Украинская армия станет контрактной?

Украинское Министерство обороны отказалось от призыва, ссылаясь на то, что, начиная с 2014 года, украинская армия перейдет на контрактную основу. Последний призыв будет проведен осенью текущего года. Отметим, что ране неоднократно в ряде СМИ распространялась информация о том, что переход украинской армии на контрактную основу будет отложен до 2017 года.

Однако на днях представители оборонного ведомства официально опровергли подобные слухи. Согласно заявлению представителей пресс-службы Министерства, последние призывники пойдут служить осенью этого года и уже в 2014 году будут демобилизованы. Именно в следующем году защита Родины перестанет быть обязанностью каждого украинского юноши, достигшего совершеннолетия. Этот почетный долг будет полностью возложен на профессионалов.

В ходе формирования украинских вооруженных сил и в рамках перехода армии на контракт неоднократно возникали сомнения. И в этом нет ничего удивительного, ведь реализация комплексной государственной программы развития и реформирования вооруженных сил Украины, рассчитанной вплоть до 2017 года, необходимы огромные средства – 16 миллиардов долларов или порядка 131 миллиарда гривен. Эти немалые, мягко говоря, деньги, предполагается найти за счет продажи армейского имущества, которое не используется в настоящее время. По словам военного министра П.Лебедева, в список такого «ненужного» имущества входит около двух сотен военных городков.

Украинская армия станет контрактной?

Также, по словам министра, украинскую армию ждут большие задачи. Помимо пересмотра структуры и системы управления армией и улучшения системы подготовки военных специалистов, большое внимание предполагается уделить выполнению задач по оснащению войск новыми и современными образцами вооружений и техники, участию украинских военных в международных миротворческих операциях, интенсификацию боевой подготовки личного состава.

Однако подобные радужные перспективы вызывают большие сомнения у экспертов, представителей Министерства финансов, а также Генштаба, заместитель начальника которого И.Кабаненко заявил о том, что полностью перевести армию на контрактную основу станет возможным лишь к 2017 году.

Несмотря на шквал критики, глава государства В.Янукович все-таки завизировал государственную программу реформирования и развития национальной армии. Согласно данной программе, на протяжении последующих 5 лет предполагается существенное сокращение армии (со 184 тысяч военнослужащих до 122 тысяч). При этом в отставку будут отправлены порядка 40 процентов полковников и около 30 процентов генералов. Единственные, кого сокращение не коснется – это боевые части и определенные рода войск, в частности, военно-морские силы и воздушно-десантные войска, потому как к настоящему времени они уже практически на 90% укомплектованы военнослужащими-контрактниками.

Таким образом, согласно заявлению министра Лебедева, число военнослужащих, которые будут находиться в состоянии постоянной боевой готовности, останется на уровне 70 тысяч человек, а под сокращением окажутся те, кто не имеет прямого отношения к обеспечению боеспособности, в частности, военные медики, преподаватели, строители.

Предполагается также, что средства, которые появятся после сокращения вооруженных сил, будут потрачены на закупки нового вооружения, обеспечение социальных гарантий для военнослужащих, ушедших в отставку, а также на проведение идеологической подготовки. Так, к примеру, начиная с весны 2013 года, дисциплина под названием «военно-идеологическая подготовка» заняла свое место среди полноценных предметов подготовки украинского солдата. Она включает в себя не только историю украинского воинства, сведения о традициях украинской армии, но и содержит основы государства и права.

Читайте также  США разместят в Турции РЛС системы ПРО НАТО

Согласно госпрограмме, зарплаты военнослужащих-контрактников будут постепенно увеличиваться. Отметим, что в настоящее время доходы военных оставляют желать лучшего.

Напомним, однако, что заявления о переходе на контрактную армию вовсе не значат, что этот переход состоится. Подобные заявления мы слышим на протяжении практических двух десятков лет. Еще в тот период, когда к власти пришел В.Ющенко, то есть, в 2005 году, стали называться конкретные сроки перехода вооруженных сил на контракт. Сам Ющенко обещал совершить этот переход до 2010 года, В.Янукович – то же самое обещал сделать до 2011 года, потом неоднократно назывались и 2014, и 2017 годы.

Такой разнобой в сроках объясняется очень и очень просто. Дело в том, что все они на практике нереальны. Еще в 2008-2010 годах в стране был проведен Оборонный обзор, иными словами – инвентаризация проблем и возможностей украинской армии. Ранее нечто подобное проводилось в 2003-2004 годах. Тогда на основе полученных данных была издана так называемая Белая книга (то есть, Оборонный Стратегический бюллетень Украины до 2015 года).

По результатам обзора 2008-2010 годов также должен был быть выпущен бюллетень. Однако, Голубая книга (Стратегический бюллетень до 2025 года), которая призвана содержать в себе конкретные управленческие решения по переходу армии на контрактную основу, не только до настоящего времени не утверждена, но даже не дописана.

В декабре 2011 года основные положения бюллетеня были официально опубликованы военным ведомством, однако сами авторы-разработчики данного документа говорят о том, что полный переход на наемную армию возможен только к 2025 году, по всей видимости, имея в виду, что это слишком большой срок, чтобы всерьез думать о том, будет к тому времени на Украине профессиональная контрактная армия или нет.

Официально главными препятствиями в процессе создания профессиональной армии на Украине являются недостаточное финансирование и проблема обеспечения жильем. Таким образом, в случае необходимости военное ведомство просит деньги на свои нужды, подкрепляя это заявлениями о необходимости скорейшего перехода на контрактную основу. А ведь из внимания упускается один серьезный вопрос: нужны ли вообще украинскому государству контрактные вооруженные силы? При помощи какого оружия они будут воевать?

Если говорить об украинском варианте, то необходимо отметить, что изначально правительство вместе с военным ведомством неправильно подошло к вопросу комплектования армии, ведь вместо того, чтобы постараться укомплектовать вооруженные силы высокомотивированным и высокопрофессиональным личным составом, оно пытается обеспечить переход на контрактную основу без увеличения финансовых ресурсов, выделяемых на нужды армии.

Читайте также  Вооруженные силы Южной Кореи выросли как ответ на северную угрозу

Более того, почему-то ошибочно принято считать, что контракт – это всегда по доброй воле, а призыв – по принуждению. В действительности, это не совсем так. Добровольный призыв должен быть подкреплен перспективой вступления в государственный вуз на бюджетной основе, поскольку армия обязана сама обеспечивать военнослужащих качественным образованием. Немаловажное значение имеет и социально-экономическое положение некоторых регионов страны.

Необходимо иметь ввиду, что в определенных областях Украины для юношей попасть в армию – это большая удача, поскольку это дает им возможность получить определенную профессию и нормально питаться. На практике же происходит так: военкоматы почему-то тащат в армию тех, кто совершенно не хочет там служить, но отказывает тем, кто абсолютно подходит по состоянию здоровья, но при этом либо имеет слишком бурную жизнь, либо недостаточное образование.

Помимо этого, к сожалению, государство не может позволить себе выплачивать денежное содержание солдатам на уровне хотя бы пяти сотен долларов (в настоящий момент такую сумму не получают даже офицеры). Таким образом, полагаться на финансовую сторону реформы нет никакого смысла.

Еще один важный вопрос реформирования – это перевооружение. Лебедев, заступив на пост министра, получил от своих предшественников, несколько основных программ поставок в армию нового вооружения и техники, в частности, ракетный комплекс «Сапсан», средний военно-транспортный Ан-70 и боевой танк «Оплот-М» Т-84УМ, корвет «Владимир Великий», проекта 58250. Кроме того, существует и несколько программ модернизации истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-2, Ми-9, Ми-8, Ми-24, учебных самолетов L-39, БМП-1. О финансировании этих программ нет смысла упоминать в данной статье, потому как в нескольких словах разобраться в шкале приоритетов финансирования их невозможно.

Процесс перевооружения, к слову сказать, никак не зависит от перехода на контракт. Из всех типов вооружения для массового использования солдатами предназначены лишь танки и машина пехоты, таким образом, для их освоения нет никакой необходимости набирать контрактников. Если говорить об остальных типах техники, то еще в советские времена практически все они обслуживались офицерами.

И, наконец, некоторые эксперты говорят о том, что срок службы напрямую влияет на уровень боевой подготовки солдат. Но, если вдуматься, в данной ситуации скорей нужно думать не о наборе контрактников (которые, к слову сказать, так же некомпетентны в вопросах боевой подготовки, как и призывники), а добиваться в кратчайшие сроки профессиональной подготовки бойцов. С этой целью можно увеличить срок службы в армии, а можно сократить время, которое солдаты тратят на многочасовую уборку территорий, самоподготовку без необходимых знаний. Освободившегося времени вполне хватит, чтобы в значительной степени повысить уровень боевой подготовки.

/Валерий Бовал, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя