Самый амбициозный американский проект последних лет – истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II – вновь стал предметом обсуждений. На этот раз среди предложений относительно будущего самолета фигурирует даже прекращение закупок. Виной тому – текущее сокращение расходов на оборону, связанное с общей финансовой политикой американского руководства.
По сообщению издания Bloomberg, 31 июля в Пентагоне состоялось заседание, посвященное дальнейшей финансовой политике военного ведомства. В ходе этого мероприятия, как рассказывают источники издания в американском военном ведомстве, среди прочих вариантов сокращения расходов на оборону рассматривалась возможность прекращения закупок новейших истребителей F-35. До октября текущего 2013 года, т.е. до начала следующего финансового года, Пентагон должен решить, какие именно проекты подвергнутся сокращению. В следующем году Конгресс требует от военных уменьшить свои расходы, как минимум, на 50 млрд. долларов.
Именно финансовая сторона проекта F-35 стала главной причиной, по которой он стал предметом обсуждения на недавнем заседании. Несмотря на многочисленные обещания относительно перспектив, в экономическом плане новый самолет выглядит не слишком хорошо. Так, к настоящему времени расчетная общая стоимость проекта, включая создания проекта и строительство 2443 истребителей трех модификаций, превысила отметку в 390 млрд. долларов. Таким образом, за 12 лет, прошедшие со старта основных работ, предполагаемая стоимость проекта выросла на 68%, что не могло не вызвать претензий со стороны Конгресса и общественности.
Вероятно, возможность отказа от перспективного истребителя пока не рассматривается всерьез, либо является одной из крайних мер, которая может быть предпринята при соответствующем стечении обстоятельств. Поэтому, в частности, министр обороны США Ч. Хейгел в своем недавнем выступлении, посвященном секвестру военного бюджета, не сказал ни слова относительно новейшего истребителя F-35. В то же время, он намекнул на возможное развитие событий. По его словам, Пентагону сейчас приходится выбирать между «меньшей силой» и отказом от создания новых или обновления старых вооружений и техники.
На фоне последних новостей о возможном отказе от F-35 интересным образом начинают смотреться предыдущие известия. Всего несколько дней назад было объявлено, что Пентагон и Lockheed Martin договорились о новых поставках истребителей F-35. В соответствии с самой новой информацией, вооруженные силы Соединенных Штатов получат 60 новейших истребителей, еще 11 машин будет построено для Австралии, Великобритании, Италии и Турции. Тогда же со ссылкой на источники, близкие к переговорам по контракту, утверждалось, что в новом договоре на поставку техники учтены некоторые пожелания заказчиков относительно стоимости самолетов.
При этом, несмотря на все усилия сторон, до начала следующего года не удастся добиться требуемой экономии лишь на сокращении поставок истребителей F-35. Общая стоимость 71 самолета, планируемого к строительству в ближайшее время, не превышает 7,5-8 миллиардов долларов. Конгресс, в свою очередь, требует куда более масштабных сокращений военного бюджета.
В ближайшие десять лет Пентагон должен сэкономить не менее 500 млрд. долларов, что является одной из самых сложных и актуальных задач, стоящих перед американскими военными. Таким образом, в контексте программы F-35 Lightning II ощутимое влияние на сокращение расходов может оказать лишь полный отказ или, как минимум, кардинальное сокращение планов на строительство таких истребителей.
Несмотря на многочисленные споры, идущие вокруг этого проекта уже не первый год, окончательное решение Пентагона понятно даже сейчас. Минобороны США не откажется от этого самолета, поскольку немалая часть из расчетных 390 млрд. долларов уже истрачена на разработку и производство некоторого количества серийных самолетов. Кроме того, не так давно курс обучения полетам на F-35 прошел уже сотый пилот и подготовка личного состава продолжается. Таким образом, кажущаяся экономия, которая должна последовать за прекращением проекта, сделает бессмысленными все предыдущие вложения в него.
Сотый пилот F-35 — майор ВВС США Роберт Миллер
Как ясно из слов некоторых представителей руководства вооруженных сил США, Пентагон действительно не собирается отказываться от новейшего истребителя. К примеру, начальник управления закупок Минобороны Ф.Кенделл полагает, что все дальнейшие события вокруг F-35 должны идти по пути решения проблем. Закрывать же проект ни в коем случае нельзя, поскольку это скажется как на обороноспособности страны, так и на состоянии промышленности и технологий.
И все же главным поводом для сохранения самолета Lockheed Martin F-35 Lightning II стоит считать финансовую сторону проекта, а именно уже сделанные вложения. В текущем состоянии, при наличии лишь нескольких десятков самолетов, программа не может достичь тех результатов, которые она изначально преследовала. Таким образом, любое предложение полностью отказаться от продолжения строительства новейших самолетов повлечет за собой массу споров в Конгрессе.
Официальные сведения о дальнейшей судьбе программы F-35 Lightning II еще не оглашались, но официальные лица США регулярно поднимают тему сокращения военных расходов. Вероятно, в самое ближайшее время кто-либо из чиновников высшего ранга наконец расскажет о планах американского руководства и объявит, какие меры будут приняты для сокращения расходов в рамках строительства новых истребителей.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/