С января по март 2013 года Счетная палата Российской Федерации проверила целевое и эффективное использование средств федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих, заработную плату гражданского персонала Вооруженных Сил. В распоряжении газеты «ВПК» оказался отчет о результатах данного экспертно-аналитического мероприятия. Предлагаем вниманию читателей первую часть основных положений этого документа.
Объектами контрольного мероприятия стали Министерство обороны России и командования военных округов, а также Единый расчетный центр МО РФ и федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 22280», на которое, в частности, возложено финансовое обеспечение руководящего состава центральных органов военного управления.
Основной целью данного мероприятия, осуществленного в соответствии с планом работы Счетной палаты на 2013 год, была проверка деятельности в 2010–2012 годах Минобороны и подведомственных ему учреждений при выполнении задачи, поставленной президентом Российской Федерации по проведению реформы денежного довольствия военнослужащих, а также по оплате труда и обеспечению иными выплатами военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Накопившиеся проблемы
В соответствии с положением, утвержденным указом президента России от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», военное ведомство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами президента и правительства функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
Этим положением, в частности, определено, что Минобороны России осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, подготавливает предложения по численности, составу и структуре Российской армии, расходам на оборону и организует финансовое обеспечение Вооруженных Сил.
Существующая в дореформенный период деятельности ВС РФ система денежного обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала накопила значительное количество проблем, требующих как законодательного разрешения, так и повышения стимулирующей роли денежного обеспечения в период проведения реформы Вооруженных Сил, сокращения их численного состава с одновременным повышением качества боевой подготовки.
До 1 января 2012 года структуру денежного довольствия военнослужащих определял федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Ряд выплат был установлен нормативными правовыми актами президента, правительства и Минобороны России.
Всего по этим вопросам действовало более 10 законов и 20 президентских указов, около 80 правительственных актов и более 40 приказов главы военного ведомства.
Выполнение задачи, поставленной президентом по проведению реформы в данной сфере, требовало как серьезной работы по внесению изменений в действующее законодательство, так и поиска ресурсов их денежного обеспечения.
Бюджетные ассигнования и внутренние резервы
Следует отметить, что в период реформирования одними из основных дополнительных источников повышения материального стимулирования военнослужащих и лиц гражданского персонала являлись средства, высвобождаемые в связи с сокращением штатной численности ВС РФ.
В 2010–2012 годах Минобороны выделялись значительные объемы бюджетных ассигнований на содержание личного состава. Доля внебюджетных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу в общей структуре расходов МО РФ достигла 30%.
В этот период расходы федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащим составили около 283,2, 290,0 и 377,3 триллиона рублей соответственно. При этом ассигнования на 2010 и 2011 годы включали объемы по дополнительному материальному поощрению личного состава в суммах 33 и 42 триллиона рублей.
В соответствии с указом президента России от 1 января 2008 года № 1 «О штатной численности ВС РФ» установлена штатная численность военнослужащих – 1 134 800, гражданского персонала – 884 829.
При определении объема бюджетных средств на денежное довольствие военнослужащим на 2010-й была использована среднегодовая фактическая численность военнослужащих – 1 107 170 (штатная – 1 116 224).
При планировании расходов на 2011 год расчет потребности по выплате денежного довольствия военнослужащим Минобороны России был осуществлен на основе базовых показателей федерального бюджета на 2010-й с использованием штатной численности 1 056 197.
Расчет фонда денежного довольствия военнослужащих на 2012 год осуществлялся с учетом реформирования и исходя из штатной численности 1.000.000 человек. При этом списочная численность по состоянию на 1 января 2013-го составила 766.055 и на 10.594 воинских должностях содержался гражданский персонал.
На 2010–2012 годы Минобороны России законодательно на оплату труда гражданского персонала были утверждены бюджетные ассигнования в сумме около 139,4, 168,6 и 191,8 триллиона рублей соответственно.
Оплата труда гражданского персонала в 2010-м осуществлялась исходя из штатной численности – 884.829 единиц (среднесписочная численность – 769.596 единиц). На 2011–2012 годы объемы были определены с учетом индексации ранее утвержденных ассигнований и с расчетом на списочную численность 771 462 единицы. Предложения Минобороны о дополнительном финансировании в этот период 113 367 вакантных должностей гражданского персонала Минфином поддержаны не были.
В ходе проведения контрольного мероприятия для подтверждения обоснованности планирования денежных средств по вышеуказанным должностям гражданского персонала, остающимся вакантными на протяжении последних трех лет, был направлен запрос Счетной палаты. Однако пояснения российского военного ведомства по этому вопросу получены не были.
Минобороны в ходе приведения Вооруженных Сил к новому облику проводились мероприятия по сокращению воинских должностей, в связи с чем образовавшаяся экономия бюджетных средств направлялась в основном на увеличение фонда оплаты труда гражданского персонала и на повышение денежного довольствия военнослужащих, а также на приобретение жилья для военнослужащих и оплату услуг, оказываемых на условиях аутсорсинга.
Так, в 2010 году в центре и на местах осуществлялась замена воинских должностей на должности гражданского персонала, в связи с чем ассигнования на денежное довольствие военнослужащим были уменьшены на 27,1 триллиона рублей с соответствующим увеличением ассигнований, предназначенных на оплату труда гражданского персонала. В 2011-м эта сумма составила 15 триллионов рублей, кроме того, 13 триллионов рублей были направлены на оплату услуг сторонних специализированных организаций (аутсорсинг).
В рамках выполнения поставленной президентом России задачи по обеспечению жильем военнослужащих в 2012-м часть ассигнований в сумме 31,4 триллиона рублей, ранее предусмотренных в бюджете на обеспечение денежным довольствием военнослужащих, была направлена на финансирование расходов, связанных с обеспечением военнослужащих служебными жилыми помещениями. При этом Минобороны не смогло обеспечить полное освоение перенацеленных средств. На 1 января 2013 года сумма неисполненных назначений составила 3,4 триллиона рублей.
Материальное стимулирование
До принятия федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», вступившего в силу с 1 января 2012-го, было необходимо решить вопрос материального стимулирования военнослужащих в целях повышения уровня боевой готовности войск и качества исполняемых должностных обязанностей.
Сделать это прежнее руководство Минобороны пыталось путем издания ряда нормативных актов, устанавливающих дополнительные выплаты военнослужащим. Так, в соответствии с приказами МО РФ № 400-А от 17 декабря 2009 года и № 400 от 24 февраля 2011 года в 2010-м произведены дополнительные выплаты более 44 тысячам офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, а в 2011-м – более 55 тысячам. Размер таких выплат в эти годы составил в среднем от 40 до 160 тысяч рублей на одного офицера.
Анализ указанных приказов показал, что среди прочих условий (положительные результаты по профессионально-должностной подготовке, отсутствие дисциплинарных взысканий) для получения ежемесячных дополнительных выплат офицер должен был либо проходить службу в определенной категории воинских частей, либо замещать конкретные воинские должности.
По информации Главного управления по работе с личным составом ВС РФ, имели место факты, когда офицеры отказывались от повышения в воинской должности и по службе, если это подразумевало перевод в другую воинскую часть или подразделение, в которых дополнительные выплаты не предусматривались.
По оценке командования Центрального военного округа, практика применения вышеуказанных приказов показала, что существенных изменений в состоянии воинской дисциплины, а также в уровне подготовленности личного состава подразделений, соединений, чьи командиры были премированы, не наблюдалось.
По мнению командования Восточного военного округа, значительное увеличение денежного довольствия одних военнослужащих в отличие от других (до трех-четырех раз) внесло психологическую напряженность в офицерские коллективы, увеличило уровень межличностных конфликтов военнослужащих.
С 1 августа 2010 года введен ряд выплат, направленных на совершенствование уровня физической подготовленности личного состава Вооруженных Сил. Так, был издан приказ министра обороны № 1110 от 26 августа 2010 года «Об установлении ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач специалистам физической подготовки ВС РФ» (утратил силу с 1 января 2012-го). При этом критерием важности выполняемых задач являлось исполнение должности, подлежащей замещению специалистами физической подготовки. Размер надбавки устанавливался в кратной величине к сумме оклада по воинской должности (от 2 до 6) и в 2011 году находился в пределах от 5.326 до 46.572 рублей.
Приказом МО РФ № 1115 от 26 августа 2010 года «Об установлении ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение (подтверждение) спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта и наличие спортивных званий по любому виду спорта» (утратил силу с 1 января 2012-го) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, устанавливалась ежемесячная надбавка в размере от 50 % оклада по воинской должности (выполнившим/подтвердившим третий квалификационный уровень физической подготовленности) до 300 % (имеющим спортивные звания). При этом при установлении данной надбавки не учитывались личная дисциплинированность офицера и положение дел в руководимом им подразделении.
В целях осуществления дополнительных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил был издан приказ министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ».
Источником финансирования расходов в соответствии с этим приказом также являлась экономия бюджетных средств, полученная в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Минобороны России на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определялись в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
В центральном аппарате
Анализ произведенных выплат показал, что в 2010 году выплаты дополнительного денежного вознаграждения и премий личному составу центрального аппарата производились в размерах от 20 тысяч до 5 миллионов рублей в среднем на одного человека.
Так, согласно приказу министра обороны России № 1734 от 6 декабря 2010 года произведена дополнительная выплата по результатам службы (работы) за IV квартал 2010 года личному составу органов военного управления в сумме от 300 тысяч до пяти миллионов рублей, в том числе:
— по 5 миллионов рублей – заместителям министра обороны Дмитрию Чушкину и Михаилу Мокрецову;
— по 3 миллиона рублей – советникам министра обороны Ирине Кривич и Екатерине Приезжевой, помощнику министра обороны генерал-майору Сергею Королеву, начальнику Главного организационно-инспекторского управления Минобороны РФ Ольге Черновой, руководителю Департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгении Васильевой, руководителю Департамента санаторно-курортного обеспечения Минобороны РФ Елене Чуфыревой, руководителю Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ Ольге Лиршафт.
Размер дополнительных выплат остальному личному составу был значительно меньшим. Всего данное вознаграждение получили 92 человека на общую сумму 140,4 миллиона рублей. При этом дополнительные выплаты командующим войсками военных округов и флотов предусмотрены не были, главкомы видов Вооруженных Сил по уровню выплат соответствовали советникам и руководителям департаментов Минобороны.
В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации № 839 от 31 мая 2011 года «О поощрении личного состава центрального аппарата МО РФ» заместителям министра обороны (Григорию Нагинскому, Дмитрию Чушкину, Михаилу Мокрецову) выплачивалось ежемесячное дополнительное денежное вознаграждение в размере по 500 тысяч рублей (январь – март), а также вознаграждение в размере 1,5 миллиона рублей за первый квартал каждому. Итого: выплаты дополнительного вознаграждения за первый квартал вышеперечисленным должностным лицам составили по 3 миллиона рублей.
/По материалам www.vpk-news.ru/
Сволочи «нищие»!!!!
Это еще раз подтвердило мои догадки и высказанные ранее мысли о моральном облике нашего генералитета.Не только не умеют и не хотят,но еще и с готовностью продают и продаются сами.Недавно с одним разговаривал.Грезит царскими временами.Но это не помешало ему на торжественном мероприятии напиться в стельку с полной потерей ориентации и в пространстве и в простой офицерской порядочности.