Подвиг командира подлодки Игоря Британова

Роковое число 13… 27 лет назад, в октябре 1986 года, из своего 13-го похода не вернулся РПК СН «К-219» проекта 667АУ «Налим» (NATO – «Yankee»)… Это был первый ракетоносец, получивший статус «подводного стратега» и ставший родоначальником целой серии стратегических субмарин, вплоть до громадины 667БДРМ «Дельфин».

Подвиг командира подлодки Игоря Британова

Впоследствии с кораблями этой серии происходили различные казусы (как то удар о грунт «Кальмара»), но то, что произошло в Саргассовом море с «К-219», вполне могло обернуться экологической и политической катастрофой – из-за взрыва в ракетной шахте №6 на грунт легла субмарина с двумя реакторами и пятнадцатью ядерными ракетами на борту! И это спустя каких-то полгода после трагедии Чернобыля да еще накануне встречи Горбачева и Рейгана в Рейкьявике!

Подвиг командира подлодки Игоря БритановаМесто гибели К-219

Ценой жизни спецтрюмного, матроса Сергея Преминина, трагедию удалось предотвратить – когда стало понятно, что после срабатывания аварийной защиты на одном из реакторов компенсирующие решетки зависли и не стали на концевые упоры (что грозило тепловым взрывом), он и командир спецтрюмной группы старший лейтенант Н.Беликов пошли в реакторный ад.

В последний раз Сергей ушел один, ему удалось опустить последнюю решетку, добраться до переборочной двери, но… Из-за перепада давления дверь заклинило, а сил на то, чтобы выдернуть чеку, повернуть клапан и тем самым сравнять давление, у Сергея уже не оставалось. А в это время в смежном, восьмом отсеке, старший мичман В.Ежов с двумя матросами пытались открыть заклинившую дверь с помощью раздвижного упора. Тщетно – западня захлопнулась… Кроме Сергея погибли еще три человека: командир БЧ-2, капитан 3 ранга А.Петрачков и матросы Н.Смаглюк и И.Харченко.

Подвиг командира подлодки Игоря БритановаСергей Преминин

После почти суточной безуспешной борьбы за живучесть, командир лодки капитан 2 ранга Игорь Британов приказал заглушить второй реактор и эвакуировать экипаж на подошедшие советские корабли. Сам же остался на мостике – с пистолетом Макарова и ракетницей в карманах «канадки».

Дело в том, что рядом с гибнущей советской субмариной постоянно кружилась иностранная подлодка (как потом выяснилось, это была американская подлодка-охотник «Аугуста» класса «Лос-Анджелес» под командованием Джеймса Вон Сускила), да и буксир ВМС США «Паухэтэн» настойчиво предлагал свои услуги по буксировке аварийной ПЛ в ближайшую американскую базу – Норфолк.

Подвиг командира подлодки Игоря БритановаБуксир ВМС США «Паухэтэн»

Игорь Британов прекрасно понимал – оставь и он агонизирующий корабль, американцы тут же возьмут его на буксир – оставленный экипажем, он будет считаться «бесхозным», а пока на корабле остается хоть один человек, они этого сделать не посмеют. А может, он и сам собирался уйти со своим кораблем на дно? Кто знает…

Не мог Британов не понимать, что своим поступком поставил крест на военной карьере и обеспечил себе место на нарах: как же, всплыл в непосредственной близости от вражеского побережья, прекратил борьбу за живучесть, эвакуировал экипаж и тем самым «загубил» многомиллионный корабль!

Подвиг командира подлодки Игоря Британова

Тем временем в светлое время суток на гибнущую лодку еще высаживалась аварийная партия, была даже предпринята попытка завести буксирный трос с теплохода «Красногвардейск». И она оказалась успешной – 5 октября в 18.20 необычный караван начал движение. Только вот приказ Москвы – двигаться в Гаджиево – изумил подводников: таким ходом да в таких погодных условиях? А почему не на Кубу? Видно, и «братьям по классу» советское руководство не очень-то доверяло…

Читайте также  АПЛ «Юрий Долгорукий» запустила «Булаву»

Подвиг командира подлодки Игоря БритановаИгорь Британов на палубе терпящей бедствие подлодки

А вражеский перископ все ближе и ближе на большой скорости проносился возле лодки и буксирного троса. Наконец 6-го октября в 06.18 Британов увидел, как он двинулся наперерез каравану и нацелился между кормой «Красногвардейска» и носом «К-219», туда, где находился провисший трос! Глубина провисания достигала 270 метров, и Вон Сускил мог не бояться столкновения с кораблями. И он знал, что если на циркуляции даже легонько коснуться туго натянутого троса, тот лопнет, причинив его лодке минимальные повреждения. Его расчет оправдался – трос лопнул!

Британов понял: это конец, лодку уже не спасти. Аварийную партию отправили на «Красногвардейск», а верный чести морского офицера и командирскому долгу Игорь Британов оставался на гибнущем корабле до последнего момента. Лишь только когда вода подступила к мостику, он пересел в спасательный плотик и принялся грести к «Красногвардейску». В 11.03 6 октября 1986 года, прощально блеснув винтами, «К-219» пошла на последнее свое погружение…

А потом – гостеприимная Гавана, далеко не гостеприимная Москва, 9-месячное следствие и вывод – виноваты: погибший Петрачков (мертвые сраму не имут?), командир БЧ-5 И.Красильников и, конечно же, командир подлодки И.Британов. Обоим «светило» по 8 лет, но… К этому времени Матиас Руст посадил свою «Цессну» на главной площади страны, и перед новым министром обороны СССР Дмитрием Язовым встала дилемма: кого наказывать – Британова, героя в глазах всего мира, или генералов, сделавших страну посмешищем?

В результате Британова и Красильникова освободили от уголовного наказания (так и не сняв вину за гибель корабля), но из партии исключили и из флота уволили. Как у нас водится: наказать невиновных, наградить непричастных…

Подвиг командира подлодки Игоря БритановаЧлены экипажа Британова, участвовавшие в походе сентябрь-октябрь 1986 года и люди, оказавшие помощь спасении экипажа.

Но ведь виновные были? Были. Кто? Ответ лежит на поверхности: штабисты всех уровней — от дивизии до главкомата ВМФ. Почему именно они?

1. Авария произошла из-за поступления забортной воды в ракетную шахту №6. Знали об этом? Разумеется, знали. Во время контрольного выхода перед роковым походом не кто иной, как флагманский ракетчик штаба дивизии приказал отключить аварийный сигнал «Вода в шахте №6» и организовать слив в цистерну грязной воды 4-го отсека. Более того, как утверждает Александр Покровский, эта шахта была аварийной уже в 1979! году, когда его экипаж ходил на К-219 на боевую службу.

2. Какая необходимость была посылать в море экипаж, только что проведший 3 изнурительных месяца в автономке и остро нуждающийся в отдыхе? А все очень просто — необходимо было заменить на боевой службе РПКСН с неисправностью ракетного вооружения. Вот так — неисправный корабль меняют… на тоже неисправный!

Читайте также  «Мистраль» не готов к бою. История одной фотографии

3. И самое главное — экипаж доукомплектовали приписанным личным составом по самым скромным подсчетам на 35%! Но ведь «Курс боевой подготовки ракетных атомных подлодок» однозначно гласит: «При смене штатного личного состава более 30% экипаж выводится из линии». Это означает, что такой экипаж считается небоеготовым и для восстановления перволинейности должен полностью отработать и сдать штабу дивизии и ее командиру курсовые задачи в полном объеме (Л-1, Л-2, Л-3).

А виноватым сделали (именно сделали!) Британова.

Неожиданная помощь пришла со стороны… американцев: честь морского офицера, пожертвовавшего своей карьерой ради спасения экипажа, помогли восстановить Петер Хухтхаузен и Роберт Алан Уайт, написавшие в соавторстве с российским подводником Игорем Курдиным беспрецедентную по своей доброте и честности книгу «Враждебные воды», главными героями которой стали Игорь Британов, РПК СН «К-219» и ее экипаж. В этой книге они не скрыли и постыдной, пиратской роли американской АПЛ «Аугуста» в гибели советского ракетоносца.

…Эта печальная история имеет довольно неожиданное продолжение: российский подводник, капитан 1 ранга И.Британов подал в суд на Голливуд за использование в фильме фактов из его жизни без его же на то согласие и выиграл его! «Фабрике Грез» пришлось уплатить ему приличную сумму, о размере которой капитан скромно умалчивает.

А закончить мне хотелось бы цитатой из книги «Враждебные воды»: «…уже после приема (4 августа 1998 года, офицерский клуб Академии ВМС США в Аннаполисе – авт.) к русскому командиру пробился один из присутствующих и, крепко пожав руку, тихо сказал: «Я из экипажа «Аугусты». Я был тогда на ее борту. Примите мои извинения…» И прежде чем Британов успел ответить, быстро отошел в сторону, затерявшись в толпе…»

P.S. Как вы могли заметить, я практически не осветил ни начало аварии, ни ее развитие. Да это и не входило в мою задачу. Я хотел рассказать о подвиге Командира. Командира с большой буквы К. Надеюсь, мне это хоть в малой степени удалось. А про аварию можете прочитать в Интернете, написано о ней много. Только умоляю, не читайте Вики — я, когда читал, не знал, матюкатся или смеяться.

Прочитайте лучше книгу «Враждебные воды» или посмотрите документальный фильм «К-219. Последний поход» — и то и другое есть в Интернете. А вот фильм «Враждебные воды» я смотреть не рискнул — зная, как трактуют историческую правду «мастера» из голливуд-шоу (режисер фильма К-19 Кэтрин Беглоу без обиняков заявила консультанту фильма капитану 1-го ранга Сергею Апрелеву в ответ на замечание, что это неправда, что так на подводных лодках не бывает: «Мне ваша правда до лампочки, мне нужно зрелище»), не захотел портить впечатление от книги.

/Валерий Голодный, topwar.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Я так и не понял, а в чем заключается подвиг И.Британова: в том, что он Преминина, едва стоящего на ногах от переутомления, в реактор одного отправил, в нарушении всех инструкций, а потом там его и бросил, не сумев(!) снять давления (или создать противодавление) или то что он всплыл? Но здесь опять не геройство, а срабатывания чувства самосохранения. Далее написано что после длительной борьбы за БЗЖ экипаж покинул лодку. Уважаемый автор, хоть одно мероприятие по БЗЖ назовите (кроме кратковременного открытия вентиля ЛОХ в 3-м отсеке для подачи в 4-й и быстром его закрытии). Все действия экипажа за исключением действий Преминина, Беликова, Петрачкова, отличаются изумительной тупостью, не профессионализмом и трусостью.

  2. Ситуации на ПЛ разные бывают. Но всплывать в боевом походе у чужих берегов , командир не имел права. Перед уходом в поход командир и весь экипаж подпись поставили. Что обязуются уничтожить корабль в случае захвата. Также они обязаны либо все спастись вместе с кораблем, либо все погибнуть.

  3. Кто помнит: в сборнике аварий про это в заключении сказано: » ….. дальнейшие неправильные действия экипажа привели к гибели подводного крейсера….» ЧТО ЕЩЕ НАДО ГОВОРИТЬ ?,ПИСАТЬ КНИГИ?, СНИМАТЬ КИНО? и т.д. Зачем? Кто знаком с комплексом РО, скромно молчит. А про организацию службы тех лет зачем вспоминать? И сейчас есть слабые места в организации, в подготовке и т.п. Утопили» пароход». Все рукотворно. Тупо и все сообща.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя