В Белом море завершён первый этап ходовых испытаний авианосца «Викрамадитья». Этот корабль мы построили для Индии, которая активно развивает свой военный флот и старается сделать его полноценным по составу сил и средств.
Авианосец прошел этап ходовых испытаний, на котором проверялась работоспособность главной энергетической установки (ГЭУ). Осенью прошлого года она уже выходила на ходовые. Тогда неудовлетворительной оказалась работа некоторого оборудования иностранного производства и потрескалась теплоизоляция паровых котлов. Собственно, индийский заказчик выбирал поставщиков оборудования и отказывался использовать асбест в теплоизоляции.
При этом «Викрамадитья» прошла за 108 дней испытаний более 10 тысяч миль, выдержала семибалльный шторм и полностью выполнила программу лётных испытаний (517 вылетов). Но отечественные СМИ тогда поспешили назвать испытания «позорным провалом» и обвинить нашу промышленность в неспособности построить современный корабль. Тем не менее, корабль требовал доработки.
И вот в день ВМФ его главная энергетическая установка была выведена на полную мощность. ГЭУ доказала свою работоспособность как на экономичном ходу, так и на полном. Проектная максимальная скорость 29 узлов была превышена (индийская газета The Hindu сообщила даже о 32 узлах). Теперь «Викрамадитье» предстоит в Баренцевом море провести цикл испытаний боевых систем и корабельной авиации. Там же индийский экипаж под руководством специалистов «Севмаша», наших лётчиков и моряков начнёт практическое освоение корабля. Отличное начало ходовых испытаний — это прекрасный подарок российской оборонной промышленности… индийских морякам.
А когда же наши моряки дождутся такого подарка? Может, нам и не надо, обойдёмся надводными кораблями и подводными лодками? Может быть, неправы те страны, которые, наращивая военно-морскую мощь, заботятся об авиационном прикрытии своих кораблей? Давайте посмотрим, кто кроме США обладает авианосцами, и кто будет обладать ими в ближайшем будущем. Зачем им авианосцы?
Франция пока заморозила программу постройки новых АВ (авианосцев) типа PA2 (Porte-Avions 2) по экономическим причинам. Она будет обходиться одним атомным АB «Шарль де Голль». Великобритания на замену лёгких АВ типа «Инвинсибл» строит два более серьёзных — «Королева Елизавета» и «Принц Уэльский». Один из них, возможно, будет продан после достройки по экономическим же причинам (тогда самым вероятным покупателем станет Индия).
Италия в 2009 году ввела в строй АВ «Кавур». Испания заменяет лёгкий АВ «Принсипе де Астуриас» на «Хуан Карлос I». Последний формально считается универсальным десантным кораблём. Однако он обладает полётной палубой длиной202 м с трамплином для взлёта реактивных самолётов. Два таких корабля также будут построены для Австралии и также в качестве лёгких авианосцев.
Примечательно, что, когда Испания объявила о продаже «Принсипе де Астуриас», который устарел морально и находится не в лучшем техническом состоянии, на его приобретение выстроилась очередь. Покупку этого авианосца серьёзно рассматривали Филиппины, Индонезия и неназванные арабские страны. Бразилия, уже имеющая опыт использования авианосца «Минас-Жерайс» (сейчас выведен из состава бразильского флота), в 2001 году купила у Франции АВ «Фош», переименованный ныне в «Сан-Паулу».
Таиланд в прошлом году модернизировал свой лёгкий «Чакри Нарубет», построенный в Испании. Потенциально в авианосцах заинтересованы Аргентина, Малайзия, Вьетнам, Пакистан, монархии Персидского залива. Хотя их шансы на получение такого корабля весьма призрачны.
Индия в дополнение к «Викрамадитье» строит два собственных АВ — «Викрант» и «Вишал». В случае приобретения «Королевы Елизаветы» она станет обладательницей сразу четырёх авианосцев. Китай, который достроил наш «Варяг» (ныне «Ляонин»), построит как минимум два авианосца большого водоизмещения. На «Ляонине» нарабатывается опыт эксплуатации таких кораблей и опыт применения палубной авиации.
Практически неизбежно будет строить авианосцы Япония. Эта страна недавно переименовала свои «силы самообороны» в «армию национальной обороны». Так Япония фактически отказалась соблюдать ограничения, касающиеся японских вооружённых сил, установленные после Второй мировой войны. Япония обладала авианосцами и способна строить их сейчас. Например, Япония строит корабли со сплошной полётной палубой типа «Хюга», которые классифицирует как эскадренные миноносцы-вертолётоносцы.
Между тем японцы не только имеют проекты модернизации этих кораблей для базирования реактивных истребителей, но и обладают всеми необходимыми технологиями и производственными мощностями для постройки полноценных авианосцев. Учитывая опасения нарастающим военным потенциалом Китая и фактический уведомительный отказ от послевоенных ограничений, можно не сомневаться, что Япония станет обладательницей авианосцев в обозримой перспективе.
Нетрудно заметить, что в ближайшее время мы увидим серьёзное увеличение сил палубной авиации различных стран. Особенно это касается потенциально конфликтного тихоокеанского региона. Про американцев ещё можно сказать, мол, авианосцы им нужны для бомбёжек отсталых туземцев. Если судить по художественным фильмам и теленовостям, только такой вывод и можно сделать. США действительно применяют авианосцы не в морских операциях, а в операциях против берега. Но вовсе не потому, что это и есть предназначение таких кораблей. Просто единственным достойным противником американских ВМС был советский флот, с которым США готовились бороться на море, но не столкнулись в реальных боевых действиях.
Но очевидно, что все остальные страны (исключая дряхлеющих европейских партнёров США по НАТО), которые обзаводятся или только собираются обзавестись палубной авиацией, делают это не для «бомбёжек папуасов». Палубная авиация нужна в первую очередь для операций на море, для боевой устойчивости группировок и соединений кораблей. Все страны, укрепляюще свои военно-морские силы, рано или поздно сталкиваются с необходимостью авиационного прикрытия своих кораблей и районов действия подводных лодок.
Авианосцу просто не существует адекватной замены в следующих задачах:
— ведение авиационной тактической разведки;
— завоевание и удержание превосходства в воздухе в районе операции;
— обеспечение ПВО кораблей, десантных войск, крупных конвоев на переходе морем;
— блокада побережья противника;
— нанесение ударов по объектам на морском побережье и в глубине территории противника, в оказании поддержки десантным силам.
Далеко не у всех, кто желал бы обладать полноценным авианосным флотом, есть возможность им обладать. Осилить собственную постройку могут далеко не все. А внешних источников получения целого класса сложнейшего морского вооружения вместе с опытом его применения не так много.
Мы не нуждаемся во внешних источниках. Благодаря советской программе проектирования и строительства авианесущих кораблей, благодаря опыту, наработанному экипажем и лётным составом тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», мы обладаем этим классом вооружения. Благодаря постройке на Севмаше «Викрамадитьи» мы восстановили уже утраченную возможность воспроизводства этого класса вооружений. И на сегодня мы можем либо использовать то, что имеем, либо потерять это.
Да, задача строительства авианосного флота не простая и очень амбициозная. Для появления авианосцев, которые станут полноценными боевыми единицами, предстоит решить ряд важных промежуточных задач. В первую очередь это относится к созданию палубных летательных аппаратов дальнего радиолокационного дозора. Хотя построить и ввести в эксплуатацию корабль, подобный «Викрамадитье» и «Адмиралу Кузнецову», мы вполне способны уже сейчас.
Остаётся вопрос выбора и целесообразности того или иного подхода. Нужен ли нам корабль, который уступает по своим боевым возможностям тому, к чему пришла советская кораблестроительная программа? Или мы хотим получить действительно качественное обновление возможностей флота?
Но никаких технических препятствий возобновления программы у нас нет. Это недавно подтвердил Дмитрий Рогозин, сказав, что «вопрос включения в новую госпрограмму вооружения 2016–2025 годов строительства авианосцев будет зависеть от решения президента». Также он высказал мнение, что для безопасности государства с морских направлений, может быть, достаточно иметь в боевом составе флота корабли другого назначения: атомные и неатомные подлодки, корабли ближней и дальней морских зон. Однако его ключевыми словами следует считать следующие: «…Это вопрос не военно-технический, а геополитический».
Это верно. Ведь будет странно, если, помогая создавать авианосные силы тем странам, которые займут в будущем лидирующие мировые позиции (Китаю и Индии), мы лишим этого себя. Не хочется думать, что мы окажемся в разряде тех, кто «по бедности» или отсутствию воли готов уступить другим своё будущее.
/Александр Горбенко, odnako.org/
Не знаю лично я не вижу будущего для авианосцев.
Будущее — за космическими судами.
Первая страна, которая построит и вооружит ядерным оружием космический корабль, будет править миром.
А для чего они нам нужны? лишняя трата денег. Превосходство в воздухе? Глупо , достаточно иметь хорошую ПВО и ПКО на эсминцах и крейсерах. Усилить ракетное вооружение для атак по прибрежным районам, так это можно сделать и «Смерчем» и » Солнцепеком». Ведь авианосец стало легко потопить, тем более нашим ракетным вооружением. Ведь не даром амеры близко к нашим кораблям боятся подходить, поэтому решили тоже потехоньку избавляться от них. Ведь один авианосец с самолетами и всем вооружением стоит с десяток кораблей, из которых любой из них может его потопить.
не всё так однозначно. считайте — на одном Арли Бёрке около 120 ракет разного назначения(кр, зур, пкр). дальность обнаружения радаров около 400 км, томагавки летают далеко но не расчитаны на стрельбу по кораблям,а гарпуны летают всего то, кажется на 50 км, но даже если дать им русские пкр (оникс, гранит, брамос) дальность поражения около 300-500 км.
И возьмём авианосец с 50 истребителями су-33 с 8 точками подвески, и к каждому примерно по 2-3 боекомплекта из 3 пкр, 4-6 зур, плюс по 4 каб, итого примерный боезапас авианосца 150 пкр, 200-300 зур, 200 каб. плюс радиус действия истребителей около 1000 км, а то и больше если есть палуб.заправщик. Самолёт дрло позволяет действовать за линией радиогоризонта. Остаётся угроза пл с торпедами типа советских 650-мм Китов, но увеличение числа рбу и вертолёты пло его защитят неплохо.
Так что авианосцы довольно гибкий инструмент для войны, главное его грамотно использовать. Так что по ряду показателей эсминцам и крейсерам с ним не сравниться, но сравнивать их нельзя. и тот и другой созданы для разных задач и целей и у тех и у других есть слабые стороны. Но, действуя вместе, они порвут всех, прикрывая слабые стороны дуг друга.
и ещё по поводу пво. На крейсере 2-3 радара, а у авианосца с учётом истребителей и самолётов дрло более 50 радаров, которые ещё и перемещаться могут=) вот и смотрите, если они ещё и в группе будут работать и обмениваться информацией как заслоны на Миг-31, то получится пво у авианосца намного мощнее чем у любого крейсера.