Международный рынок вооружений и военной техники давно поделен крупными производителями из ведущих стран. Из-за этого новые игроки появляются на рынке нечасто, а их успехи почти всегда ограничиваются поставками небольших партий своей продукции. Однако иногда таким компаниям удается представить интересный покупателю продукт, что увеличивает количество экспортных контрактов. Примерно так обстояло дело со шведскими катерами проекта Strb 90H (CB90). Изначально они разрабатывались для нужд ВМС Швеции, но в дальнейшем заинтересовали несколько зарубежных государств. В результате третьи страны приобрели несколько десятков катеров этой модели.
Работы по проекту Strb 90H стартовали в конце восьмидесятых годов, когда командование ВМС Швеции объявило конкурс на создание нового легкого многоцелевого катера, призванного сменить во флоте устаревшие Tpbs 200. Среди требований к перспективному катеру были указаны максимальные габариты и водоизмещение (не более 20 тонн), а также возможность использования в качестве десантного средства для доставки к берегу половины взвода морской пехоты (21 человек).
Свои конкурсные заявки подали несколько судостроительных компаний, а в 1988 году ВМС Швеции объявило победителя. Наиболее интересным и перспективным признали проект, представленный предприятием Dockstavarvet. Уже через год после подписания контракта на разработку проекта на верфи построили два катера-прототипа.
Испытания двух опытных катеров продолжались несколько месяцев. В ходе этих работ удалось выявить и довольно быстро устранить почти все имеющиеся недостатки. Доработанный и доведенный катер полностью устроил заказчика. В июне 1990 года новый катер официально приняли на вооружение ВМС Швеции под обозначением Stridsbåt 1990 Halv pluton или сокращенно Strb 90H («Боевой катер образца 1990 года, предназначенный для перевозки половины взвода»).
С расчетом на экспортные поставки новый многоцелевой катер получил и англоязычное название – Combat Boat 90 или CB90, представляющее собой неполный перевод исходного названия. Со временем это обозначение стали официально применять и по отношении к катерам шведских ВМС.
При разработке катера Strb 90H учитывалась необходимость совместить в одной конструкции простоту производства, мореходность, высокие скоростные характеристики, а также требуемую грузоподъемность. Основой решения этой технической проблемы стало широкое использование алюминия. Почти вся конструкция катера выполнена из этого металла и его сплавов.
Корпус, формируемый алюминиевыми каркасом и обшивкой, имеет длину14,9 метрапо ватерлинии (15,9 мполная) и ширину 3,85. Осадка –0,8 метра. Примечательно, что при таких размерах Strb 90H получился довольно легким: его водоизмещение не превышает 18 тонн. Корпус катера имеет характерные для этого класса техники обводы.
Для облегчения выполнения десантных задач носовая часть и днище катера усилены и оборудованы опускаемым трапом. В поднятом положении трап формирует нос характерной обрубленной формы. В средней части катера размещена ходовая рубка с рабочими местами экипажа из двух человек. Рубка имеет легкое противоосколочное бронирование. Сразу за ней располагается бронированный отсек для перевозки десанта.
Половина взвода морской пехоты (21 человек) может садиться и покидать катер как через корму, так и через носовой трап. В последнем случае они проходят через рубку и попадают в небольшой коридор между ней и носовым трапом. Для удобства коридор сверху прикрыт двустворчатым люком, открываемым при высадке. Кормовая часть катера Strb 90H сконструирована таким образом, чтобы на ней можно было смонтировать любое необходимое оборудование, от вооружения или груза до легкой дополнительной кабины. В грузовом отсеке или на корме можно разместить до 4,5 тонны груза.
Высадка десанта через передний трап
В кормовой части корпуса катера размещены два дизельных двигателя Scania DSI14 V8 мощностью по625 л.с. Двигатели подают крутящий момент на два водомета Rolls-Royce Kamewa FF. С такой силовой установкой катер Strb 90H может разгоняться до 40 узлов. Дальность плавания на экономичном режиме (20 узлов) –240 миль, что достаточно для выполнения большинства задач, стоящих перед катерами такого класса. Используемые водометы имеют интересную особенность: они способны работать даже при неполном заполнении канала водой. Это позволяет катеру выполнять сложные маневры с большим креном.
Вооружение катера Strb 90H устанавливается в соответствии с желаниями заказчика. Так, катера для шведских военно-морских сил комплектовались тремя крупнокалиберными пулеметами M2HB. Один из них устанавливался на кольцевой турели на крыше десантного отделения, два других – на баке, перед рабочим местом рулевого. При необходимости на катерах этого типа можно устанавливать автоматические гранатометы, управляемые ракеты и т.п. В базовой версии катер Strb 90H также способен перевозить и применять морские мины или глубинные бомбы. Для их сброса на корме имеются две направляющие.
Первые многофункциональные катера Strb 90H были переданы ВМС Швеции в 1991 году. Всего для нужд своего флота шведы собрали около двух сотен таких катеров, строительство которых шло тремя сериями: 1 (1991-1992 годы), 2 (1993-1996) и 2B (1996-1997). Катера разных серий незначительно отличались друг от друга оборудованием и применяемыми в строительстве технологиями. Большая часть катеров собиралась в базовом варианте с учетом доработок той или иной серии, а некоторое количество было переделано для выполнения специальных задач. Так появились следующие модификации:
— Strb 90L (Ledning – «Управление»). Командирский вариант катера, предназначенный для управления действиями батальона морской пехоты. Имеет ряд специального оборудования управления и связи, а также оснащен дополнительным генератором, снабжающим аппаратуру электроэнергией;
— Strb 90KompL (Kompani-Ledning – «Управление роты»). Другой командирский вариант, почти полностью аналогичный базовому катеру. Оснащается оборудованием для командования на уровне роты и дополнительным генератором;
— Strb 90HS – вариант для работы на большом удалении от баз. От базового катера отличается усиленным бронированием, климатической системой, дополнительным генератором и новыми более мощными двигателями, компенсирующими возросший вес конструкции. В остальном аналогичен Strb 90H;
— Strb 90 Polis – полицейский вариант, приспособленный для длительного патрулирования. В бывшем десантном отделении размещен запас продовольствия и места для отдыха экипажа;
— спасательный катер с барокамерой, предназначенный для спасения подводников. Официальное обозначение неизвестно, построен, как минимум, один такой катер;
— поисково-спасательный вариант для службы SSRS, не имеет вооружения, но оснащен набором спасательного и медицинского оборудования.
Как видим, конструкция базового катера Strb 90H позволила использовать его в качестве основы для техники самого разного назначения. Вероятно, именно этот факт привлек внимание зарубежных военных. В настоящее время экспортные варианты катера под общим названием CB90 служат в шести странах. Первым заказчиком катеров стала Норвегия, специально для которой была разработана модификация SB90N (Strb 90N). Литера N в названии является сокращением от Norsk utgave – «Норвежская версия».
Два десятка катеров SB90N в версии для Норвегии в целом похожи на базовую модель, но отличаются от нее несколькими нюансами конструкции и оборудования. Так, норвежские катера имеют более высокое десантное отделение, позволяющее бойцам стоять в полный рост, а также два новых отсека в носовой части. В последних размещены туалет и объем для хранения различного оборудования или вооружения.
Также катера SB90N получили новый навигационный комплекс на основе системы GPS и ряд других электронных систем. Для обеспечения электроники энергией пришлось установить на экспортные катера дополнительный генератор. Наконец, норвежская версия Strb 90H лишилась двух пулеметов в носовой части, а также получила новый привод лебедки якоря. Последняя переместилась на корму. Имеется информация о переоборудовании одного норвежского катера в санитарный вариант.
В 2004 году Норвегия предприняла попытку значительно повысить боевой потенциал своих катеров SB90N. С одного из них сняли пулеметную турель, а на ее место установили часть оборудования ракетного комплекса Hellfire. Стабилизированную пусковую установку выполнили на базе турели с дистанционным управлением для наземной техники M151 Protector и поместили на корме катера. Испытательные пуски прошли успешно, но вскоре проект, по-видимому, был закрыт. Какие-либо новые сообщения о планах Норвегии оснастить катера SB90N управляемыми ракетами отсутствуют. Скорее всего, норвежские военные моряки отказались от этой идеи.
В 1998 году последовал новый контракт, в соответствии с которым верфь Dockstavarvet построила и передала Греции три катера в версии CB90HCG (HGC – Hellenic Coastal Guard, «Греческая береговая охрана»). В основных своих чертах этот вариант катера напоминал версию для норвежских ВМС, но отличался набором электронного оборудования. Катера проекта SB90N или CB90 после небольших доработок также поставлялись в Малайзию (17 единиц в двух версиях), Мексику (48 единиц) и Бразилию (не более 10). Все страны, купившие шведские катера, используют их в патрульных целях, а также для перевозки различных грузов.
Пожалуй, самым интересным контрактом на строительство катеров CB90 для зарубежного заказчика был подписан с Соединенными Штатами. После войны в Ираке, в середине прошлого десятилетия, военно-морские силы США приняли решение восстановить свои речные подразделения. В результате такого решения в составе Военно-морского экспедиционного боевого командования (NECC) в 2006 году появилась 1-я речная группа (1st Riverine Group или RIVGRU 1). В составе этого подразделения вскоре сформировали три речных дивизиона (Riverine Squadrons – RIVRON) с номерами от 1-го до 3-го. Начиная с первых месяцев 2007 года, дивизионы RIVGRU 1 работали на реках Ирака.
Сразу после создания новых подразделений встал вопрос их технического оснащения. В течение нескольких месяцев бойцам речной группы приходилось пользоваться обычными моторными лодками и легкими катерами, которые не всегда отвечали требованиям. В связи с этим американское командование, заинтересовавшись шведскими многоцелевыми катерами, инициировало покупку лицензии на их производство.
Уже в первой половине 2007 года компания SAFE Boats договорилась с Dockstavarvet о лицензионном строительстве катеров CB90 на своих производственных мощностях. Далее последовало подписание контракта на строительство двух катеров общей стоимостью 4,8 миллиона долларов. Опытная эксплуатация первых лицензионных CB90 началась в том же 2007-м году.
К настоящему времени компания SAFE Boats поставила RIVGRU 1 шесть катеров CB90, принятых на вооружение подразделения под новым названием RCB – Riverine Command Boat («Речной катер управления»). Каждый речной дивизион имеет в своем распоряжении по два катера RCB и по 16 малых катеров двух типов. Личный состав каждого RIVGRU – 224 человека.
Согласно ряду источников, американская компания SAFE Boat приобрела лицензию на строительство незначительно модернизированного варианта катера CB90. Самым заметным изменением в этом случае является состав бортового вооружения. Как видно из имеющихся фотографий, катера RCB лишились передней спарки пулеметов, но с лихвой компенсировали это. В дополнение к пулемету M2HB на кольцевой турели американские катера получили целый набор различного вооружения.
На разных катерах устанавливаются разные комбинации из крупнокалиберных пулеметов M2HB (в том числе и спаренных), 7,62-миллиметровых M60 и шестиствольных M134 Minigun. Таким образом, огневая мощь катера, без особых ухищрений, выросла в разы. Теперь он способен бороться с живой силой и различными легкими плавсредствами противника, которые могут стать его целью.
Катер RCB, вооруженный пулеметами M2HB, M60 и M134
В настоящее время в шести странах мира эксплуатируется почти 300 катеров Strb 90H и их модификаций. Строительство новой техники этого типа продолжается, но, по понятным причинам, темпы значительно снизились в сравнении с первыми годами производства. Тем не менее, эти катера продолжают оставаться основным легким плавсредством ВМС Швеции, предназначенным для выполнения широкого круга задач.
За прошедшие два с лишним десятилетия Strb 90H показали свои возможности и модернизационный потенциал, а также экспортные перспективы. В течение ближайших лет катера этого типа продолжат службу в ВМС нескольких стран, а в списке покупателей, возможно, появятся новые государства, нуждающиеся в легком маневренном и удобном для эксплуатации катере.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/