Исполнилось четверть века подписанному 8 декабря 1987 года в Вашингтоне Договору между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (РСМД), который вступил в силу летом 1988 года. Это стало значительным совместным достижением в укреплении стабильности, так как стороны уничтожали весьма эффективный и в то же время наиболее дестабилизирующий вид оружия, который фактически и подпитывал взаимное недоверие и гонку вооружений. Дальнейшие перспективы этого соглашения зависят от того, будет ли распространено его действие на другие страны.
Договор был назван знаковым как по своей цели – полному уничтожению целого класса ядерных вооружений двух стран, так и по новизне и масштабу предусмотренных в нем строгих мер контроля. Согласно соглашению стороны должны были ликвидировать в течение трех лет все имевшиеся баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, не производить и не испытывать их. Кроме того, они обязались уничтожить пусковые установки этих ракет и связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование.
Подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности «Пионер»
Впервые в практике ядерного разоружения была достигнута договоренность о юридическом оформлении механизма контроля соблюдения соглашения, которое предусматривало обмен информацией и проведение инспекций в местах размещения, ликвидации и производства в течение 13 лет, причем как на собственной территории, так и в пределах иностранных государств, в которых были развернуты эти ракеты.
К 1 июня 1991 года, то есть в предусмотренные договором сроки, были уничтожены все находившиеся на вооружении и на складах двух стран упомянутые ракетные средства. Советский Союз ликвидировал 1846 ракет и 825 пусковых установок для них, Соединенные Штаты – 846 и 318 соответственно. Эти данные показывают, что СССР фактически уничтожил более чем в два раза больше систем, нежели США. Были разрушены также связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование, районы развертывания, ракетные операционные базы и комплексы обеспечения.
Обязательства сторон
Россия как правопреемник Советского государства строго выполняет все обязательства, предусмотренные в Договоре о РСМД. Тем не менее, в российском экспертном сообществе содержание и значение этого соглашения оценивается далеко неоднозначно. Одни специалисты называют его историческим документом, ставшим первым шагом на пути к разборке завалов холодной войны и реальной ликвидации ракетно-ядерного арсенала обеими сторонами. При этом акцентируется внимание на том, что благодаря выполнению договора США вывели из Европы свои ракеты, имевшие короткое подлетное время к советским объектам, тем самым был серьезно снижен уровень военного противостояния между Советским Союзом и Соединенными Штатами не только в Европе, но и во всем мире.
Другие же обращают внимание на неравноправный характер соглашения для СССР, а теперь соответственно и для России. В нем, как считают они, Москва по явно спонтанному решению Михаила Горбачева взяла на себя обязательство ликвидировать не только весь соответствующий класс оружия, в том числе и размещенного в азиатской части страны, но и весьма эффективные оперативно-тактические ракеты СС-23 «Ока», имевшие дальность меньше 500 км и формально не подпадавшие под договор. Причем Советский Союз не получил по существу за это никакой компенсации от американцев.
Баллистическая ракета средней дальности «Першинг 2»
Более того, средства передового базирования США, дислоцированные в Европе, способные доставлять ядерное оружие, а также носители их союзников – Великобритании и Франции, не подлежали какому-либо ограничению. Такое решение, по оценке российских военных экспертов, сказалось негативно на военном потенциале СССР и его последствия до сих пор остро ощущаются в Вооруженных Силах России.
Недостатки
Серьезной недоработкой договора стало то, что он ограничивал деятельность в сфере этого класса ракетно-ядерных средств лишь двух государств – России и США, тогда как уже в то время некоторые страны имели или разрабатывали собственное подобное оружие. Если в тот момент указанный факт казался для советского и американского руководства не столь серьезным, то впоследствии данный недостаток стал обременительным для обеих держав.
Именно по этой причине в своей известной мюнхенской речи в феврале 2007 года президент России Владимир Путин высказал озабоченность по поводу неэффективности Договора о РСМД, а вслед за этим 12 октября того же года выдвинул предложение о придании глобального характера обязательствам, зафиксированным в данном соглашении. Вскоре идею российского президента поддержала и администрация Джорджа Буша-младшего.
Общая позиция Москвы и Вашингтона в пользу всеобъемлющего запрета на этот вид оружия, который, по их оценке, содействовал бы укреплению международного режима ракетно-ядерного нераспространения и международной безопасности, нашла отражение в совместном заявлении двух держав по указанному договору, распространенном в качестве официального документа на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и на Конференции по разоружению, а также в сочинской декларации президентов России и США о стратегических рамках российско-американских отношений от 6 апреля 2008 года.
Новые предложения
В российско-американском заявлении выражалась обеспокоенность двух стран распространением ракет средней и меньшей дальности. Складывается парадоксальная ситуация, говорилось в документе, когда все большее число стран овладевает технологиями производства таких ракетных систем, берет их на вооружение. В то же время договор, будучи бессрочным, ограничивает в своих действиях несколько государств, прежде всего Россию и США.
Мобильный ракетный комплекс малой дальности ОТР-23 «Ока»
Чтобы переломить эти тревожные тенденции, объективно ведущие к повышению международной напряженности, они призвали все заинтересованные страны обсудить возможность придания глобального характера этому важному режиму путем отказа от баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностями 500–5500 км. Такое соглашение, по мнению Москвы и Вашингтона, учитывало бы современные реалии, способствовало укреплению международного режима ракетно-ядерного нераспространения и повышению роли договора в качестве фактора укрепления международной безопасности и стратегической стабильности.
Из этого документа было ясно, что Договор о РСМД может оставаться в качестве важной основы обеспечения реального разоружения в мире. Москва и Вашингтон призвали все страны, прежде всего обладающие ракетным потенциалом, совместно подумать над дальнейшим укреплением режима этого соглашения.
Следующим важным шагом, предпринятым российской стороной по продвижению идеи универсальности РСМД, явилось распространение в феврале 2008 года на конференции по разоружению в Женеве элементов будущего документа. Основными составляющими такой универсальной международно-правовой договоренности, по мнению России, могли бы стать следующие обязательства государств – участников соглашения:
— не осуществлять лётных испытаний и не производить никаких РСМД, их ступеней и пусковых установок;
— ликвидировать к согласованному сроку все свои РСМД, их пусковые установки и связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование;
— установить правила «засчёта» и определения типа РСМД, их размещения и перемещения в процессе подготовки к уничтожению.
Также предлагалось разработать соответствующие процедуры ликвидации и проверки выполнения этих обязательств. Россия пригласила все страны к совместной работе над таким соглашением. В марте 2008 года президент Франции Николя Саркози по существу одобрил российско-американскую инициативу, предложив начать переговоры о запрещении ракет наземного базирования средней и меньшей дальности.
Наметившийся прогресс в ее уяснении позволил приступить по крайней мере к сугубо предварительному анализу аргументов и встречных идей в отношении дальнейшей участи договора.
Кто против?
Однако говорить о том, что российско-американское предложение по этому соглашению получило широкую поддержку в мире, пока еще рано. Число сомневающихся или настороженно относящихся к нему достаточно велико. Причем среди тех, кто по тем или иным причинам весьма сдержанно воспринял идею глобализации запрета РСМД, не только государства, уже обладающие таким оружием (Китай, Индия, Пакистан, Израиль, Иран, Саудовская Аравия, КНДР и некоторые другие), но и отдельные союзные США страны, включая Японию, Австралию и ряд европейских государств, не имеющих эти ракеты, но всерьез рассматривающих подобную альтернативу.
Их, судя по всему, устраивает нынешний статус договора, ограничивающего права иметь РСМД лишь для нынешних участников этого документа. В настоящее время таковыми, кроме России и США, стали Белоруссия, Казахстан и Украина.
Баллистическая ракета малой дальности «Першинг 1А»
В то же время никаких юридических препятствий к приобретению подобного оружия у других государств не существует. Именно по причине эгоистичного желания ряда из них сохранить за собой свободу рук в вопросе о РСМД не приходится ожидать быстрого продвижения по пути достижения универсального договора, хотя в принципе преимущества присоединения новых стран к этому механизму вполне очевидны. Ведь ликвидация всех таких ракет не только ослабила бы взаимные угрозы, но и упрочила бы региональную и международную безопасность, что положительно отразилось бы и на глобальной стабильности.
Открыто против универсального Договора о РСМД фактически ни одно из государств не выступает. Некоторые из них даже высказались за продолжение более глубокой проработки и неформального обсуждения российско-американского предложения либо в рамках широкой дискуссии, либо в контексте переговоров по региональной безопасности. В числе факторов, тормозящих осуществление этого проекта, однако, называют:
— недостаточный прогресс в выполнении ядерными державами своих обязательств по разоружению в этой сфере;
— отсутствие позитивных сдвигов в обеспечении соблюдения договора о нераспространении ядерного оружия Ираном и КНДР;
— затянувшееся невступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний;
— распространение ракет и ракетных технологий, расщепляющихся материалов и технологий, связанных с производством подобного оружия;
— отсутствие признаков возможного участия Китая в этом процессе.
Следует, кроме того, учитывать, что практические шаги по поиску решения данной проблемы могут начаться лишь в условиях скорейшего восстановления доверия в международных отношениях, подорванных односторонними силовыми акциями США и стран НАТО в ряде регионов мира, а также развертыванием глобальной американской ПРО вблизи российских границ и расширением Североатлантического альянса на Восток.
Все это свидетельствует о том, что реальное осуществление идеи универсализации Договора о РСМД будет нелегким делом и, скорее всего, займет достаточно продолжительное время. Это, разумеется, не должно останавливать настойчивую работу Москвы и Вашингтона в пользу материализации их предложения.
Более активное взаимодействие двух держав в урегулировании вопросов, представляющих взаимный интерес, открыло бы благоприятную перспективу и для выработки взаимоприемлемого решения проблемы введения глобального запрета ракет средней и меньшей дальности.
/Юрий Белобров, vpk-news.ru/