Новая битва за Арктику

Россия пытается не пустить в бывшие советские воды Евросоюз, Китай и Индию. Во вторник, 14 мая, в городе Кирун, что на самом севере Швеции, фактически начался раздел Арктики. Правда, дело пока не доходит до вбивания колышков, однако Россия готовится сказать резкое «нет» сразу нескольким геополитически значимым игрокам, с каждым из которых у нас давние отношения. Эксперты прогнозируют, что ближайшие сутки могут буквально решить судьбу этого огромного региона.

На начавшейся двухдневной сессии на уровне министров иностранных дел Арктического совета к клубу входящих в него семи стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану – а, следовательно, имеющих юридически закрепленную собственную экономическую зону вокруг арктических шельфов – хотят присоединиться Индия, Китай и Евросоюз. Фактически речь идет о группе держав, допущенных к предстоящему разделу нефтегазовых богатств, а также других минеральных и биологических ресурсов Арктики.

Новая битва за Арктику

Эти игроки пытаются присоединиться к дележу, пользуясь неурегулированностью споров официальных членов Арктического совета: Россию, США, Канаду, Данию, Исландию, Норвегию, Швецию, Финляндию. Номинально в совет также входят шесть ассоциаций коренных народов Севера.

Россию на сессии совета представляет министр иностранных дел Сергей Лавров. Его задача — добиться негативного голосования по вопросу о присвоении статуса постоянных наблюдателей целому ряду стран и организаций, включая Евросоюз, Китай, Индию. На сегодняшний день ЕС и Китай уже являются временными наблюдателями. Брюссель уже заручился в свою поддержку голосами Дании, Швеции и Финляндии. В пользу Пекина намерены проголосовать Исландия и страны Скандинавии.

Фактически претенденты шантажируют Арктический совет тем, что, если не получат в него доступ, то создадут альтернативную структуру и объявят Арктику «общечеловеческим достоянием» — подобный статус сегодня уже имеет Антарктида. Этот проект может быть реализован в рамках механизмов Генеральной ассамблеи ООН.

Пока у Лаврова остаются возможности искать успех на двусторонних встречах с министром Канады по делам Арктического совета Леоной Аглуккак, главой шведского МИДа Карлом Бильдтом, а также с госсекретарем США Джоном Керри.

«Арктика освобождается ото льда, а это означат, что там будет проще разрабатывать шельфовые месторождения, на которых сосредоточено, по предварительным оценкам, около четверти запасов газа и нефти всей планеты», — комментирует заместитель директора Института, руководитель направления «Экология морей и океанов» Михаил Флинт.

Читайте также  50 млрд. долларов на армию - это много или мало?

Таяние арктических льдов не вызывает сомнений, за последние три десятка лет покров льда в летний период стал меньше на 23-27% (подробная научная информация по этой проблеме каждый месяц обновляется на сайте National Snow and Ice Data Center (NSIDC). Так вот, в российской экономической зоне уменьшение ледяного покрова особенно ощутимо на Чукотском и Карском морях. Например, августовская ледовая кромка в Карском море за последние 5-7 лет удалилась от берега на 700-800 км. Ранее взять минеральные богатства с шельфов при условиях сильных двигающихся льдов, штормовых ветров и низких температур представлялось нереальной задачей.

— Действительно ли Арктику в самое ближайшее время могут поделить?

С ресурсной точки зрения, Мировой океан человечеством хорошо не изучен. Я считаю, в будущем вся поверхность океана будет поделена на сферы приоритетного использования, в том числе экономического, между странами. Что касается конкретных политических процедур, я судить не возмусь. Но пока мы не знаем, какова на самом деле ценность различных участков океанической поверхности, и в чем эта ценность состоит. Мы построили знание об экономике или о социуме, основываясь на понятии балансов. Об Океане мы не имеем представления, какие в нем балансы.

Человечество надо лучше кормить – а сколько и чего мы можем извлечь из него? Сегодня считается, что мы используем на полную катушку всю океаническую биомассу. Но при этом имеется в виду только та ее часть, что образуются у поверхности с помощью биосинтеза. Биомасса, растущая на ювенильном сероводороде, вырывающемся из-под морского дна, ранее оценивалась менее чем в 1% от биомассы океана, а теперь оказывается, что это может быть совсем не так. Так что может оказаться, что Арктика – это еще и житница человечества, а не только морские торговые пути или залежи нефти.

Читайте также  «Чикагская триада» и её последствия для России

«Формально Арктический совет не может давать никаких привилегий в рамках международного права по экономическому использованию пока международных вод или дна», — отмечает бывший посол России в Японии, Норвегии и Южной Корее Александр Панов.

Де-факто Арктика является достоянием человечества, потому что в международном праве нет никаких секторов, на которые был бы поделен Мировой океан. И, если такой дележ начнется, то это будет такая борьба, что неизвестно, кто окажется прав. Однако к развалу любого международного сотрудничества в регионе такой подход точно приведет. Во всяком случае, пока деление океанов на национальные сектора международным правом не признается.

В соответствии с Морской конвенцией любое как торговое, так и военное судно может свободно плавать за пределами территориальных вод и морской экономической зоны. Так подводные лодки США тоже свободно погружаются на дно в районе Северного полюса, так что это не только привилегия России.

— Тогда в чём такая политическая интрига начавшейся в Швеции сессии?

Арктический совет отвечает за экологию океана, поддержание окружающей среды незагрязненной. Так что, кто попало не сможет бурить в Арктике везде, где захочет, в поисках нефти.

— Между тем, ссылки на экологию давно стали мощным инструментом экономической борьбы в самых различных сферах.

Тем не менее, я не возьмусь судить, насколько Россия сможет оказаться успешной в отстаивании своей позиции. Хотя во многом эта позиция правильна – Арктический совет работает с 1996 года, и пока еще во многом не устоявшаяся организация, ей следует еще только утвердить собственные полномочия в рамках международного права, так что сейчас не время размывать ее структуру и возможности принятием большого числа новых членов. Ведь и ШОС сначала набирала силу, а потом стала думать о приеме новых членов. Так что позицию нашей делегации я поддерживаю, но в успехе сомневаюсь.

/Николай Чеховский, svpressa.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя