворон» разработчики отмечают возможность его применения в сложных метеоусловиях, а также малую акустическую заметность – на расстоянии 100 метров шум двигателя уже практически не слышен.
• Что касается Пограничной службы ФСБ России, то уже упоминавшийся комплекс «Элерон» получил известность после демонстрации его возможностей президенту и руководителям силовых структур РФ на погранзаставе в Дагестане летом 2005 г. Причем это не была показная акция. По словам представителей компании, комплекс реально используется. На настоящий момент БПЛА этого типа в общей сложности совершили сотни полетов.
• Вместе с тем, в силу малых размеров функциональные возможности данной системы ограничены. Пограничникам требуются также и более крупные аппараты, имеющие большие дальность, продолжительность полета, массу полезной нагрузки.
• В качестве подобной системы, возможно, будет использован новый беспилотный комплекс «Дозор-4», созданный петербургской компанией «Транзас». Комплекс предназначен для сбора и обработки информации о заданных объектах и районах в целях обеспечения государственных министерств и ведомств данными, необходимыми для успешного решения задач в ходе их служебной и хозяйственной деятельности.
• Максимальная взлетная масса аппарата – 60 кг. Взлет и посадка осуществляются по-самолетному. Максимальная продолжительность полета БПЛА составляет порядка 10 часов. Дальность полета может достигать 1200 км.
• Диапазон областей применения данного комплекса достаточно широк – это мониторинг чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, дистанционный контроль объектов топливно-энергетического комплекса, транспорта и природопользования, патрулирование сухопутных и морских границ, обеспечение геодезической и картографической деятельности, производственно-экологический мониторинг и охрана важных объектов.
• По словам главного конструктора беспилотных систем компании «Транзас» Геннадия Трубникова, в производство уже запущена партия БПЛА «Дозор-4», которая поступит в опытную эксплуатацию Пограничной службы ФСБ РФ.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
• Российское МВД также использует для своих нужд беспилотные летательные аппараты – около двух лет назад на вооружение Центра авиации МВД были приняты первые беспилотники ижевской фирмы «Беспилотные системы».
• БПЛА ZALA 421-04 – аппарат схемы «летающее крыло» массой порядка 6 кг и размахом крыла 2,36 м. На борту БПЛА размещается оптико-электронная аппаратура массой до 1 кг. Радиус действия БПЛА до 15 км. Максимальная продолжительность полета – 1 час. БПЛА оснащен двигателем мощностью 1,5 кВт. Взлет и посадка БПЛА осуществляются в автоматическом режиме. Комплекс был развернут в Санкт-Петербурге для мониторинга безопасности во время проведения саммита G8.
• Второй комплекс с более компактным БПЛА – ZALA 421-08 поступил на службу милиции в прошлом году. Входящий в состав комплекса легкий 1,7-килограммовый беспилотный самолет, также созданный по схеме «летающее крыло», ставшей в своем роде фирменной для компании «Беспилотные системы», имеет размах крыла всего 0,8 м. На БПЛА устанавливаются 2 камеры: цветная – фронтального, и черно-белая – бокового обзора. Радиус действия комплекса – 10 км. Максимальная продолжительность полета – 90 минут. Запуск БПЛА производится броском руки, а посадка – при помощи парашюта на площадку размером 30х100 м.
• Известно, что этот комплекс применялся в ходе Московского авиационно-космического салона МАКС-2007. ГИБДД с его помощью получила возможность оперативного обнаружения «проблемных» мест на дорогах, и, соответственно, возможность перераспределения транспортных потоков во избежание заторов.
• По словам представителей Центра авиации МВД, есть планы по расширению парка используемых милицией беспилотных систем, в том числе и по приобретению комплекса с БПЛА вертикального взлета – посадки. Причем, по некоторым данным, МВД намеревается диверсифицировать поставщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• Обзорные статьи, подобные этой, в силу специфики, описывают достаточно большое количество различных проектов. Не хотелось бы, чтобы обилие рассмотренных систем дезориентировало лиц, принимающих решения. Количество здесь отнюдь не является показателем успешности развития этого направления в нашей стране.
• Увы, Россия, имевшая лидирующие позиции в данном направлении в прошлом, в настоящее время пропустила далеко вперед США, Израиль, ряд государств Европы.
• Внимание, обращенное в последнее время на проблемы разработки систем с беспилотными летательными аппаратами в нашей стране, со стороны Министерства обороны России, Военно-промышленной комиссии, других министерств и ведомств, безусловно, является положительным моментом.
• Однако само внимание есть условие необходимое, но не достаточное. Изменить ситуацию в лучшую сторону могут лишь масштабные закупки соответствующих систем при параллельной разработке перспективных образцов беспилотной техники, а также необходимых новых технологий.
_____________________________________________________________________________
Полезная информация:
• На современных производственных предприятиях используются различного вида поршневые и винтовые компрессоры. Различие между этими двумя типами оборудования по принципу работы состоит в том, что винтовой компрессор осуществляет нагнетание воздушно-масляной смеси с помощью винтового блока в пневмосистему, а поршневой компрессор осуществляет сжатие воздуха при движении поршней. На небольших производствах чаще используется винтовой компрессор. Это связано, прежде всего, с его экономичностью и компактными размерами, а также с возможностью работы в круглосуточном режиме.
• На сайте компании «ПНЕВМОТЕХНИКА» вы можете заказать винтовые компрессорные станции и установки от ведущих производителей ALUP, ABAC, SULLAIR, VORTEX и запасные части к ним по выгодным ценам. Квалифицированные специалисты компании помогут вам правильно выбрать винтовой компрессор под выполнение любых поставленных задач. Компания «ПНЕВМОТЕХНИКА» готова предложить вам сервисное обслуживание на высоком уровне и осуществить гарантийное и послегарантийное обслуживание купленного оборудования.
/Денис ФЕДУТИНОВ «Национальная оборона» /