Будущее Вооруженных Сил России закладывается сегодня

Что ждет армию и флот в ближайшей и среднесрочной перспективе? Будут ли вноситься коррективы в принятые ранее неоднозначные и сомнительные решения? Эти вопросы волнуют сейчас практически всех представителей офицерского корпуса и «оборонки». На часть из них 14 февраля в ходе научно-практической конференции «Военная безопасность России: ХХI век» ответил начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий Герасимов.

В последнее время существенно изменились подходы к применению военной силы при разрешении межгосударственных конфликтов. Основной акцент сейчас делается на политические, дипломатические, экономические и другие невоенные меры. Но они дают эффект только в увязке со сдерживающими действиями силового характера. Это означает, что Вооруженные Силы помимо своего прямого предназначения все больше становятся политическим инструментом для достижения государствами собственных национальных интересов в мирное время.

В ожидании глобальных вызовов

Наличие у России Вооруженных Сил, отвечающих современным требованиям, является важнейшим условием существования страны. Поэтому проблемы их строительства и развития – объект пристального внимания со стороны военно-политического руководства государства. Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что ее развитие в отдельных регионах приобретает неустойчивый характер.

Будущее Вооруженных Сил России закладывается сегодня

В среднесрочной перспективе до 2020 года следует ожидать расширения спектра глобальных вызовов и угроз, вызванных результатами формирования многополярной системы мироустройства. Сегодня становится нормой практика применения стратегии односторонних действий с нарушением международного права. Это дискредитирует существующую систему обеспечения безопасности в мире и стимулирует нарастание конфликтного потенциала в ряде регионов. Разрастаются масштабы международной террористической деятельности. Все это способствует эскалации существующих и возникновению новых вооруженных конфликтов, в которые может быть втянута и Российская Федерация.

На период до 2030 года уровень существующих и потенциальных военных опасностей для России в значительной степени способен повыситься. Он определяется борьбой ведущих государств за топливно-энергетические и трудовые ресурсы, рынки сбыта товаров и жизненные пространства. Для обеспечения доступа к ним активно будет задействоваться и оборонный потенциал.

Одновременно с трансформацией подхода к применению военной силы изменилось содержание форм и способов ведения вооруженной борьбы. Происходит переориентация от всеобщей ядерной и обычной войны на военные действия регионального и локального масштаба. Современные войны все больше носят коалиционный, блоковый характер, требуют объединения усилий и ресурсов всех союзных государств, четкой координации действий с распределением военно-политических и стратегических задач.

Возросла роль невоенных способов достижения военно-политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли военные средства. Они дополняются силовыми мерами скрытого характера, в том числе мероприятиями информационного противоборства, действиями сил специальных операций с использованием протестного потенциала населения.

В вооруженной борьбе центр военных действий перемещается с традиционных театров войны – суши и моря в воздушную, космическую и информационную сферу. По сути, в настоящий момент осуществляется превращение пространства войны из трехмерного в четырехмерное. Это подтверждается событиями и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке.

Решающим фактором становится оперативность управления. Активно развиваются положения концепции так называемой сетецентрической войны. Происходит переход от строго вертикальных к глобальным сетевым автоматизированным системам управления. Единое информационное пространство интегрируется в перспективные средства разведки, управления, наведения, огневого поражения и радиоэлектронного подавления. В реальном масштабе времени обеспечиваются получение и обработка данных об обстановке и необходимое боевое воздействие на противника. Повышается зависимость хода и исхода войны от использования в военном деле высоких технологий.

Основой военной мощи становятся роботизированные разведывательные ударные системы.
Расширяется арсенал оружия на новых физических принципах и нелетального действия.
Всё больше задач решается силами специальных операций.

Возрастает значение и других асимметричных и непрямых действий. Они могут выражаться в политической изоляции, проведении экономических санкций, блокаде морских, воздушных и наземных путей сообщения, устрашении силой, а также в вводе международного миротворческого контингента под предлогом защиты прав человека и гуманитарных операций. Особое место в системе непрямых действий будут занимать информационные и специальные операции и акции.

Возрастает значение постконфликтного регулирования. Как показывает опыт военных действий в Ираке, Афганистане и Ливии, этот период является наиболее сложным, длительным и затратным. Проведение операций и разрешение проблем после окончания боевых действий становится невозможным без участия военно-гражданского компонента. С его помощью решаются разведывательные задачи, гуманитарные вопросы, ведутся восстановительные работы, поддерживается общественный порядок, воссоздаются лояльные местные органы власти.

Можно констатировать, что вооруженные конфликты на ближайшую перспективу будут характеризоваться:
— скоротечностью;
— глобальным поражением стратегически важных объектов средствами высокоточного оружия;
— широким применением сил кибернетических и специальных операций;
— высокоманевренными действиями войск.

Изменения в характере вооруженной борьбы оказывают непосредственное влияние и определяют направление строительства и развития армий ведущих иностранных государств. Наблюдается общая тенденция сокращения численности личного состава и вооружений при одновременном повышении боевого потенциала войск за счет оптимизации органов управления, совершенствования организационно-штатной структуры боевых формирований, форм и способов их применения, а также оснащения качественно новыми системами высокоточного оружия, увязанного с системами разведки и управления, надежными системами связи и передачи данных. При этом сохраняются высокая готовность и потенциал ядерных сил.

Читайте также  Инженерно-разведывательная машина «ЖУК»
Неизбежный курс реформ

Выводы из прогноза военно-политической обстановки, тенденций развития вооруженной борьбы и вооруженных сил иностранных государств легли в основу подхода к определению направлений строительства ВС России на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При их разработке учитывалось также нынешнее состояние Вооруженных Сил и вероятные сценарии развития социально-экономической и демографической ситуации в стране.

На основе этих данных военно-политическим руководством государства в 2008 году приняты решения о проведении кардинальных преобразований в армии и на флоте, подготовлена вся нормативно-правовая база реформирования ВС РФ. Президент Российской Федерации 29 декабря 2008 года подписал указ, установивший штатную численность Вооруженных Сил один миллион военнослужащих и определивший их боевой состав.

Кроме того, были утверждены Концепция строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2020 года, План строительства и развития Вооруженных Сил на 2011–2015 годы и Государственная программа вооружения на 2011–2020 годы. Эти документы определили цели, задачи и основные направления совершенствования Российской армии, конкретные взаимоувязанные по срокам и ресурсному обеспечению мероприятия, реализация которых в том числе позволит увеличить долю современных образцов вооружения и военной техники (ВВТ) к 2015 году на 30%, к 2020-му году – до 70–100%.

В результате к исходу 2012 года в ВС РФ выполнены следующие мероприятия:
— разделены оперативные и административные функции управления;
— созданы межвидовые группировки войск и сил на стратегических направлениях;
— управления военных округов наделены статусом стратегического межвидового органа военного управления. На них возложена вся полнота ответственности за обеспечение военной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации в установленных границах;
— в войска начаты серийные поставки новых образцов ВВТ, их доля за это время увеличилась с 6 до 16 процентов;
— принято решение по доведению численности военнослужащих рядового и сержантского состава по контракту к 2017 году до 425 тысяч (по 50 тысяч в год);
— проведен ряд стратегических учений и маневров, таких как «Запад-2009», «Восток-2010», «Центр-2011», «Кавказ-2012», в ходе которых апробированы возможности межвидовых группировок войск на стратегических направлениях, в военных действиях различного масштаба.

В то же время существует ряд моментов, которые до конца не удалось воплотить в жизнь. Они известны. По каждому из этих вопросов проведен тщательный анализ и приняты соответствующие решения, а также развернута работа по их реализации.

Наука побеждать

В настоящее время Министерством обороны России определяются и научно обосновываются единые подходы в теории и практике строительства и применения Вооруженных Сил в современных условиях. В этих целях создается перспективный военно-научный комплекс, который будет структурирован с учетом следующих направлений.

Академическая наука предназначена для фундаментальных исследований в различных областях с целью реализации их результатов в процессе военного строительства. Военная наука разделена на три основных уровня:

— первый – системо-образующие научно-исследовательские организации (НИО), решающие стратегические надвидовые задачи совершенствования ВС РФ;
— второй – межвидовые НИО, осуществляющие комплексные межвидовые исследования;
— третий – межвидовые НИО со специфическими задачами комплексных исследований в области специальных видов обеспечения Вооруженных Сил, а также осуществляющие практическую деятельность в интересах соответствующих органов военного управления.

Прикладная и практическая наука обеспечивает проведение испытаний образцов ВВТ, научное сопровождение в ходе их эксплуатации, модернизации и утилизации. Под руководством заместителя министра обороны генерал-полковника Олега Остапенко формируется целый блок подразделений по перспективным оборонным и научно-исследовательским разработкам, включая управление инновационных технологий и робототехники. Весь военно-научный потенциал подключается к выработке и обоснованию направлений дальнейшего развития Российской армии.

В результате военная наука должна дать ответ на вопросы: какие Вооруженные Силы должны быть на рубеже 2020–2030-х годов, какова их структура, какое они должны иметь вооружение, какому виду и роду войск отдать приоритет, в каких формах и способах применять войска и силы? Все это должно быть проработано с учетом развития военно-политической обстановки, изменившей содержание вооруженных конфликтов, роль государственных и негосударственных структур в их разрешении. Наработанные подходы будут закреплены в законодательстве и новых уставных документах.

Ближайшие перспективы

Сегодня развитие ВС РФ осуществляется в соответствии с уточненным планом их строительства на период 2011–2015 годов. В качестве первоочередной задачи решаются вопросы оснащения войск современным и перспективным вооружением. Приоритет по-прежнему отдается стратегическим ядерным силам (СЯС) для поддержания их готовности, обеспечения стратегического ядерного сдерживания. Идет процесс их переоснащения на современные ракетные комплексы стратегического назначения «Тополь-М» и РС-24 «Ярс».

Продолжится оснащение Вооруженных Сил перспективными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения, модернизированными самолетами Ту-160 и Ту-95МС. В Войска воздушно-космической обороны поступят космические системы различного назначения.

Будут наращиваться возможности системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Для этого введена в строй радиолокационная станция в Лехтуси, поставлены на опытно-боевое дежурство аналогичные комплексы в Армавире и Калининградской области. В этом году будут проведены испытания новой радиолокационной станции в районе Иркутска.

Читайте также  Как профинансируют Армию и МВД?

В Военно-воздушные силы поступят большие серийные партии фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34, многофункциональных истребителей Су-35С, боевых вертолетов Ми-28М и Ка-52, военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и Ил-476. А в соединения противовоздушной обороны – зенитные ракетные системы С-400, другие перспективные ЗРС.

Военно-морской флот будет оснащаться новыми многоцелевыми надводными кораблями дальней морской зоны (фрегаты) и ближней морской зоны (корветы), большими подводными лодками.

Таким образом, за счет реализации Государственной программы вооружения доля современных и перспективных вооружений и военной техники к 2015 году будет доведена до 30%.

Для расширения масштабов миротворческой и гуманитарной деятельности мы создадим соответствующие структуры управления и увеличим количество специально подготовленных подразделений. Они будут укомплектовываться исключительно контрактниками.

На новый качественный уровень планируется вывести систему подготовки войск. В этом году намечено проведение совместного стратегического учения «Запад-2013», на котором планируется отработать вопросы обеспечения безопасности союзного государства.

С 2014 года предусматривается создать учебные центры Сухопутных войск (СВ), Воздушно-десантных войск (ВДВ) и береговых войск ВМФ нового поколения. Они обеспечат подготовку личного состава от батальона до бригады, а также органов управления к боевым действиям в любом регионе. В обучении будут использоваться тренажеры и лазерные имитаторы стрельбы и поражения.

Что дальше?

В дальнейшем на основе прогноза военно-политической обстановки и анализа состояния Вооруженных Сил предусматривается разработать и утвердить новый План обороны Российской Федерации на период 2016–2020 годов, Государственную программу вооружения на 2016–2025 годы, План строительства и развития Вооруженных Сил на 2016–2020 годы. В соответствии с ними будет осуществляться дальнейшее развитие ВС РФ до 2020 года.

В этот период намечено завершить создание системы воздушно-космической обороны (ВКО). В целях защиты важных государственных и промышленных объектов, а также группировок войск планируется сформировать бригады ВКО, оснащенные мобильной зенитной ракетной системой С-500. Возможности по обеспечению противовоздушной обороной межвидовых группировок войск повысятся за счет формирования зенитных ракетных бригад, оснащенных комплексами ряда С-300В и «Бук-М3». Все ракетные бригады будут переоснащены на комплекс «Искандер».

Принципиальные изменения претерпит система управления. Завершатся развертывание Единой системы управления Вооруженных Сил и создание Единого разведывательно-информационного пространства.

В Сухопутные войска и ВДВ начнут поступать современные образцы бронетанковой техники, разработанные на базе унифицированных боевых платформ тяжелого класса («Армата»), среднего («Курганец») и легкого («Бумеранг»), а также новые системы реактивной и ствольной артиллерии с увеличенными дальностью и точностью поражения цели. На вооружение поступят беспилотные летательные аппараты различного назначения отечественного производства.

Для повышения мобильности войск особое внимание будет уделено наращиванию возможности группировки военно-транспортной авиации. Планируется закупить и модернизировать более 200 военно-транспортных самолетов. В итоге доля современных и перспективных образцов ВВТ к 2020 году увеличится до 70–100% по различным направлениям.

В подготовке войск мероприятия будут постепенно укрупняться. Основными станут стратегические учения с двумя военными округами. К ним подключатся все федеральные органы исполнительной власти, участвующие в обороне страны. Основной целью таких учений станет отработка вопросов обеспечения безопасности Российской Федерации различными методами, в том числе военными, политическими, дипломатическими и экономическими.

На дальнейшую перспективу до 2030 года, по нашим оценкам, воздушное и космическое пространство объединится в единую воздушно-космическую сферу применения перспективных средств поражения.

Еще одной сферой военных действий станет информационное пространство. При определении перспективной структуры Вооруженных Сил рассматриваются различные варианты комплексного и функционального решения задач вооруженной борьбы. В части системы вооружения в этот период предполагается создание качественно новых разведывательно-информационных систем, автоматизированных систем управления войсками и оружием, средств информационного противоборства, роботизированных боевых средств нового поколения, высокоточного оружия большой дальности.

Особая роль отводится освоению гиперзвуковых скоростей, повышению пространственных и временных показателей мобильности войск. Планируются создание боевых глубоководных морских систем нового поколения, развертывание в районах военно-морских баз роботизированных комплексов для выполнения противоминного обеспечения, а также мониторинга подводной среды.

Пора смотреть за горизонт

Все эти направления и прогнозы развития Вооруженных Сил прорабатываются в рамках выполнения комплексной научно-исследовательской работы. К ней привлечен научный потенциал Министерства обороны, Академии военных наук, а также Российской академии наук и других научных организаций государства.

В результате мы должны перейти на качественно новую систему анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозе национальной безопасности, определить, какие Вооруженные Силы мы должны иметь к 2030 и 2050 годам. А исходя из этого – чем они должны быть оснащены. И уже сейчас следует создавать необходимый научно-технический задел, который будет заложен в новой Государственной программе вооружения на 2016–2025 годы.

Будущее создается и закладывается сегодня. Надо стремиться к тому, чтобы теория строительства Вооруженных Сил максимально соответствовала перспективам развития характера войн и вооруженной борьбы.

/Олег Фаличев, vpk-news.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Поверхосный перечень выдающий желаемое за действительное, со стандартными мозгопудрилками которые ни к чему не обязывают и ни к чему не приведут. Пропаганда штабного уровня, самообман.

  2. Юрий, полковник в отставке, бывший начальник оперативного отдела армейского корпуса

    Снова общие фразы. Даже временные параметры направлений не стыкуются. Абсолютно ничего нового.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя