В целях обеспечения безопасности движения на воздушном, наземном и морском транспорте, а также решения ряда специальных задач на основании Постановлений правительства, в Советском Союзе была создана система дальнего радионавигационного обеспечения (ДРНО). ДРНО предназначено для создания условий боевого применения авиации на театрах военных действий, операционных направлениях и в военно-географических районах, а также самолетовождения при выполнении всех видов полетов.
Основными задачами ДРНО являются:
— обеспечение решения боевых задач авиацией в тактической, оперативной и стратегической глубине противника;
— обеспечение решения задач боевой подготовки авиационными объединениями, соединениями и частями;
— обеспечение полетов летательных аппаратов по оптимальным маршрутам, над безориентирной местностью, акваториями морей и океанов;
— обеспечение безопасности полетов летательных аппаратов.
Применение средств дальней радионавигации обеспечивает решение авиацией ВС следующих задач:
— применение авиационных средств поражения;
— десантирование;
— ведение воздушной разведки;
— преодоление зоны ПВО противника;
— взаимодействие с сухопутными войсками и силами флота.
В настоящее время основными средствами ДРНО авиации ВС РФ являются радиотехнические системы дальней навигации (РСДН). РСДН предназначены для определения местоположения подвижных объектов в любое время суток и года при неограниченной пропускной способности в заданной зоне действия.
Высокая эффективность данных систем подтверждена более чем 30-летним опытом их эксплуатации, в том числе и в условиях локальных вооруженных конфликтов в Афганистане и на Северном Кавказе, где в условиях горной и безориентирной местности РСДН зачастую являлись единственным средством коррекции пилотажно-навигационных комплексов для решения задач воздушной навигации и боевого применения.
Потребителями РСДН являются все виды Вооруженных сил России. Кроме Минобороны, потребителями навигационной информации, формируемой РСДН, являются МЧС, МВД, ФПС, Министерство транспорта России. Кроме того, станции ДРН работают в Государственной системе единого времени и эталонных частот.
В структуру наземной станции РСДН входят:
— аппаратура управления и синхронизации;
— радиопередающее устройство мощностью от 0,65-3,0 миллионов Ватт (в импульсе);
— общепромышленное оборудование (автономная ДЭС мощностью 600-1000 кВт, кондиционирование, связь и т.д.);
— центр службы единого времени высокой точности — СЕВ ВТ. Он оснащен комплексом аппаратуры, которая создает, хранит и транслирует на передающее устройство для излучения в эфир временные секундные метки. Основой СЕВ ВТ является атомный стандарт частоты, который генерирует высокостабильные электромагнитные колебания с относительной нестабильностью 1х10-12. В хранителях времени формируются временные последовательности: секунды, минуты, пятиминутки и т.д. Временные метки станции «привязаны» к национальной шкале времени. Эти сигналы используются при запуске космических аппаратов, в навигации, геологии, геодезии и т.д.
В настоящее время развернуты и эксплуатируются следующие радиотехнические системы дальней навигации:
1.Фазовая РСДН-20 «Маршрут».
2.Системы РСДН «Чайка»:
— Европейская РСДН-3/10;
— Дальневосточная РСДН-4;
— Северная РСДН-5.
3.Мобильные системы РСДН-10 (Северо-Кавказская, Южно-Уральская, Забайкальская, Дальневосточная).
Первая радиотехническая система дальней навигации, на территории бывшего СССР, РСДН-3/10, была создана после модернизации РНС «Меридиан» и «Нормаль». Была принята в эксплуатацию в составе ВВС в начале 70-тых годов прошлого века.
В состав РСДН-3/10 входят 5 станций дальней радионавигации (ДРН): три станции расположены на территории Российской Федерации (н.п. Карачев, н.п. Петрозаводск, н.п. Сызрань), одна станция на территории Белоруссии (н.п. Слоним) и одна станция на территории Украины (н.п. Симферополь).
После распада СССР РСДН-3/10 функционирует в соответствии с межправительственным Соглашением о дальнем радионавигационном обеспечении в Содружестве Независимых Государств от 12 марта 1993 года. Согласно статьи 2 данного Соглашения его участники признали необходимым сохранить действующие на их территории радионавигационные системы, а также существующий порядок их деятельности.
Аналогом отечественных РСДН («Чайка») за рубежом являются радионавигационные системы (РНС) Loran -С (США).
Начало 90-х гг. прошлого века ознаменовалось бурным развитием спутниковых навигационных систем (СНС). В США была создана Global Positioning System (GPS «Навстар»). В Советском союзе получила широкое развитие глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) под названием «Ураган». СНС отличались высокой точностью определения координат подвижных объектов (десятки, а отдельных случаях единицы метров), созданием глобального радионавигационного поля, возможностью получения на борту подвижного объекта трехмерных координат. Параметры РСДН были более скромными: точности составляли 0,2-2,0 км, они имели ограниченную рабочую область.
Например, рабочая область Европейской РСДН-3/10: акватория Баренцева моря – акватория Черного моря и Уральские горы – Германия. СНС, благодаря своим уникальным параметрам, создали впечатление, что время наземных РСДН прошло. Однако после проведенных испытаний СНС на помехозащищенность и устойчивость работы, были получены неутешительные результаты. Дело в том, что в определении местоположения объектов в СНС используются шумоподобные сигналы. Подавить такой сигнал в зоне действия авиации не представляет большой технической сложности. Казалось, что выход в комплексном использовании этих двух видов навигации.
Европейские специалисты пошли по этому пути. Создали контрольно-корректирующую технологию «Еврофикс» — систему совместного использования РСДН и СНС. Мы идем своим путем. И вот, в районе п. Таймылыр уничтожено уникальное сооружение, передающая антенна высотой460 м, почти останкинская башня за полярным кругом. Аппаратура и оборудование просто брошены. На создание взорванного объекта было затрачено 175,2 миллионов (советских) рублей.
Как стало известно, недра ледовитого океана таят в себе огромные запасы природных ископаемых. Можно предвидеть борьбу приполярных государств (да и не только их) за эти богатства. Понятно, что навигационные средства в этом регионе в будущем будут играть решающую роль. Поэтому средства радионавигационного обеспечения в Арктическом регионе должны быть сохранены.
/Евгений Новик, topwar.ru/