«Высоко сижу, далеко гляжу». Когда нет самолетов…

Вертолет в качестве носителя радара заметно уступает самолету: и грузоподъемность у него меньше, и внутренние объемы, и продолжительность полета, и скорость. Но зато ему не нужен аэродром!

«Высоко сижу, далеко гляжу». Когда нет самолетов…

Первыми вертолет ДРЛО сделали, понятно, американцы, и вертолет был, разумеется, Сикорского. В 1957 году радар AN/APS-20 был установлен на самый большой в тогдашней Америке вертолет Sikorsky HR2S. Даже на два вертолета, ставших HR2S-1W и украшенных обтекателями антенны в носу. Однако вибрации настолько ухудшили работу радара, что идея не получила развития, а дальнее радиолокационное покрытие для десантов морской пехоты было решено передать флотской палубной авиации.

«Высоко сижу, далеко гляжу». Когда нет самолетов…

Англичанам, ликвидировавшим к концу 1970-х свой авианосный флот, передавать эти задачи было некому, а Фолклендская война показала, что ДРЛО на море (и не только) важно и нужно. В авральном режиме доработали два противолодочных вертолета Westland Sea King HAS.2, установив по правому борту обтекатель антенны радара Searchwater. Этот радар по боевым характеристикам не слишком превосходил все тот же AN/APS-20, но был гораздо легче и компактнее, и кое-как мог справиться с обнаружением воздушных целей (хотя, исходя из его названия, был «заточен» на поиск надводных целей, и следить за высокоскоростными самолетам не мог).

Эрзац получил название Sea King HAS.2 (AEW) и был спешно переброшен на борту авианесущего крейсера на Фолкленды – но на войну уже не успел. В 1985 году на крейсерах типа Invincible в дополнение к истребителям вертикального взлета и посадки Sea Harrier появились строевые вертолеты ДРЛО Sea King AEW.2, также переделанные из HAS.2, позже несколько Sea King HAS.5 подверглись аналогичной переделке и стали AEW.5.

Нормальный вертолет ДРЛО, способный реально обнаруживать ударные самолеты и крылатые ракеты противника, англичане получили только в 2002 году в результате проекта Cerberus, в ходе которого ранее построенные «Си Кинги» ДРЛО модернизировались установкой нового радара Searchwater 2000AEW в модификацию AEW.7 (они же ASaC.7). Ожидается, что к 2016 году их сменит вертолет ДРЛО на базе AW101, причем радар и электроника на нем будут стоять те же.

Читайте также  Япония трансформирует силы самообороны

В СССР интерес к морским авиационным системам ДРЛО возник также после Фолклендской войны, и началось проектирование соответствующих самолетов (закончившееся ничем) и вертолетов. И тут в целом пошли по британскому пути – снабдили мощным радаром Е-801 «Око» с фазированной решеткой имеющийся транспортно-боевой вертолет Ка-29, созданный в свою очередь на базе противолодочного Ка-27. Результат был назван Ка-31, антенна на стоянке находится в сложенном состоянии под брюхом вертолета, в боевом ее панель вращается для обеспечения кругового обзора (при этом шасси, чтобы не мешать, поджимается).

«Высоко сижу, далеко гляжу». Когда нет самолетов…

В боевом положении радара вертолет должен или находиться в висении, или двигаться с малой скоростью (вообще стабилизировать вертолет в движении на скорости до100 км/чс такой «подвеской» удалось с большим трудом): антенна не имеет обтекателя. Да он и бессмысленен при таких габаритах, а габариты антенны во многом обеспечивают неплохие характеристики радара: обнаружение морских целей на дистанциях до250 км, воздушных класса истребитель – около 150. Плюс автоматическая линия передачи данных на корабль и возможность использования вертолета для загоризонтного целеуказания крылатых ракет.

Конечно, это не идет ни в какое сравнение с возможностями «Хокая», но благодаря сочетанию достаточно мощного радара и совершенного носителя Ка-31 на сегодня является лучшим вертолетом ДРЛО. Несмотря на это, на вооружении российского флота таких машин нет (хотя опытные одно время летали с «Адмирала Кузнецова»), поскольку нет денег на их приобретение.

Зато деньги есть у Индии и Китая, которые активно покупают такие вертолеты, прицениваются к ним и другие зарубежные заказчики. Правда, после заключения контракта по «Мистралям» отечественные военные решились на закупку для них нескольких Ка-31, но в несколько модернизированном виде.

Долго пробивал себе дорогу французский вертолет ДРЛО. Еще в 1986 году радиолокатор Orchidée был установлен за рампой вертолета Aérospatiale SA 330 Puma. Система была предназначена, однако, для сухопутного использования в интересах наземных войск и «Орхидея» была заточена на работу по наземным целям (и низколетящим воздушным, например, вертолетам).

Читайте также  География «польской угрозы-2017» расширяется

«Высоко сижу, далеко гляжу». Когда нет самолетов…

В полете вращающаяся антенна выдвигалась ниже корпуса вертолета, причем с выпущенной антенной (сильно меньшей, чем у Ка-31) скорость полета могла достигать 180 км/ч. Вертолет передавал данные на мобильный пункт управления войсками.

«Высоко сижу, далеко гляжу». Когда нет самолетов…

Программа была закрыта в 1990-м (отчасти из-за невозможности добиться заданных результатов по дальности), но опытный комплекс направили на «Бурю в пустыне», где его возможности оказались очень даже востребованными войсками. В результате программа возобновилась, и французская армия получила четыре вертолета ДРЛО – но на этот раз базой для них послужил AS.532UL Cougar, оснащенный усовершенствованным радаром по программе Horison. Полное развертывание комплекса из четырех вертолетов и двух наземных командных пунктов было осуществлено в 2002 году, но уже в 2008-м система Horison была снята с вооружения с целью сокращения расходов.

Технология же, вероятно, попала в Китай (или китайцы решили попытаться скопировать ее самостоятельно). В 2009 году появились фотографии вертолета Z-8 (китайский вариант французского Aerospatiale Super Frelon), за рампой которого находился некий прямоугольный контейнер, издали напоминающий антенну Horizon. Для чего предназначен этот вертолет, не сообщается, но это может быть и «наземная» система для сухопутных войск, как у французов, и «морская» для оснащения авианосцев. Впрочем, решение о приобретении Ка-31 косвенно может служить подтверждением тому, что пока прогресс в разработке собственного китайского вертолета ДРЛО весьма скромный.

«Высоко сижу, далеко гляжу». Когда нет самолетов…

Китайцы интересуются и палубными самолетами такого назначения, в частности данными по Як-44, на одной из китайских баз было замечено нечто, очень напоминающее американский «Хокай» (вероятно, полноразмерный макет), но создать что-то подобное самим им в ближайшем будущем навряд ли удастся. Ведь, по китайской традиции, для начала палубный самолет ДРЛО (или как минимум, палубный самолет соответствующих размеров) надо где-то купить, а США, единственная страна, таковые производящая, как-то не собираются его продавать…

Зато много кто делает авиационные комплексы ДРЛО наземного базирования, но о них – в следующий раз.

/По материалам aviaglobus.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя