Генералы уточнили свои планы по созданию в российской армии так называемых научных рот. Первое подразделение, в котором будут служить наиболее одаренные студенты-добровольцы, пропишется в Вооруженных силах уже нынешним летом. Его сформируют в Воронеже на базе Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. В Минобороны говорят, что до 5 июля завершится отбор призывников, чьи вузовские исследования востребованы при решении научных задач военного назначения. Кандидатов в особые солдаты было предостаточно.
Учитывая, что в первую научную роту отправят служить всего 35 солдат, конкурс претендентов составил три человека на место. Личные дела студентов изучали в девяти областных и республиканских военкоматах, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Тамбове, Курске, Белгороде, Челябинске, Уфе и Воронеже. Жесткий отбор выдержали самые талантливые ребята, обучающиеся в авиационных вузах. Ну, а тех, кто не попал в этот призывной список, зачисли в кадровый резерв. Он понадобится, когда генералы начнут формировать научные роты для ВМФ и Войск воздушно-космической обороны.
Напомним, что первоначально научно-студенческий призыв хотели организовать нынешней осенью. В конце марта замминистра обороны Олег Остапенко заявил, что первая научная рота в Российской армии, скорее всего, появится при академии РВСН имени Петра Великого. Географию пилотного проекта в Минобороны изменили, но это вряд ли скажется на общих подходах к его реализации.
Во всяком случае, суровый казарменный быт «ученым» новобранцам явно не грозит. Ведь ребятам придется напрягать мозги не только в служебное время, но и после него. Поэтому солдат-студентов наверняка поселят с относительным комфортом и предоставят им недоступную для обычных рядовых свободу. По словам Остапенко, это необходимо, «чтобы можно было заниматься и в институтах, и в лабораториях по тем научным направлениям, которые военнослужащий будет вести, и чтобы он мог заниматься самостоятельно в рамках того вуза, где будет проживать».
Если эксперимент в Военно-воздушной академии окажется удачным, некоторые другие армейские и флотские вузы на 12 месяцев превратятся в солдатскую альма-матер уже для нескольких сотен толковых парней. Точнее говоря — примерно для пятисот ребят, готовых совместить научные изыски в вузе с призывной службой. В каждую научную роту военные в последствии станут набирать от 80 до 100 талантливых юношей. Всего в штате Вооруженных сил должно появиться пять таких подразделений. «Мы будем создавать не сразу сегодня или завтра все пять рот. Это будет последовательная работа», — уточнил замминистра обороны.
Иными словами, военные хотят сначала посмотреть, во что выльется их призывная инициатива. Не ляжет первый блин комом — значит, новую практику продолжат активно внедрять в армии. Тем более, что в перспективе в Вооруженных силах реально иметь гораздо больше научных рот, чем это видится генералам сегодня.
Наука наукой, но полностью отрывать службу солдат-ученых от традиционных армейских правил, офицеры не собираются. Поэтому студенческие подразделения разобьют на взводы и отделения. Каждого новобранца обязательно научат стрелять из автомата, они получат элементарные представления об общевойсковом бое и своих действиях в обороне и наступлении. А знакомство студентов с военной службой начнется с изучения уставов и текста присяги. Словом, тот минимум армейских знаний и навыков, какие обычные призывники постигают на курсе молодого бойца, станет обязательным и для солдат-студентов.
Однако главной служебной целью и функцией таких рядовых и сержантов станет научно-исследовательская работа в интересах обороны страны.
/Юрий Гаврилов, www.rg.ru/