Комплекс начали разрабатывать 25.08.1960 в соответствии с Постановлением СМ СССР. Срок представления предложений по дальнейшим работам (с учетом стрельбовых испытаний экспериментальной партии образцов ракет) — III квартал 1962 года. Постановлением предусматривалась разработка легкого переносного зенитного ракетного комплекса, состоящего из двух частей весом не более 10-15 кг каждая.
Комплекс был предназначен для поражения воздушных целей, которые летят на высотах от 50-100 метров до 1-1,5 километров со скоростями до 250 м/с, на дальности до 2 тыс. м. Головной разработчик комплекса в целом и зенитной управляемой ракеты – ОКБ-16 ГКОТ (позднее было преобразовано в КБ точного машиностроения (КБТМ) Министерства оборонной промышленности). Данная организация в военные годы и первые послевоенные годы под руководством главного конструктора Нудельмана А.Э. добилась значительных успехов в области разработки зенитного корабельного и авиационного малокалиберного пушечного вооружения. К началу 1960-г гг. ОКБ уже закончила разработку сложного противотанкового комплекса оснащенного радиоуправляемой ракетой «Фаланга».
При разработке ЗРК «Стрела-1» (9К31), в отличие от других ракетных комплексов ближнего действия (таких как, американские «Ред Ай» и «Чапарел»), было принято решение использовать на ракете не инфракрасную (тепловую), а фотоконтрастную головку самонаведения. В те годы из-за низкого уровня чувствительности инфракрасных головок самонаведения не обеспечивалось выделение целей в передней полусфере, в связи с чем стрельбу по самолетам противника вели только «вдогон», главным образом, после выполнения ими боевых задач. В таких тактических условиях существовала большая вероятность уничтожения зенитных ракетных комплексов еще до пуска ими ракет. В то же время, применение фотоконтрастной головки самонаведения обеспечивало возможность уничтожения цели на встречном курсе.
Главной организацией-разработчиком оптической ГСН для зенитной управляемой ракеты было определено ЦКБ-589 ГКОТ, главным конструктором – Хрусталев В.А. Впоследствии ЦКБ-589 было преобразовано в ЦКБ «Геофизика» МОП, работы по головке самонаведения для управляемой ракеты «Стрела» возглавил Хорол Д.М. Уже в 1961 г. провели первые баллистические запуски ракет, к середине следующего года – телеметрические и программные пуски. Данные пуски подтвердили возможность создания комплекса, который в основном отвечает утвержденным требованиям Заказчика — Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны.
В соответствии с тем же Постановлением велась разработка и другого переносного зенитного ракетного комплекса – «Стрела-2». Габаритные показатели и масса данного ракетного комплекса были меньше, чем у ЗРК «Стрела-1». Первоначально разработка «Стрелы-1» в какой-то мере подстраховывала работу по «Стреле-2», которые были связаны с большей степенью технического риска. После решения принципиальных вопросов, связанных с разработкой ЗРК «Стрела-2», встал вопрос о дальнейшей участи комплекса «Стрела-1», который имел практически те же ЛТХ.
Для целесообразного использования ЗРК «Стрела-1» в войсках, руководство ГКОТ обратилось в Правительство и к Заказчику с предложением установить для данного ракетного комплекса более высокие требования по максимальной досягаемости по высоте (3,5 тыс. м) и дальности поражения (5 тыс. м), отказавшись от переносного исполнения ракетного комплекса, перейдя к размещению на автомобильном шасси. При этом предусматривалось увеличение массы ракеты до 25 кг (с 15 кг), диаметра – до 120 мм (со 100 мм), длины — до 1,8 м (с 1,25 м).
Заказчик к этому времени определился с концепцией боевого использования зенитных ракетных комплексов «Стрела-1» и «Стрела-2». Переносной комплекс «Стрела-2» используют в батальонном звене противовоздушной обороны, а самоходный ЗРК «Стрела-1» – в полковом звене ПВО, в дополнение к зенитной самохоке «Шилка», дальность стрельбы которой (2500 м) не обеспечивает поражение вертолетов и самолетов противника до рубежа запуска ими управляемых ракет по объектам и позициям танкового (мотострелкового) полка (от 4000 до 5000 м).
Таким образом, зенитный ракетный комплекс «Стрела-1», имеющий расширенную зону поражения, отлично вписывался в разрабатываемую систему войсковой противовоздушной обороны. В связи с этим соответствующие предложения промышленности поддержали.
Несколько позже в качестве базы для самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-1» использовалась бронированная разведывательная дорожная машина БРДМ-2. Предусматривалось, что зенитный ракетный комплекс, имеющий расширенные боевые возможности, представят для совместных испытаний в III квартале 1964 года. Но из-за трудностей с отработкой головки самонаведения работы затянулись до 1967 г.
Гос. испытания опытного образца ЗРК «Стрела-1» проводились в 1968 г. на Донгузском полигоне (руководитель полигона Финогенов М.И.) под руководством комиссии возглавляемой Андерсеном Ю.А. Комплекс приняли на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25.04.1968 г. Серийное производство боевой машины 9А31 зенитного ракетного комплекса «Стрела-1» наладили на Саратовском агрегатном заводе МОП, а ракет 9М31 — на Ковровском механическом заводе МОП.
ЗРК «Стрела-1» в составе взвода (4 боевые машины) входили в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею («Шилка» — «Стрела-1») танкового (мотострелкового) полка. Боевая машина 9А31 комплекса «Стрела-1» оснащалась ПУ с размешенными на ней 4 зенитными управляемыми ракетами, находящимися в транспортно-пусковых контейнерах, оптическими средствами прицеливания и обнаружения, аппаратурой пуска ракет и средствами связи.
Комплекс мог вести огонь по вертолетам и самолетам, летящим на высотах 50-3000 метров со скоростью до 220 м/с на догонном курсе и до 310 м/с на встречном курсе при курсовых параметрах до 3 тыс. м, а также по дрейфующим аэростатам и по зависшим вертолетам. Возможности фотоконтрастной головки самонаведения позволяли вести огонь лишь по визуально видимым целям, находящимся на фоне сплошной облачности или ясного неба, при углах между направлениями на солнце и на цель более 20 градусов и при угловом превышении линии визирования цели над видимым горизонтом более 2 градусов.
Зависимость от фоновой обстановки, метеоусловий и освещенности цели ограничивала боевое применение зенитного комплекса «Стрела-1». Но, среднестатистические оценки данной зависимости с учетом возможностей действий авиации противника, в основном, в тех же условиях, а в дальнейшем практическое использование ЗРК на учениях и во время военных конфликтов показали, что комплекс «Стрела-1» мог применяться довольно часто и эффективно (по военно-экономическим показателям).
Чтобы снизить стоимость и повысить надежность боевой машины наведение ПУ на цель осуществлялось за счет мускульных усилий оператора. При помощи системы рычажно-параллелограммных устройств оператор руками выводил связанные между собой пусковую раму с ракетами, грубый визир и объектив оптического визирного устройства на требуемый угол места (от -5 до +80 градусов), а ногами, при помощи коленных упоров соединенных с сидением, наводил пусковую установку по азимуту (при этом отталкивался от конуса, закрепленного на полу машины). Передняя стенка башни в секторе 60 градусов по азимуту выполнялась из пулестойкого прозрачного стекла. Пусковые установки в транспортном положении опускалась к крыше машины.
Стрельба в движении обеспечивалась почти полной естественной уравновешенностью качающейся части, а также благодаря совмещению центра тяжести пусковой установки с ракетами с точкой пересечения осей качания боевой машины, благодаря способности оператора отражать низкочастотные колебания корпуса.
В ЗУР 9М31 была реализована аэродинамическая схема «утка». Ракета наводилась на цель при помощи головки самонаведения по методу пропорциональной навигации. Головка самонаведения преобразовывала лучистый поток энергии от контрастной цели на фоне неба в электрический сигнал, который содержит данные об угле между линией визирования «ракета-цель» и осью координатора ГСН, а также об угловой скорости линии визирования. Чувствительными элементами в головке самонаведения служили неохлаждаемые сернисто-свинцовые фотосопротивления.
За головкой самонаведения последовательно размещались рулевой привод аэродинамических треугольных рулей, аппаратура системы управления, БЧ и оптический взрыватель. За ними располагался твердотопливный ракетный двигатель, на его хвостовом отсеке закреплялись трапециевидные крылья. На ракете применялся двухрежимный однокамерный ракетный твердотопливный двигатель. Ракета на стартовом участке разгонялась до скорости 420 м/с, которая на маршевом участке поддерживалась примерно постоянной.
Ракета по крену не стабилизировалась. Угловая скорость вращения относительно продольной оси ограничивалась использованием роллеронов — небольших рулей на хвостовом оперении (крыле), внутри которых были установленны диски, связанные с рулями. Гироскопический момент от дисков вращающихся на большой скорости разворачивал роллерон так, что креновое вращение ракеты затормаживалось возникающей аэродинамической силой.
Подобное устройство впервые было применено на ракете «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» американского производства и на К-13 – ее советской копии, запущенной в серийное производство одновременно с началом разработки ЗРК «Стрелы-1». Но на данных ракетах роллероны, имеющие по окружности небольшие лопатки, раскручивались задолго до запуска под воздействием воздушного потока, который обтекал самолет-носитель. Чтобы своевременно раскрутить роллероны зенитной управляемой ракеты конструкторы комплекса «Стрела-1» использовали простое и изящное устройство. На роллерон был намотан тросик, закрепленный на транспортном пусковом контейнере свободным концом. Роллероны при старте раскручивались тросиком по схеме, которая была аналогична используемой для запуска лодочных моторов.
Контактный магнитоэлектрический датчик при прямом попадании или неконтактный электронно-оптический датчик в случае пролета вблизи цели задействовали ПИМ (предохранительно-исполнительный механизм) на подрыв БЧ управляемой ракеты. При большом промахе ПИМ через 13-16 секунд из боевого положения выводился и не мог подорвать боевую часть. Зенитная управляемая ракета при падении на землю деформировалась, а не взрывалась, не нанося своим войскам значительного ущерба.
Диаметр ракеты составлял 120 мм, длина – 1,8 м, размах крыла — 360 мм. Ракета 9М31, наряду с ракетой комплекса «Стрела-2», была одной из первых отечественных зенитных управляемых ракет, которая хранилась, транспортировалась в транспортно-пусковом контейнере и запускалась непосредственно из него. К раме пусковой установки пыле-брызгозащитный ТПК 9Я23, предохранявший ракеты от механических повреждений, крепился при помощи бугелей.
Боевая работа зенитного ракетного комплекса «Стрела-1» осуществлялась следующим образом. При визуальном самостоятельном обнаружении цели или при получении целеуказания стрелок-оператор наводит пусковую установку с зенитными управляемыми ракетами на цель, используя оптический визир для повышения точности. Одновременно происходит включение питания борта первой управляемой ракеты (через 5 с – второй) и открываются крышки ТПК. Услышав звуковой сигнал о захвате головкой самонаведения цели и визуально оценив момент входа в зону пуска цели, оператор, нажав кнопки «Пуск», осуществляет старт ракеты. Во время движения ракеты по контейнеру срезается кабель электропитания управляемых ракет, при этом в ПИМ снималась первая ступень предохранения. Огонь велся по принципу «выстрелил и забыл».
Во время испытаний определили вероятности поражения одной управляемой ракетой при стрельбе навстречу цели, движущейся на высоте 50 м со скоростью 200 м/с. Они составляли:
— для бомбардировщика – 0,15..0,64,
— для истребителя – 0,1..0,6.
При увеличении высоты до 1 км и скорости до 300 м/с вероятности для бомбардировщика составили 0,15..0,52 и для истребителя – 0,1..0,42. Вероятность поражения целей, движущихся со скоростью 200 м/с при стрельбе вдогон составила от 0,52 до 0,65, а со скоростью 300 м/с – от 0,47 до 0,49.
В соответствии с рекомендациями Государственной комиссии по проведению испытаний с 1968 по 1970 гг. была проведена модернизация комплекса. В состав зенитного ракетного комплекса ввели пассивный радиопеленгатор, разработанный Ленинградским НИИ «Вектор» Минрадиопрома. Данный радиопеленгатор обеспечивал обнаружение цели с включенными бортовыми радиосредствами, ее сопровождение и ввод в поле зрения оптического визира. Также предусматривалась возможность целеуказания по информации с зенитного ракетного комплекса оснащенного пассивным радиопеленгатором другим комплексам «Стрела-1» упрощенной комплектации (не имеющим пеленгатора).
Благодаря усовершенствованию ракеты уменьшили ближнюю граница зоны поражения ЗРК, повысили точность самонаведения и вероятность поражения целей летящих на малых высотах. Также разработали контрольно-проверочную машину, которая позволяет контролировать работу боевых средств зенитного ракетного комплекса «Стрела-1» с учетом введенных при модернизации изменений.
Гос. испытания модернизированного ЗРК «Стрела-1М» были проведены на Донгузском полигоне в мае-июле 1969 года под руководством комиссии, возглавляемой Воропаевым В.Ф. На вооружение войск противовоздушной обороны сухопутных войск зенитный ракетный комплекс «Стрела-1М» приняли в декабре 1970 года.
По результатам испытаний ЗРК мог обеспечивать поражение вертолетов и самолетов, летящих на высотах 30-3500 м, со скоростью до 310 м/с, при курсовых параметрах до 3,5 км, и маневрирующих с перегрузками до 3 единиц на дальностях от 0,5…1,6 до 4,2 км.
В модернизированном комплексе, по сравнению с комплексом «Стрела-1», ближняя граница зоны была уменьшена на 400-600 метров, а нижняя зона — до 30 метров. Вероятность поражения неманеврирующей цели при равномерных фонах увеличилась и на высотах до 50 метров при скорости цели 200 м/с при стрельбе навстречу для бомбардировщика составляла 0,15-0,68 и для истребителя — 0,1-0,6. Эти показатели при скорости 300 м/с на высоте 1 км составили, 0,15-0,54 и 0,1-0,7 соответственно, а при стрельбе вдогон — 0,58-0,66 и 0,52-0,72.
Боевая работа зенитного ракетного комплекса «Стрела-1М» имела некоторые отличия от автономной работы ЗРК «Стрела-1». Все комплексы взвода на местности ориентировались в единой для зенитной ракетно-артиллерийской батареи «Стрела-1» — «Шилка» системе координат. Между машинами поддерживалась радиосвязь. Командир зенитного ракетного комплекса по звуковому и световому индикаторам кругового обзора осуществлял контроль за радиотехнической обстановкой в зоне действия радиопеленгатора.
При появлении звуковых и световых сигналов командир оценивал госпринадлежность цели. После принятия решения о принадлежности обнаруженного сигнала к РЛС самолета противника, командир, используя внутреннюю связь, сообщал командиру батареи, оператору своей машины и остальным боевым машинам взвода направление на цель. Командиром батареи осуществлялось целераспределение между машинами взводов ЗСУ и ЗРК. Оператор, получив данные о цели, включал систему точного пеленгования, разворачивал ПУ на цель.
Убедившись в принадлежности полученного сигнала к средствам противника, при помощи синхронных сигналов в шлемофоне и на световом индикаторе сопровождал цель до ее попадания в поле оптического визира. После этого оператор наводил на цель ПУ с ракетами. Затем аппаратура пуска переводилась в режим «Автомат». Оператор, при подходе целей к зоне пуска, включал кнопку «Борт» и подавал напряжение на борт управляемой ракеты. Производился пуск ракеты.
Предусмотренные в ЗРК режимы работы «Вперед»-«Назад» давали возможность оператору в зависимости от положения относительно комплекса цели, ее скорости и типа осуществлять стрельбу вдогон или навстречу. Так, например, при запусках вдогон по всем типам целей, и при пусках навстречу по малоскоростным целям (вертолетам) задавался режим «Назад».
Батареей управлял начальник противовоздушной обороны полка через автоматизированные ПУ – ПУ-12 (ПУ-12М) – которые имелись у него и командира батареи. Распоряжения, команды, а также данные целеуказания на комплексы «Стрела-1» от ПУ-12(М), который являлся батарейным командирским пунктом, передавались по каналам связи, образованным при помощи радиостанций, имевшихся на данных средствах управления и поражения.
ЗРК «Стрела-1» и «Стрела-1М» экспортировались из СССР в другие страны достаточно широко. ЗРК поставлялись в Югославию, в страны-участницы Варшавского договора, в Азию (Вьетнам, Индию, Ирак, Северный Йемен, Сирию), Африку (Анголу, Алжир, Бенин, Гвинею, Египет, Гвинею-Биссау, Мадагаскар, Ливию, Мали, Мозамбик, Мавританию) и Латинскую Америку (Никарагуа, Кубу). Используясь этими государствами, комплексы многократно подтверждали простоту своей эксплуатации и достаточно высокую эффективность во время учебных стрельб и военных конфликтов.
Впервые зенитные ракетные комплексы «Стрела-1» были использованы в 1982 году в боевых действиях в Южном Ливане в долине Бекаа. В декабре следующего года этими комплексами были сбиты американские самолеты А-7Е и А-6Е. Несколько ЗРК «Стрела-1» в 1983 году были захвачены на юге Анголы южно-африканскими интервентами.
Основные характеристики ЗРК типа «Стрела-1»:
Наименование: «Стрела-1″/»Стрела- 1М»;
Зона поражения:
— по дальности – 1..4,2 км/0,5..4,2 км;
— по высоте – 0,05..3 км/0,03.. 3,5 км;
— по параметру — до 3 км/до 3,5 км;
Вероятность поражения одной управляемой ракетой истребителя — 0,1..0,6/0,1..0,7;
Максимальная скорость поражаемой цели навстречу/вдогон – 310/220 м/с;
Время реакции – 8,5 с;
Скорость полета управляемой ракеты – 420 м/с;
Масса ракеты — 30 кг/ 30,5 кг;
Масса боевой части – 3 кг;
Число зенитных управляемых ракет на боевой машине – 4;
Год принятия на вооружение – 1968/1970.
/По материалам topwar.ru/