Уделяя огромное внимание развитию сил специальных операций, американское командование пришло к выводу о необходимости формирования командования специальных операций корпуса морской пехоты США. Это самое молодое командование специальных операций. Оно было создано всего четыре года назад. В нашей статье мы расскажем об истории его создания, задачах, подготовке личного состава и штатных изменениях, которые произошли в последнее время.
Командование сил специальных операций корпуса морской пехоты США (United States marine corps forces special operations command – MARSOC) является одним из компонентов командования специальных операций США (United States special operations command – SOCOM). О создании командования было объявлено министром обороны США Дональдом Рамсфельдом 28 октября 2005 года. Официально MARSOC приступило к своим функциям 2 февраля 2006 года на церемонии в Кэмп Лежьюн, штат Северная Каролина.
Потенциальное участие корпуса морской пехоты США в командовании специальных операций было предметом полемики с момента создания этого звена управления в 1986 году. В то время командование корпуса считало, что будет лучше, если элитные подразделения корпуса морской пехоты force reconnaissance будут оставаться в структуре командования воздушно-наземных целевых сил морской пехоты. Считалось, что отрыв элитного подразделения морской пехоты от корпуса нанесет вред всему корпусу.
После 11 сентября 2001 года в связи с объявленной Дональдом Рамсфельдом глобальной войной с терроризмом ситуация изменилась. Это решение вынудило командование корпуса морской пехоты сделать шаги на пути к интеграции с командованием специальных операций. Созданию командования спецопераций морской пехоты предшествовал наиболее заметный шаг в этом направлении – создание marine corps special operations command detachment one (Det 1).
Это была пилотная программа, целью которой было выявить возможность интеграции частей морской пехоты в командование специальных операций. Это подразделение находилось в составе первой эскадры специальной войны на море. Отрядом командовал полковник Роберт Дж. Коатс, являвшийся командиром 1-й роты force reconnaissance. Отряд состоял из четырех секций:
– секции разведки численностью 30 человек;
– оперативно-разведывательного отделения численностью 29 человек, которое, в свою очередь, состояло из управления (2 человека), команды радиоразведки (9 человек), аналитическо-разведывательной команды (6 человек) и многофункциональной команды (12 человек);
– огневой секции численностью 7 человек;
– штаба отряда.
Всего в подразделении насчитывалось 85 человек. Отряд просуществовал с 19 июня 2003 до 2006 года, когда он был расформирован, а его преемником стало командование спецопераций морской пехоты.
Формирование 1-го отряда стало началом реорганизации, направленной на создание командования СОМП. Первоначально ее целью было сбалансировать возможности сил специальных операций корпуса морской пехоты, а также улучшить баланс между операторами и подразделениями поддержки командования спецопераций морской пехоты при решении задач прямого и непрямого действия. Реорганизация показала, что спецоперации могут проводиться силами спецопераций без участия основных сил корпуса. Она была направлена на усиление возможностей служб боевого обеспечения в командовании спецопераций морской пехоты. В результате реорганизации была унифицирована штатная структура оперативных подразделений спецназа морской пехоты, которые получили название команд спецопераций морской пехоты (marine special operations team – MSOT).
Реструктуризация должна повысить возможности командования по выполнению поставленных перед ним задач. Командование предназначено для ведения силами подчиненных подразделений прямых действий, ведения специальной разведки, действий по организации обороны иностранных государств, контртеррористических операций, информационных операций, нетрадиционной (партизанской) войны.
Организация
Общая численность личного состава подразделений, входящих в командование, составляет примерно 2500 человек. Командование возглавил генерал-майор Дэнис Хейлик, являющийся заместителем командующего первыми экспедиционными силами морской пехоты. Командование дислоцируется в Кэмп Лежьюн.
В состав командования организационно входят следующие подразделения:
– группа советников морской пехоты по специальным операциям (the marine special operations advisor group – MSOAG). Место дислокации – Кэмп Лежьюн, численность – около 400 человек. Группа предназначена для подготовки личного состава иностранных государств и должна снизить нагрузку при решении задач, возложенных на подразделения специального назначения сухопутных войск;
– два батальона специальных операций морской пехоты (marine special operations battalions – MSOBs). Один из них дислоцируется в Кэмп Лежьюн, а второй – в Кэмп Пендлтон, штат Калифорния. В их задачу входит осуществление экспедиционных специальных операций, решающих задачи прямых действий, специальной разведки и организации обороны иностранных государств. Рассматривается расширение спектра решаемых батальонами задач, среди которых могут появиться информационные операции, борьба с терроризмом и организация и ведение нетрадиционной (партизанской) войны.
Батальон состоит из 4–5 рот специальных операций морской пехоты. Штатная категория командира роты – майор. Роты спецопераций по-прежнему связаны с экспедиционными частями морской пехоты на берегу, действуя самостоятельно, но не отдельно от них. Основная часть личного состава батальонов первоначально была набрана из подразделений force reconnaissance marines. Рота состоит из нескольких команд спецопераций морской пехоты. В каждой команде по 14 человек. Штатная категория командира команды – капитан;
– группа поддержки специальных операций морской пехоты (the marine special operations support group – MSOSG). Она дислоцируется в Кэмп Лежьюн. Группа состоит из подразделений управления, разведки и тылового обеспечения. Задачей группы, в соответствии с названием, является осуществление поддержки подразделений командования при проведении специальных операций. В группе насчитывается около 400 человек;
– школа спецопераций морской пехоты (the marine special operations school – MSOS). Она также располагается в Кэмп Лежьюн. В ее задачи входит набор новобранцев, их отбор и подготовка, оценка, а также развитие персонала для командования спецопераций морской пехоты.
Реструктуризация двух подразделений из MSOAG
11 мая 2009 года павильон Марстон в Кэмп Лежьюн был полон людьми. Церемония была посвящена важному событию: роты «А» и «В» из группы военных советников командования спецопераций морской пехоты США (MSOAG) были переименованы в 3-й и 4-й батальоны спецопераций морской пехоты США.
Это преобразование расширило возможности командования спецоперациями и позволило привести к единой структуре все четыре батальона, входящие в состав командования. Роты «А» и «В» отвечали за подготовку и развертывание команд для оказания помощи иностранным вооруженным силам в их подготовке, а также за оказание помощи военных советников, направленных на поддержку союзников американцев в борьбе против местных экстремистов. Рота «А» была сформирована в марте 2006 года и предназначена для действий в странах Африки и Европы, в то время как рота «В», сформированная в апреле 2007 года, была нацелена на районы Тихого океана и Южной Америки. В связи с реорганизацией изменились структура и название, но назначение подразделений осталось прежним.
После церемонии подполковник Кристиан Найсворнер передал командование 3-м батальоном подполковнику Метью Троллингеру. Найсворнер командовал с мая 2005 года подразделением по военной подготовке иностранных групп, которое затем было переименовано в MSOAG. Чуть позже он возглавил роту «А». Как командир роты «А» он разработал стандартные оперативные процедуры по развертыванию специальных оперативных команд морской пехоты по всему миру для ведения глобальной войны с терроризмом.
База морских пехотинцев в Кэмп Лежьюн
50 морских пехотинцев после прохождения курса индивидуальной подготовки получили полное право называться операторами командования спецопераций морской пехоты.
Индивидуальный курс подготовки морские пехотинцы проходят после этапа оценки и отбора. Этот курс предназначен помочь морским пехотинцам в проведении специальных операций в ходе глобальной войны с терроризмом.
MARSOC приступило к разработке программы курса вскоре после того, как 24 февраля 2006 года корпус морской пехоты США присоединился к командованию спецопераций США. Курс начал разрабатываться вслед за директивой министра обороны, которая содержала общие рекомендации командованию специальных операций США и корпусу морской пехоты в ноябре 2005 года о создании командования специальных операций морской пехоты в качестве структурного компонента командования спецопераций США.
Министр обороны тогда сказал: «Я бы хотел, чтобы командования спецопераций в США были во всех 4 видах вооруженных сил, а не только в трех из них».
«Результат прохождения курса зависит не только от наличия опыта спецопераций, но и от личных качеств кандидата, силы его характера и духа спецназовца», – отметил Джозеф Марелло, командир школы спецопераций морской пехоты.
Курс начался 6 октября 2008 года и длился 7 месяцев. При прохождении курса вырабатываются все необходимые при проведении спецопераций навыки и знания. Кандидаты учатся проводить операции прямого воздействия, вести бой в непосредственном соприкосновении с противником, проводить специальную разведку, оказывать помощь союзникам, осуществлять огневую поддержку, оказывать первую помощь раненым, вести партизанскую войну, выживать в сложных природных условиях, должны знать правила поведения в плену и побега из плена, а также уметь использовать оружие сухопутных войск и применять пехотную тактику.
Курс индивидуальной подготовки морских пехотинцев подразделений спецопераций состоит из 140 часов занятий по физической подготовке, 634 часов классных занятий, 1365 часов полевых и практических занятий, в ходе которых курсанты преодолевают 114 миль в ходе совершения пеших маршей и действуя в составе патруля.
Как сообщил Марелло, морские пехотинцы, успешно прошедшие курс индивидуальной подготовки, будут привлечены в качестве инструкторов и станут заниматься подготовкой новых спецназовцев и совершенствованием имеющейся программы обучения.
Горная подготовка
В соответствии с дальнейшей отработкой учебной программы, название которой дословно переводится как «Развертывание для обучения» (deployment for training – DFT), бойцы 2-го батальона спецопераций морской пехоты совершают поездку в учебный центр боевых действий в горах, который находится в Бриджпорте, штат Калифорния, для отработки программы горной подготовки, патрулирования в горной местности, занятий по ориентированию, а также использования вьючных животных в горных условиях.
Первые дни занятий проходят в классе. Инструкторы центра проводят с личным составом роты большое количество теоретических занятий. Курсанты изучают правила безопасности при действиях в горах, медицинскую подготовку, погодные и природные явления в горах, патрулирование в холодное время года, выбор и прокладку маршрута движения в горах, повседневные правила поведения в горном лагере и порядок эвакуации людей в горах.
Персонал лагеря проводит занятия по организации связи и использованию средств связи в горах, а также по использованию транспортных средств поддержки малых групп.
На третий день занятий личный состав роты делится на учебные группы, при этом управление роты является отдельной учебной группой. Командиры групп рассаживаются в классе с картами и навигационными приборами и приспособлениями для прокладки маршрута движения своей команды на день. При этом все команды должны пройти определенное количество маршрутов заданной протяженности и сложности. Наиболее сложные маршруты предстоит преодолеть командам спецопераций морской пехоты. Это связано с необходимостью повышения уровня их профессиональной подготовки в ориентировании в горах.
Группы выходят из лагеря рано утром и двигаются по местности, окруженной со всех сторон горами. Периодически они останавливаются и в учебных целях определяют по карте точку своего стояния в данный момент. Маршруты команд спецопераций проходят на высоте, превышающей 3000 метров над уровнем моря.
На следующий день личный состав роты на классных занятиях обучается правилам использования вьючных животных в горах. Здесь курсанты получают базовые знания, касающиеся здоровья мулов, правил ухода и безопасности при обращении с животными, а также правил подготовки животных к размещению на них грузовых вьюков. «Мулы, используемые нами в учебном центре, намного сильнее и здоровее тех, что встречаются в Афганистане. Наши мулы практически идеально приспособлены для транспортировки тяжелых грузов в сложных горных условиях», – рассказывает сержант Чад Жиль, инструктор учебного центра.
Инструктор ставит обучаемым различные учебные задачи по упаковке грузов и подготовке их для размещения на животном. При этом для подготовки каждого вида груза существует своя техника упаковки и размещения вьюка на спине животного. Мулы упрямы, но могут подняться в горы практически везде, где может пройти морской пехотинец, подняв при этом довольно большой груз. Курсанты также учатся ухаживать за животными, как на привале, так и во время длительного марша в горах.
По завершении курса подготовки личный состав роты получает более широкое представление о том, как преодолевать крутые подъемы в горах, в суровых условиях и в холодную погоду. Это должно помочь им в решении сложных задач в Афганистане.
Парашютная подготовка
Чтобы улучшить свои практические навыки, бойцы 2-го батальона специальных операций морской пехоты 3 апреля прошли программу парашютной подготовки в Неваде, которая включала в себя обычную программу парашютной подготовки и программу затяжных прыжков с парашютом.
Первый день занятий в Неваде команды спецопераций морской пехоты посвящен оттачиванию возможностей вывода группы в тыл противника путем выброски с парашютом и задержки раскрытия парашюта. Члены команды военных парашютистов перед прыжком с парашютом рано утром выстраиваются вдоль линии старта для подготовки своих многофункциональных парашютных систем к прыжку. Упражнения включают в себя как совершение обычных прыжков с парашютом, так и совершение затяжных прыжков с парашютом с оружием и снаряжением.
Основная разница в этих прыжках состоит в высоте покидания самолета или вертолета, способе отделения и времени раскрытия парашюта. При совершении обычных прыжков парашют раскрывается принудительно и сразу после отделения от самолета или вертолета. При совершении прыжков с задержкой раскрытия парашютист после отделения свободно падает до заданной высоты и только потом раскрывает парашют.
Полученные на этих занятиях знания и навыки весьма важны для спецназовцев морской пехоты в целях успешного выполнения ими задач различной степени сложности. Для совершения прыжков с парашютом специально выбраны площадки приземления, в значительной степени похожие на те, что есть в Афганистане и где в скором будущем могут применяться подразделения MARSOC.
После совершения прыжков с парашютом в различных погодных условиях, с различных высот, а также в разное время суток программа парашютной подготовки завершается. Курс занятий дает морским пехотинцам и морякам роты устойчивые знания и навыки, необходимые при выполнении воздушно-десантных операций, понимание влияния местности, погоды и времени десантирования на успех операции.
В середине курса обучения командиры подразделений роты спецопераций 2-го батальона получают необходимые знания и навыки в осуществлении наведения авиации в бою или для поражения объекта. Каждая команда совершает длительные переходы, беря с собой приборы, позволяющие определять направление и силу ветра.
Полевые учения
Полевые учения морских пехотинцев и моряков основываются на том, что реально необходимо уметь солдату в бою. Личный состав команд должен научиться действовать в составе подразделения при изучении, поиске и уничтожении объекта. На пути к объекту бойцам предстоит преодолеть множество препятствий: пересеченную местность, вражеские засады и минно-взрывные заграждения. Сценарий учений разрабатывается командованием роты, а вооруженные гражданские профессионалы исполняют роль противника. Это необходимо, чтобы морские пехотинцы и матросы смогли полностью погрузиться в созданную «боевую» обстановку.
Учения позволяют командам спецопераций морской пехоты испытать на практике и усовершенствовать стандартные действия для успешного преодоления непредвиденных ситуаций.
Во время полевых учений команды имеют возможность отработать наведение на цель различных летательных аппаратов из состава авианосной группы, которые также тренируются в Неваде. Такие совместные учения добавляют реализма и позволяют авианаводчикам, находящимся в составе команд, отработать действия по эвакуации команды и практически использовать специальную аппаратуру. Они также помогают личному составу команд отработать и воочию убедиться в эффективности авиаподдержки. Местность и природные условия пустыни Невада схожи с Афганистаном.
Когда курс полевой выучки завершается, личный состав команд пишет отчет о проделанной работе. Это позволяет командам оценить качество упражнений и занятий и их действия в различных ситуациях. Для бойцов важно анализировать их собственные и групповые представления до начала курса и после него.
Первое применение
Личный состав командования спецопераций морской пехоты осуществляет подготовку контртеррористического подразделения Доминиканской Республики. В марте 2009 года американский и доминиканский спецназ антитеррора приняли участие в совместном учении, которое проводится в рамках учебной программы южного командования спецопераций «Fused response» («Сплоченный ответ»). Цель учения – улучшить взаимодействие спецподразделений этих стран при проведении спецопераций против террористов и наркоторговцев.
До начала учений морские пехотинцы США из командования спецопераций провели в Доминикане несколько месяцев, обучая различным тактическим приемам своих подопечных, отрабатывая большое количество вариантов развития событий при проведении спецоперации. В ходе тренировок отрабатывались различные способы проникновения на объект, где находятся террористы, включая высадку из вертолета прямо на крышу здания.
Американские инструкторы предъявляют к своим подопечным очень высокие и жесткие требования, постоянно заставляя их доводить до совершенства отрабатываемые элементы захвата объекта.
На занятиях применяются различные способы и приспособления для обучения. Например, имитационные боеприпасы и боеприпасы, оставляющие красящий след на обмундировании при попадании. Инструкторы добиваются от обучаемых устойчивых навыков проведения контртеррористических операций на уровне мышечной памяти, многократно повторяя один и тот же прием и доводя его выполнение до автоматизма.
16 марта 2009 года руководящий состав южного командования и регионального командования спецопераций поздравил участников учения с успешным его завершением. Однако учеба на этом не окончилась. Как сказал один из офицеров доминиканского спецназа: «Угрозы существуют постоянно. Мало того, ежедневно возникают новые. Поэтому мы, как лучшее спецподразделение в стране, должны быть готовы к борьбе с этими угрозами, исходящими от террористов и наркодельцов. Я уверен, что эти тренировки позволят нам успешно справиться с ними».
/Сергей Козлов, Евгений Гройсман, bratishka.ru/