Каким быть военному образованию в гражданских вузах?

Стремительно стартовавший проект Минобороны России по научным ротам обратил внимание общества на проблему качества контингента военнослужащих современной Российской армии. Вопрос о том, кто сегодня служит в Вооружённых Силах, каковы знания и компетенции солдатского и офицерского корпуса, вышел за рамки дискуссий военных профессионалов, его обсуждают специалисты различного профиля. Сегодня на эту тему размышляет генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга КАШИРИНА.

Сегодня аксиома для всех, что современная война — это не столько противостояние стали, сколько конкуренция высоких технологий. Понимая это, ещё в 2006 году в ходе своего VIII съезда Союз ректоров начал последовательное движение к восстановлению разрушенных в постсоветский период связей высшей школы и промышленности, подразумевая, что одним из приоритетных потребителей уникальных кадров и высоких технологий должна быть сфера обороны и безопасности.

Системные соглашения с Союзом машиностроителей России и партнёрство с Лигой оборонных предприятий позволили с самого начала вести эту работу, чётко осознавая реальные запросы и перспективы нашей «оборонки». В инициативном порядке РСР предложил формировать прямые связи вузовских научных коллективов с предприятиями Союза машиностроителей, лоббировал инженерно-техническую компоненту системы олимпиад школьников, предложил формировать кадровый резерв ОПК из числа лучших олимпиадников, в том числе через программы профессиональной ориентации.

Каким быть военному образованию в гражданских вузах?

Вузовская среда, будучи очень чуткой и динамичной, восприняла это как одну из своих «базовых настроек» — практически полноправными членами региональных советов ректоров стали представители высокотехнологичной промышленности, что позволило сформировать весьма результативные модели двустороннего взаимодействия. Сегодня реальностью стали базовые кафедры предприятий в вузах, профильные олимпиады ОПК, совместная работа в малых инновационных предприятиях.

Вместе с тем это — локальный опыт результативной связи высшей школы и армии как в части содержания, так и в смысле территориального охвата. Задача стоит гораздо шире: нам следует сформировать систему подготовки вузами кадров для сферы обороны и безопасности, создать гибкие механизмы двустороннего научно-технического взаимодействия. Именно системный подход, в который научные роты будут вписаны как важное звено, сделает эту идею результативной, позволит привлечь образованную и амбициозную молодёжь в Вооружённые Силы.

В нашей истории не было периода, когда университеты отстранялись от задач защиты Отечества — они всегда шли в фарватере стратегических задач государства. Сущностная взаимосвязь оборонки и высшей школы одновременно была мощным двигателем вузовской науки. Исторически через обучение представителей военного сословия в ней воплощалась кадровая преемственность поколений армейских интеллектуалов: архивы Московского университета свидетельствуют, что к 1764 году доля детей военнослужащих в составе студентов достигала 52 процентов!

В Крымскую кампанию 1853–1856 годов военная подготовка стала обязательной для всех студентов; университеты давали право на получение очередных и внеочередных воинских званий, мотивируя студентов к продолжению военной карьеры отцов.

Сегодня же, как представляется, налицо разрыв армии и высшей школы, который выражается в остром дефиците институтов взаимодействия и отсутствии согласованной повестки общих действий.

Вузовские военные центры как основа интеграции

В СССР роль системного рекрутёра талантливых специалистов для армии играли военные кафедры. Они хорошо вписывались в учебный процесс, повышали престиж вузов, давали хорошие навыки выпускникам для будущей работы. Вплоть до 1957 года они были в каждом вузе, к 1990 году военная подготовка велась в 86 процентах вузов, на данный момент их охват — около 15 процентов государственных вузов. Сегодня в соответствии с распоряжением Правительства РФ 2008 года № 275 порядка 40 процентов военных кафедр (39) сосредоточены в Центральном федеральном округе. Их практически нет на Урале, полностью они отсутствуют на Северном Кавказе.

За последние годы факультеты военного обучения, военные кафедры и военные центры в гражданских вузах фактически выпали из общей системы образования. Ослабло, на мой взгляд, руководство ими со стороны органов военного управления, и сегодня они во многом не соответствуют тенденциям развития Вооружённых Сил. Но важно помнить, что они неоднократно доказывали свою эффективность и сохранили большой перспективный ресурс. А значит, вопрос возрождения вузовских военных кафедр сегодня всё более осознаётся как необходимый.

Но для того чтобы они стали основой вузовско-оборонного взаимодействия, следует признать, что институт военных кафедр требует принципиального реформенного обновления: должна измениться их территориальная сеть, следует привести в соответствие запросам времени их содержательную направленность и инфраструктурное обеспечение.

Территориально следует расширить число военных кафедр с упором на равномерное распределение в регионах. Это особенно актуально для приграничных территорий. Советы ректоров Республики Дагестан, Алтайского края и Дальневосточного федерального округа считают эти кафедры важным фактором не только подготовки, но и удержания квалифицированных специалистов в своих приграничных регионах. К примеру, региональная военная кафедра Хабаровского края могла бы быть создана в Тихоокеанском государственном университете, призванная соединять задачи профессиональной подготовки и научной работы студентов с оборонной спецификой региона.

В содержательном плане очевидно, что армия ждёт от вузовской молодёжи не только навыков строевой подготовки, но и интеллектуального потенциала, направленного на развитие высокотехнологичных Вооружённых Сил. А это значит, что в повестке дня важнейшим становится вопрос нового содержания военного дела. Совместно с Министерством обороны следует проанализировать приоритетные направления модернизации системы военной подготовки.

Читайте также  Самая жуткая военная тайна России

Пришло время пересмотреть перечень специальностей так называемого двойного назначения — гражданского и оборонного одновременно. Этот перечень предстоит обновить, согласовав запросы армии и ОПК со структурой подготовки кадров в вузах. Следующий важный шаг — переход от исторически обусловленной линейной модели военного образования в университетах к существенно более гибкому, модульному подходу в работе с разными категориями студентов — бакалаврами и магистрами.

Наша система образования очень неоднородна с точки зрения ведомственной принадлежности — вузы подчинены почти 20 министерствам и ведомствам. В этой ситуации важно создать механизм, нивелирующий риски разобщённости. Приоритетно создание вузовских военных центров межрегионального и межотраслевого направления — они станут интеграторами общих усилий в интересах обороны и безопасности с точки зрения как отраслей, так и территорий.

Система военных кафедр заработает на благо армии и оборонки только в случае глубокой модернизации инфраструктуры, оснащения современными образцами военной техники. Согласитесь, что для любого студента наличие на военной кафедре симуляторов полёта на МИГах или похода на подводных лодках — сильный мотив и интерес. Техническое переоснащение должно производиться согласно с приоритетами мирового научно-технологического развития и оборонной стратегии страны.

Оснащение военных кафедр современным оборудованием является весьма затратным, и решать этот вопрос вузы должны не в одиночку, а при системной поддержке государства. В этой связи считаю очень перспективной инициативу коллектива Сибирского государственного технологического университета о необходимости учреждения специальной государственной программы.

Готово ли сообщество?

Союз ректоров провёл широкое обсуждение вопроса военного образования в гражданских вузах. Доминантой мнений советов ректоров, отраслевых вузовских ассоциаций и вузовских коллективов является высокий интерес и большое стремление наращивать свою деятельность в интересах обороны и безопасности. Причём намерение каждого вуза основывается на чётком понимании своей предметной ниши в общей системе подготовки профессионалов для армии и ОПК. Многие вузы справедливо рассматривают своё расположение на территориях с развитыми кластерами ОПК как потенциал мощного кумулятивного эффекта, который может быть взаимно полезен высшей школе и оборонке.

Волгоградский государственный технический университет: «Опыт сотрудничества ВолгГТУ с 4-м Государственным центральным межвидовым полигоном Минобороны РФ, общевойсковым полигоном Прудбой, предприятиями ОПК «ПО «Баррикады» и «ЦКБ «Титан», позволяет осуществлять подготовку военных специалистов для мотострелковых и танковых войск, инженерно-технического состава подразделений тактических и оперативно-тактических ракет, специалистов по измерительно-информационным системам».

Тульский государственный университет: «Ходатайствуем о создании военной кафедры по подготовке специалистов, обладающих знаниями и компетенциями при эксплуатации современных образцов военной техники ближней тактической зоны».

Донской государственный технический университет: «Просим рассмотреть вопрос о создании в Ростове-на-Дону межвузовского военного учебного центра на базе ликвидированного Ростовского военного института ракетных войск».

Астраханский государственный университет: «Мы, сотрудничая с полигоном»Капустин Яр, предлагаем рассмотреть АГУ в качестве площадки подготовки специалистов в сфере IT-технологий, защиты информации, робототехники, картографии, электроники и наноэлектроники, технологии новых материалов».

Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича: «Мы готовы организовать качественную подготовку специалистов в области военного перевода по 23 иностранным языкам».

Тверской государственный университет: «Естественнонаучные и физико-математические факультеты могли бы стать ядром при открытии у нас военной кафедры».

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого: «Ходатайствуем о поддержке открытия на базе нашего университета военной кафедры по подготовке военных специалистов радиоэлектронного, автомобильного и медицинского профилей».

Бурятский государственный университет: «Мы имеем широкие возможности подготовки командиров мотострелковых взводов для мотострелковых частей и подразделений».

Казанский государственный энергетический университет: «Университет располагает возможностью подготовки для Вооружённых Сил специалистов передвижных электростанций».

Большое количество предложений поступило от вузов, которые имеют весомый опыт контактов с армией, к сожалению, прекратившихся в процессе реформ. В их числе Тульский госуниверситет, Белгородский технологический университет имени Шухова, Кузбасский технический и Сибирский индустриальный университеты, Московский государственный строительный университет, Сибирская государственная геодезическая академия, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Государственная медакадемия РСО – Алания и многие другие вузы.

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева: «Предлагаем рассмотреть вопрос о возобновлении работы ранее существовавших военных кафедр в технических вузах».

Самарская государственная сельскохозяйственная академия: «Надеемся на возрождение военных кафедр в вузах».

Костромской государственный технологический университет: «Ходатайствуем о включении в список вузов для возобновления работы военных кафедр».

Нижегородский госуниверситет имени Лобачевского настаивает на «восстановлении работы военных кафедр в вузах с успешным опытом организации их работы по инженерным и наукоёмким специальностям» как на первоочередной мере.

Множатся прецеденты, когда решение о воссоздании военной кафедры уже утверждено решением учёных советов вузов, например в Тамбовском государственном техническом университете. Поддержка этих решений — общая ответственность руководителей от обороны и образования.

Сходную позицию о необходимости возрождения в новом качестве системы военных кафедр занимают вузы различного уровня и специализации. В их числе — федеральные университеты (Сибирский, Казанский, Северо-Восточный имени Аммосова), классические (Пензенский, Южно-Уральский, Башкирский Новгородский государственные университеты), столичные (МИФИ, Высшая школа экономики, Энергетический и Строительный университеты, Московский госуниверситет геодезии и картографии), региональные — от Хабаровска до Ухты.

Намерение работать в сфере обороны и безопасности объявили не только технические вузы, но и широкий спектр отраслевых. В их числе медицинские, транспортные, строительные, лесного хозяйства, аграрные, педагогические, гуманитарные. Очевидно общее понимание, что будущее развития оборонных технологий лежит на междисциплинарном уровне, на соединении техники, биологии и психологии в их широком понимании.

Читайте также  Военные ВУЗы - офицеры без образования

Ставропольский государственный медицинский университет: «Считаем целесообразным возобновление военной подготовки в медицинских вузах как условия поддержания мобилизационного ресурса страны».

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова: «Важно, чтобы комплектование медицинскими специалистами войскового звена проводилось из числа граждан, которые мечтают связать с медициной всю свою жизнь».

Уральский государственный лесотехнический университет: «На военной кафедре нашего вуза есть все возможности готовить специалистов по автотранспортному направлению».

Вузовская наука для армии и ОПК

Вузы в современной России — это динамичные научные комплексы. За последние годы при поддержке государства коренным образом обновлена научно-исследовательская инфраструктура университетов, в науку приходит молодёжь, которая мыслит понятиями глобальных трендов научно-технического прогресса. Не использовать эти возможности в интересах Вооружённых Сил и ОПК было бы ошибкой.

Необходимо серьёзно расширить заказы для вузов на военные научные разработки. Это может быть и современный софт, и инженерные решения в области связи, робототехники, новых материалов и, конечно, био- и когнитивных технологий.

В этом направлении есть большие возможности профориентационной работы военных кафедр. Учащиеся через включение в реализацию конкретных интеллектуально-ёмких проектов для обороны и безопасности приобретут бесценный опыт и после окончания вуза придут в оборонную сферу уже в качестве мотивированных молодых профессионалов.

Убеждена, что большие возможности сотрудничества вузов с учреждениями обороны и безопасности в научно-технической области есть у малых инновационных предприятий. Создавая их совместно, привлекая студентов в конкретные проекты, одновременно могут быть решены вопросы и кадров, и технологий.

Академический аспект альтернативной службы

Студенчество обладает колоссальным интеллектуальным потенциалом, и было бы неверно не использовать его в развитии альтернативной службы. Альтернативная служба бессмысленна, когда студент-программист моет полы. Его место на оборонных предприятиях, и работать он должен по своей специальности. Гибкость современного военного образования состоит и в этом.

Сейчас у нас, к сожалению, много уклонистов. Уверена, что многие из них пересмотрели бы свою гражданскую позицию в отношении военной службы, если бы им предложили работу на военном предприятии или в армии по специальности.

К примеру, Совет ректоров Республики Татарстан выдвинул инициативу прохождения альтернативной службы в области IT-технологий на базе инновационного города-спутника Казани «Иннополис». Минобороны России следует рассмотреть вопрос размещения своих специализированных подразделений в подобных технопарках и инновационных зонах, а также оборонных предприятиях.

Вспомним Великую Отечественную войну. Тогда, в 1941 году, инженеров, рвущихся на фронт, отправляли в тыл на военные заводы в приказном порядке. Роль военного инженера в Победе беспрецедентна. И сегодня важно помнить и продолжать использовать этот опыт.

Реализация инициатив Минобороны по привлечению квалифицированных кадров в армию, как правило, сопровождается рассуждениями скептиков о том, что, дескать, эти инициативы не приведут к результату, что сегодняшней молодёжи вопросы армии и безопасности неинтересны. Считаю такой пессимизм безосновательным.

Сегодня на арену взрослой осознанной жизни выходит высокомотивированное поколение, которое интуитивно жаждет гражданской реализации. Это поколение чутко относится к нашей истории, гордится нашими победами и осознаёт, что они достигнуты великой армией великой страны.

Говорю об этом с уверенностью, ведь работа ректорского союза тесно сопряжена с молодёжными проектами. Начало 2013 года у Российского союза ректоров было всецело связано с памятью о великой победе нашего народа в Сталинградской битве, 70-летие которой отмечалось 2 февраля.

Высшие учебные заведения посвятили этой дате пронзительные мероприятия, связавшие в едином порыве гордости и боли за битву на Волге самые разные поколения нашего народа и самые отдалённые уголки нашего Отечества.

Искренний отклик в среде учащихся, профессоров и преподавателей вузов получил конкурс студенческих видеороликов «Мой Сталинград», который был проведён в рамках мультимедийного фестиваля студенческого творчества «Сталинград 3.0». Поражает до глубины души ответственность, с которой студенты вузов Дальнего Востока, Сибири, Кавказа и Юга России, Урала, центральных регионов подошли к теме Сталинграда. Ролики, будучи разными по уровню производства, все как один содержат осязаемое восприятие современного молодого человека тех исторических событий. Авторы работ ставили перед собой вопросы о том, достойны ли они Победы, есть ли в них способность стать продолжателями героев.

Тема Сталинграда для наших студентов стала своеобразной точкой гражданской самоидентификации. Я считаю, что эти вопросы уже сами по себе свидетельствуют о высочайшем потенциале духа нашей молодёжи, вузовского сообщества. Это доказывает, что вуз во все времена – и сегодняшний день не исключение – является скрепой культуры и ценностей нашего общества. Это не праздная риторика, а убеждённость.

А потому у взаимодействия высшей школы, армии и ОПК самые оптимистичные перспективы. Но для этого нужны системные решения. Важно объединить реальные инициативы, соответствующие времени и задачам государства. Только так можно рассчитывать не на локальный результат, а на кумулятивный эффект. Для вузов служение интересам Отечества — не просто миссия, а необходимость и способ существования. Поэтому сегодня вузы открыты для диалога.

/По материалам redstar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя