Танк является главной ударной силой сухопутных войск, поэтому их потеря болезненна для любой армии мира. Основные боевые танки слишком дорогой вид техники для того чтобы уничтожать поврежденные машины или бросать их на поле боя. Понимая это, для эвакуации данного вида боевой техники были созданы специальные машины – БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина).
Современные БРЭМ предназначены для эвакуации с поля боя поврежденных и застрявших танков, БМП, БТР, САУ и других единиц техники, в том числе и под огнем вероятного противника. Помимо этого БРЭМ в состоянии проводить необходимое техническое обслуживание и ремонт техники в полевых условиях.
Сегодня бронированные ремонтно-эвакуационные машины играют достаточно важную роль в боевом применении механизированных подразделений и обладают необходимым набором дополнительного оборудования. Часто такого рода машины оснащаются грузоподъемным устройством, тяговыми лебедками, сварочным оборудование и т.д. Для самообороны на них обычно устанавливаются крупнокалиберные или обычные пулеметы. Вершиной эволюции БРЭМ на сегодняшний день являются машины, построенные на базе ОБТ.
Американская тяжелая БРЭМ HERCULES
Для выполнения наиболее сложных и тяжелых работ американская армия все еще полагается на своего модернизированного ветерана БРЭМ M88A2 HERCULES. HERCULES расшифровывается как Heavy Equipment Recovery Combat Utility Lift and Evacuation System – система для эвакуации и ремонта тяжелой боевой техники общего назначения. Данная машина была разработана компанией Bowen-McLaughlin-York (BMY) еще в конце 1950-х годов. В последствие данную компанию приобрела английская корпорация BAE Systems. В 1977 году на свет появилась модернизация M88A1, а версия M88A2 начала разрабатываться в 1991 году.
Американская тяжелая БРЭМ HERCULES
Все они базируются на оригинальной версии машины, построенной на базе танков M48 и M60 PATTON. На версии M88A2 HERCULES мощность лебедки удалось увеличить на 55%, а возможности по подъему грузов были увеличены на 40%. При этом экипаж машины удалось сократить с 4 до 3 человек. В настоящее время гусеничная БРЭМ M88A2 является единственным средством в американской армии, которое в состоянии самостоятельно эвакуировать с поля боя основной американский боевой танк «Абрамс».
Полная масса БРЭМ составляет 63,5 тонны. При этом машина оснащается дизельным двигателем AVDS 1790-8CR мощностью в 1050 л.с., который позволяет ей буксировать тяжелую военную технику массой до 70 тонн, в частности танки M1A1, M1A2 или Leopard, а также другие тяжелые боевые машины, например мостоукладчики. Максимальная скорость M88A2 составляет 40 км/ч, запас хода – 322 км.
На данный момент компания BAE Systems получила от вооруженных сил США в рамках программы Hercules заказов на общую сумму в 1,4 млрд. долларов. На 2011 год армии США было передано 394 БРЭМ M88A2 HERCULES при общей потребности в 607 машин данного класса. На вооружение корпуса морской пехоты США поступили 75 единиц подобной боевой техники.
Польские БРЭМ WZT-3 и WZT-4
Если же говорить о чемпионах по экспорту, то речь можно вести о польской БРЭМ WZT-3, которая построена на базе ОБТ PT-91, который в свою очередь является адаптацией советского танка Т-72М1, производящегося в Польше по лицензии. В настоящее время основным заказчиком БРЭМ WZT-3 выступает Индия, которая 17 января 2012 года заключила с Польшей контракт на поставку 204 ремонтно-эвакуационных машин данного класса. Стоимость данной сделки составила 275 млн. долларов. БРЭМ WZT-3 пополнят без малого 350 подобных машин, которые Индия приобрела у Польши по контракту еще от 1999 года. Все эти машины предназначены для обслуживания индийского парка танков Т-72 и Т-90.
Заключение данной сделки может свидетельствовать об углублении и расширении индийско-польского военно-промышленного сотрудничества. Это касается, в том числе, и работ по созданию новой БРЭМ на базе индийского танка ARJUN. Если же говорить о Польше, то в настоящее время эта страна представляет на рынке две тяжелых БРЭМ построенных на базе танка PT-91 и PT-91M (WZT-3 и новейшая WZT-4 соответственно).
БРЭМ WZT-4 обладает массой в 45 тонн, экипаж машины состоит из 4-х человек. Данная ремонтно-эвакуационная машина представляет собой значительную модернизацию предыдущей версии. Данная БРЭМ управляется при помощи рулевого колеса, а мощность силовой установки была доведена до 1000 л.с. На WZT-4 установлена автоматическая трансмиссия, которая в сочетании с новым мощным двигателем позволяет машине разгоняться до 65 км/ч при движении по шоссе. Для упрощения работы кран был установлен на противоположной стороне от выхлопного коллектора.
Машина оснащается мощной гидравлической лебедкой, которая в состоянии создать тяговое усилие 300 кН (30 т) с одним тросом, но с полиспастом она может тянуть с силой до 90 тонн (для сравнения у WZT-3 максимальное тяговое усилие 84 тонны). Длина троса в лебедке составляет 200 метров.
Помимо этого машина оснащается вспомогательной лебедкой с тяговым усилием в 20 кН, а также тросом длиной в 400 метров. Минимальная стрела вылета крана составляет 5,8 метра, максимальная – 8 метров. Кран в состоянии поднимать до 20 тонн груза и может вращаться на 360 градусов. Последним компонентом нового оборудования данной БРЭМ стал бульдозерный отвал, имеющий ширину в 3605 мм.
Также машина оснащается вспомогательной силовой установкой мощностью в 16,1 кВт, которая используется для работы системы кондиционирования воздуха и выработки электроэнергии. Помимо всего прочего на машине установлены: 2 радио-приемопередатчика, оптико-электрические и инфракрасные сенсоры, комбинирования GPS/инерциальная навигационная система, 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, дымовые гранаты, система защиты от ОМП и система пожаротушения.
Немецкая БРЭМ BUFFALO
Немецкая БРЭМ BUFFALO, как нетрудно догадаться, построена на базе очень успешного во всем мире основного боевого танка LEOPARD 2. БРЭМ Bergepanzer 3 Büffel/Buffalo или BPz 3 по немецкой классификации была создана по заказу вооруженных сил Германии и Нидерландов. Данная машина предназначена для эвакуации с поля боя поврежденных и застрявших танков и другой боевой техники, а также выполнения разного рода ремонтных работ в полевых условиях. Сегодня данная БРЭМ находится на вооружении 8 государств мира.
В комплектацию БРЭМ BUFFALO входит лебедка, гидравлический кран и бульдозерный отвал. Благодаря наличию на борту гидравлического подъемного крана данная БРЭМ может без особых проблем заменить на танке «Леопард 2» целиком башню или моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Комбинированный бульдозерный отвал, установленный на данной ремонтно-эвакуационной машине, имеет стабилизацию лезвий.
Масса БРЭМ BUFFALO составляет 54,3 тонны. Благодаря мощному 12-цилиндровому дизельному двигателю мощностью в 1500 л.с. машина в состоянии разгоняться до 68 км/ч при движении по шоссе, запас хода составляет порядка 400 км. Угол работы, установленного на машине крана составляет 270 градусов, а его грузоподъемность составляет 30 тонн. Максимальное усилие основной лебедки составляет 700 кН при помощи блока-ролика, вспомогательной лебедки 6,5 кН. Максимальная длина стальных тросов диаметром 33 и 7-мм соответственно составляет 180 и 280 метров.
Английская БРЭМ СARRV
В настоящее время единственной боевой машиной базирующейся на шасси танка «Челенджер-1» и остающейся на вооружении армии Великобритании является бронированная ремонтно-эвакуационная машина CARRV – Challenger Armoured Repair and Recovery Vehicle. Начиная с 1990 года, в английские части было поставлено 74 подобных бронемашины. Данная БРЭМ своим двигателем, ходовой частью, нижней частью корпуса и рядом агрегатов и систем полностью повторяет ОБТ «Челленджер-1».
Экипаж данной БРЭМ составляют 3 человека: механик-водитель, командир и радиооператор, дополнительно возможна перевозка еще 2-х человек. На крыше корпуса машины смонтирована специальная командирская башенка. На башенке имеется дистанционно-управляемый 7,62-мм пулемет, дневной (с 1- и 10-кратным увеличением) и ночной (с 1- и 6 кратным увеличением) прицелы, а также 9 неподвижных приборов наблюдения. МТС расположено в кормовой части машин и отделено от боевого отделения специальной противопожарной перегородкой.
На БРЭМ СARRV используются те же основной и вспомогательный двигатели, что и на танке «Челленджер-1». В передней части корпуса располагается 12, а в задней 8 дымовых гранатометов. Также на машине установлена система защиты от оружия массового поражения.
На БРЭМ CARRV имеется 2 гидравлических лебедки – основная с тяговым усилием в 510 кН (длина 9-мм стального троса 150 метров) и вспомогательная с усилием в 15 кН (длина 9-мм стального троса 300 метров). С левой стороны на крыше корпуса установлен гидравлический кран, имеющий телескопическую стрелу. Кран может вращаться на 360 градусов и рассчитан на подъем моторно-трансмиссионного блока танка «Челленджер».
Помимо этого ремонтно-эвакуационная машина оснащается бульдозерным отвалом, который установлен в передней ее части. Помимо транспортировки и замены силовых агрегатов ОБТ оборудование, установленное на БРЭМ CARRV, позволяет выполнять сварочные работы. На машине имеется комплект запасных частей и инструментов для ремонта танков в полевых условиях, а также установлен мощный воздушный компрессор. Данная БРЭМ в состоянии буксировать боевую технику массой до 68 тонн со скоростью в 30 км/ч.
/Сергей Юферев, topwar.ru/