АПЛ проекта 855 «Ясень» признали слишком дорогой

«Создание большой серии подлодок «Ясень» неподъемно с экономической и инженерной точек зрения и вряд ли необходимо с военной» — категоричный и, прямо скажем, мало приятный для создателей таких подводных лодок вывод содержится в докладе, который подготовлен  Экспертным  советом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и распространен на всероссийском форуме «Судостроение и судоходство России: новые решения и экономическая эффективность».

Форум проходит в Москве, а головная подлодка «Северодвинск» упомянутой в докладе серии «Ясень» завершила сложную программу испытаний (провела в море более 220 суток — это 3-4 полноценных боевых службы), сейчас предъявлена государственной комиссии и ждет решения своей судьбы. Ранее называвшиеся сроки передачи корабля в состав ВМФ прошли, очередной срок — конец нынешнего года.

АПЛ проекта 855 «Ясень» признали слишком дорогойМногоцелевая АПЛ «Северодвинск» проекта 855 «Ясень» на переходе в район испытаний.

Да, у головной АПЛ проекта 855 «Ясень», которая создана санкт-петербургским Морским бюро машиностроения «Малахит» и была заложена на «Севмаше» еще в 1993 году, беспрецедентно долгая история родов. И с баллистической ракетой «Булава», заметим, она никак не связана — тут совсем другое вооружение. Этот подводный крейсер относят к новому, четвертому поколению многоцелевых подводных лодок.

По заявленным возможностям и боевому оснащению эти подлодки призваны заменить собой сразу два класса существующих АПЛ — подводные охотники (типа «Гепард») и подводные крейсеры с крылатыми ракетами (к ним относилась погибшая подлодка «Курск»).

Сложная архитектура этого корабля, заданная проектантом, наложилась на безвременье 90-х и оказалась невероятно трудной для воплощения, когда почти прекратилось финансирование ВПК и распалась производственная кооперация. Достроечные работы на этом заказе активизировались только в начале нового века, и в июне 2010 года «Ясень» запоздалый был-таки спущен на воду. За год до этого, в канун очередного дня ВМФ, на стапеле «Севмаша» заложили второй корпус. И сразу дали имя собственное будущему кораблю – «Казань». Тогда же вполне официально озвучивались планы строительства большой серии субмарин такого типа — десять и более.

Читайте также  Минно-ракетная позиция как основа стратегической защиты с моря

Однако и в канун закладки второго «Ясеня», и после раздавались голоса, что корабли этой серии не только очень сложны в постройке, но и чрезмерно дороги. Точную стоимость официальные лица из ОСК и Минобороны не разглашали, но давали понять, что сумма затрат на одну многоцелевую лодку превышает затраты на создание стратегического ракетоносца.

Неожиданное развитие эта тема получила, как уже сказано, на открывшемся 28 ноября в Москве всероссийском форуме «Судостроение и судоходство России: новые решения и экономическая эффективность». Так совпало, что буквально накануне вечером президент России Владимир Путин повел в Сочи специальное совещания по вопросам развития ядерных подводных сил. Оттуда — подробности минимальные. А вот из доклада, который подготовлен Экспертным советом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и был распространен на форуме в Москве, следует, что в ближайшие полтора десятилетия ВМФ России должен получить не менее 16-18 многоцелевых атомных подводных лодок.

Но! «Реализовать эту цель за счет АПЛ проекта 885 «Ясень» вряд ли целесообразно», — утверждают авторы доклада и предлагают ограничить строительство таких кораблей четырьмя, максимум — шестью корпусами. А с рубежа 2015-2016 годов, по их мнению, следует строить многоцелевые АПЛ по новому проекту —  унифицированному с «Ясенем» по основным системам, но с упрощенным составом вооружения.

«Строительство крупной серии «Ясеней» в ближайшие десятилетия неподъемно с экономической и инженерной точек зрения и вряд ли необходимо с военной», — говорится в докладе. Свою позицию эксперты обосновали тем, что  ВМФ России располагает ныне 27 многоцелевыми АПЛ проектов 949А, 971, 945, 672РТМ, и в течение 10-12 лет большая часть этих кораблей выйдет из боевого состава по причине износа основных систем.

Чтобы не допустить резкого сокращения числа боеготовых АПЛ (а их уже сейчас недостаточно для решения насущных задач на удаленных друг от друга Северо-Атлантическом и Тихоокеанском театрах военных действий, утверждают эксперты), флот должен получить в течение ближайших пятнадцати лет не менее 16-18 многоцелевых подводных лодок.

4,5 триллиона рублей — такую сумму в рамках действующей Государственной программы вооружений (ГПВ-2020) планируется израсходовать на Военно-морской флот.

Пять-шесть недостающих единиц может быть восполнено за счет ремонта, модернизации и, соответственно, продления срока службы ныне действующих субмарин, сохранивших для этого ресурсный потенциал. У северодвинской судоремонтной верфи «Звездочка» опыт подобных работ большой, и с поставленной задачей там, безусловно, справятся.

Читайте также  Эсминцы в битве концепций

Но строительство новых кораблей при любом раскладе надо активизировать. И — оптимизировать с экономической и военно-стратегической точек зрения. В США что-то подобное уже сделали, заменив дорогостоящий проект АПЛ «Сивулф» на проект «Вирджиния», отмечают авторы экспертного доклада.

Наша справка

Атомная подлодка «Северодвинск» проекта 855 «Ясень» несет мощный комплекс вооружения, включая:
— противокорабельный оперативно-тактический комплекс П-800 «Оникс» с ракетой 3М-55;
— крылатые ракеты для поражения наземных целей;
— противокорабельные крылатые ракеты Х-35;
— стратегические крылатые ракеты Х-101.

Тем самым он совмещает качества быстроходной и малошумной торпедной АПЛ типа «Гепард» с возможностями ракетного крейсера, каким был, к примеру, погибший «Курск».  По оценкам западных и российских экспертов, уровень гидроакустической заметности АПЛ «Северодвинск» соизмерим с уровнем американской ПЛА SeeWolf. В то же время проект 885 обладает более высоким уровнем универсальности, чем американский аналог.

Еще одна отличительная особенность подлодок серии «Ясень» в том, что торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста. Это позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Кроме того, корабль получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен усовершенствованной ядерно-энергетической установкой.

Водоизмещение подлодки типа «Ясень» — 9,5 тысяч тонн, длина –120 м, предельная глубина погружения -600 метров. Полная скорость подводного хода — 31 узел (около 57 км/час), экипаж — 85 человек.

/Александр Емельяненков, www.rg.ru/

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Еще бы. Кой кому за океаном очень не хочется, чтобы у России были АПЛ с крылатыми ракетами. А соответствующие руководители, обычно прошедшими обучение за рубежом по президентской программе, пытаются выполнять указания из-за океана не за страх, а за будущие и состоявшиеся дивиденты…. Хотелось бы верить, что Президент на это нет пойдет.

  2. лоббисты из США, Англии и Израиля возмущены. Надо русичам извиниться за такую дерзость))))))

  3. 1. Слово дорого звучит глупо, особенно когда бабло тырят все кому не лень, или оно просто выкидывается ради понтов. Пусть закроют своё хлебало.
    2. Что с чем сравнивают, это ничего не значит. «Морской Волк» был дорогим а «Верджиния» шумной и слабо-выживаемой(конструкция корпуса).
    3. Крупная Серия стоит дешевле, и это по силам Государству у которого есть ВСЁ кроме: здравого смысла; Национального менталитета; Государственной ориентации и Независимой мотивации.
    4. Как в РФ проводят модернизацию и плановый ремонт, уже все видели. Хватит сорить баблом и кормить непонятный сброд, присосавшийся к бюджетным средствам. Не надо.
    5. Строить надо то, что будет работать эффективно с минимальным риском и достаточно долго. Чтобы потом не пришлось жалеть.
    6. Надо посмотреть, что эта за комиссия, какие результаты испытаний. Кто в чём заинтересован и какие цели преследует.

  4. Опять мостодонт и на все руки мастер. Эта лодка — воплощение доктрины ВМФ СССР. Тогда деньги не считали или плохо считали. Экипаж почти в сто человек уже сейчас непозволительная роскошь. Нужно руководствоваться словами В.И.Ленина:»лучше меньше, да лучше». Вместо одного монстра — 3…4 ПЛ с экипажем 25-30 человек, с полной автоматизацией и построенных по современным секционным технологиям. И не винты, а гидропропульсивные движетели. И т.д. и т.п. Вообщем есть над чем дерзать.

    • Егор если цитируешь Ленина ,то не забудь что он сказал про русский народ и пр Русь которую продал. Ты тоже из его окружения?

    • Раз ты такой умный, может создашь сам «ПЛ с экипажем 25-30 человек, с полной автоматизацией и построенных по современным секционным технологиям. И не винты, а гидропропульсивные движетели…»? И не забудь, чтобы еще в космос со дна выходила, и плазмаганами с орбиты по спутникам стреляла…и чтоб при этом не дороже АК-74 была. Дерзай.

  5. красавчеги)))))) но не тока надо в нете отпор давать, а если возможность есть и в жизни!!!
    знания разрубят оковы рабства славян!!!!

  6. Такая АПЛ «Вирджиния» у янки уже плавает. И строится целая серия АПЛ этого класса с практически полной автоматизацией работы бортовых систем.А вот магнитопропульсивные движки в СССР создавались еще в 70-ых годах прошлого века.И ничего, работали. Вот только американцы их уже довели до ума, а мы нет. P.S.Я лично к В.И.Ленину отношусь далеко не с горячей любовью, но что это был умный человек признал Весь Мир.И с этим надо считаться как бы Вам не хотелось.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя