Нынешнее и будущее Бундесвера

Экономический кризис не обошел стороной ударную силу НАТО в Европе — Бундесвер. Германской армии пришлось пережить объединение Германии, сокращение военной техники и вооружения, отмену всеобщей воинской обязанности, нехватку квалифицированных военных кадров. Эти обстоятельства привели к существенным изменениям в немецкой армии. Сегодня, по мнению аналитиков, форпост североатлантического блока стал лидером европейского пацифизма и разложения.

После победы над немецким фашизмом, в 1949 году был создан военный блок НАТО. Бундесвер был на передовой противостояния со странами советского блока и являлся главной ударной силой НАТО. На территории западной Германии были размещены мощные группировки военных частей Великобритании, Канады, США, Франции, Бельгии и Голландии. Все боевые подразделения были объединены по двум направлениям — сухопутные войска и авиационные армии.

Нынешнее и будущее Бундесвера

Объединение Германии в 1990 году привело к усилению боевой мощи Бундесвера. Немецкая армия имела на своем вооружение в это время около 7 тысяч танков, 9 тысяч БТР и БМП, 5 тысяч орудий и минометов, тысячу боевых самолетов. На территории Германии также находилась техника других стран НАТО: около 7,5 тысяч танков, 7 тысяч БМП и БТР, 3,2 тысячи артсистем и более 300 самолетов. Большая часть этого вооружения принадлежала американскому воинскому контингенту.

Но все это было в прошлом. Уже расформированы немецкие воздушные армии и большая часть сухопутных армий. Воинские группировки Голландии, Франции, Канады и Бельгии давно выведены с территории Германии. Через три года их примеру последует и британская военная группировка. Американцы уже вывели практически все свои вооруженные подразделения — остались на немецкой территории две танковые бригады (без танков) и 100 самолетов.

Бундесвер значительно сократил и свое собственное вооружение — сначала распродал военную технику бывшей ГДР, а затем и свою, причем, достаточно современную. Правительство Германии, выбрасывая на внешний рынок большое количество списанного вооружения, одновременно уменьшило объем государственного заказа своему ВПК, чем поставила его в сложнейшее положение.

Несмотря на уменьшение военной мощи Бундесвера, немецкие военные летчики приняли участие в натовской операции на Балканах, бундесверовская военная группировка была переброшена в Афганистан, немецкие военные входили в состав миротворческих сил, находившихся в Африке. Участие немецких вооруженных группировок в военных конфликтах на территориях других стран выявил негативные тенденции, происходящие внутри армии Германии.

Возможно, последствиями этих обстоятельств стал ускоренный уход немцев их Афганистана, неучастие в ливийской операции НАТО, а также отсутствие желания вмешиваться в сирийский конфликт. Несмотря на все внутренние проблемы немецкой армии, она все же остается крупнейшей западно-европейской армией. Но сегодня она уже потеряла статус главной ударной силы североатлантического блока в Европе.

В связи со сложившейся ситуацией, Германия была вынуждена срочно приступить к трансформированию своих вооруженных сил. Реформирование ведется по трем основным направлениям: отказ от призыва на военную службу, уменьшение численности военных подразделений, значительная экономия оборонного бюджета.

И хотя в самом военном ведомстве мнения специалистов по вопросу путей реформирования далеки от единого, министр обороны считает, что необходимо выполнять уже принятые решения. Перед военным руководством стоит очень сложная задача — не только сохранить вооруженные силы Германии, но и подготовить их к выполнению сложных боевых задач в новых политико-экономических условиях.

Читайте также  Современные крепости или... апгрейд мешков с песком

Новому министру обороны Германии де Мезьеру приходится создавать новую немецкую армию при отсутствии достаточного финансирования, изменении не в лучшую сторону демографической ситуации в стране, отсутствии поддержки некоторых влиятельных политических партий и разбалансировке работы управленческих структур вооруженных сил. Немецкие военные эксперты считают, что структура бундесвера не соответствует современному уровню. Как показал опыт реформирования предыдущих лет, уже не приемлема выборочная корректировка отдельных структурных подразделений — требуется проведение всесторонней радикальной реформы.

Проводимые руководством немецкого военного командования меры по преобразованию армии, в большей части, основаны на докладе генерального инспектора бундесвера. Очень затруднило работы в этом направлении решение Федеральных властей о снижении военного бюджета на 8 млрд. евро, а также решение кабинета министров о сокращении личного состава вооруженных сил до 185 тысяч: 170 тысяч должны составлять кадровые военнослужащие, контрактники 15 тысяч добровольцев. Сокращение коснулось и обслуживающего армию персонала — были уволены двадцать тысяч гражданских служащих.

На ранних этапах реформы лидерам партии свободных демократов, которые настаивали на отмене службы по призыву, пришлось согласиться с временным компромиссным решением с противниками этой идеи Альянсом ХДС/ХСС: в результате срок службы по призыву был сокращен до шести месяцев вместо прежних девяти. Многие военные специалисты окрестили это решение как «службу практикантов». Военное руководство надеялось, что многие призывники после завершения срока службы, впоследствии, добровольно останутся служить в армии по контракту. И действительно около 8-ми тысяч призывников остаются служить дальше по контракту. Но одновременно с этим десять тысяч кадровых военных занимались исключительно подготовкой призывников.

Поскольку подобная практика кадрового набора не привела к желаемому результату, в 2011 немецкое военное командование отменило обязательный призыв на военную службу с 1 июля этого же года. Одновременно, с принятием закона о прекращении призыва, законодательно была введена добровольная военная служба со сроком контракта продолжительностью от 12 до 23 месяцев. Предполагается, что в немецкой армии появится около 15 тысяч добровольцев, которые вместе с контрактниками и кадровыми военнослужащими и составят кадровый штат немецких вооруженных сил. Но и данное решение достаточно сложно выполнимо. Военное командование понимает, что набор в «добровольческую» часть немецкой армии может быть провален из-за отсутствия необходимого числа желающих служить на предлагаемых условиях.

К тому же, необходима также ежегодная ротация семнадцати тысяч кадровых военных и контрактников. Рынок труда не сможет обеспечить военным такого количества профессионалов в условиях жесткой конкуренции с частными компаниями. Германские законодатели до сих пор не приняли решения по обеспечению привлекательности службы в армии, хотя такая программа, состоящая их 82 пунктов, уже подготовлена военным ведомством.

В результате таких неспешных действий законодательной власти уже несколько лет немецкая армия испытывает острую нехватку специалистов, в том числе врачей и инженеров. Более семи тысяч должностей в армии уже длительное время остаются вакантными. Бундесвер требует от всех военных специалистов, прежде всего, быть профессионалом в своей области, выдерживать огромные нагрузки, обладать дипломатическими способностями, нестандартным мышлением, уметь адаптироваться к динамичной обстановке, иметь навык анализировать ситуацию и сознательно принимать решения о прохождении военной службы, понимая существующие риски военной профессии.

Читайте также  ВМС Китая не застрахованы от ракетных ударов вьетнамских ВВС

Поскольку вооруженные силы Германии участвуют в операциях за пределами своей страны, от военнослужащих требуется соблюдение межкультурной и языковой компетентности, а также соблюдения этического и взвешенного отношения к коренному населению.

Бундесверовские военные чиновники прекрасно осознают тот факт, что армия вынуждена будет отстаивать безопасность страны и на внутригосударственном уровне. А, следовательно, военные будут выполнять полицейские функции. В этом случае от военнослужащего потребуется исполнение не только функций бойца, но и дипломата, социального работника и полицейского. Чтобы военному ведомству получить таких специалистов потребуются усилия властей для повышения привлекательности военной службы, как перспективного места карьерного и профессионального роста.

Но проведение любой реформы требует выделение значительных денежных средств, особенно, такой масштабной, как преобразование вооруженных сил самой влиятельной страны в Западной Европе.

Наличие устойчивого финансирования необходимо, в первую очередь, для привлечения квалифицированных кадров из числа молодежи. В противном случае, бундесвер не справиться с поставленной задачей и реализация реформы станет невозможной. Так, отмена призыва уже поставила немецкое военное командование перед проблемой в борьбе с частным бизнесом привлечь на службу качественную и профессиональную рабочую силу.

Но как показали события — именно финансирование стало ахиллесовой пятой процесса реформирования вооруженных сил Германии. Военные реформаторы вынуждены в условиях постоянного сокращения военных расходов вырабатывать новую компактную структуру германской армии, но при обязательном условии сохранения возможности оперативного реагирования на ситуации, связанные с обороной и обеспечением безопасности страны. Кроме того, Германия обязана выполнять свои обязательства перед НАТО и Евросоюзом.

Опыт немецкого военного командования и результаты реализации Германией военной реформы дают пищу для размышлений, сопоставлений и анализа в связи с происходящими преобразованиями в сфере военного строительства в Российской Федерации. В отличие от России, где до сих пор не известен замысел военного руководства по военной реформе, немецкие военные способны обоснованно высказать свое мнение о проводимых мероприятиях и аргументировано доказать необходимость каждого шага преобразований. Пока не известно, сможет ли Бундестаг выполнить принятые решения. Но, ведь редко преобразования проходят без непредвиденных трудностей.

В любом случае, военное руководство Германии будет иметь возможность внести в свои планы корректировки, в зависимости от сложившейся ситуации. Отрицательную роль в процессе нового военного строительства Германии может выполнить непродуманный популизм и политическая безответственность руководства страны. Ведь даже сейчас, когда процесс реформирования запущен, видно, что боеспособность и безопасность страны принесены в жертву выполнения другой цели — экономии финансов. Подобный подход может привести к потере армией своей функциональности и невозможность выполнить свой долг перед народом страны и Евросоюзом.

Опыт военных преобразований в Германии достаточно ценен для российского военного руководства. Было бы серьезной ошибкой принять их безоговорочно как образец для подражания. Но сравнение, осмысление зарубежного опыта может послужить на пользу России по реализации процесса реформирования российских вооруженных сил.

/Валерий Бовал, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя