Ударный беспилотник X-47B

Когда на испытательных полигонах Запада идет успешная демонстрация новейших ударных беспилотных технологий, в российском Министерстве обороны уровень безнаказанного воровства зашкаливает уже за миллиардные отметки. Парадоксально, но факт: чем больше уровень воровства в военном ведомстве и оборонно-промышленном комплексе России, тем больше в головах у некоторых представителей военно-промышленного руководства страны оптимизма и решимости «догнать и перегнать Америку» в прорывных областях науки и техники, кардинальным образом влияющих на развитие новейших военных технологий.

Конец текущего года сложился весьма удачно для ВМС США и компании «Нортроп Грумман». В программе создания палубного беспилотного разведывательно-ударного авиационного комплекса (РУАК) UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike) отработаны очередные этапы, приближающие разработчиков к началу в 2013 году летных испытаний демонстраторов этой системы на авианосце.

Для этого создаются два опытных образца (AV-1 и AV-2) беспилотного летательного аппарата (БЛА) X-47B, разработанных «Нортроп Грумман» и представляющих на сегодня наиболее продвинутые опытные беспилотные платформы, служащие прообразом тех перспективных РУАК, которые через 10 лет могут появиться в составах палубных авиационных групп, базирующихся на атомных авианосцах американских военно-морских сил.

Новый дрон для Пентагона

В середине 90-х годов Пентагон начал работать над концепцией БЛА, предназначенного в основном для выполнения боевых задач. ВВС и ВМС США приступили к реализации двух отдельных программ создания демонстраторов ударных дронов типа UCAV (Unmanned Aerial Combat Vehicle). Для военно-воздушных сил компания «Боинг» разрабатывала демонстратор X-45, а для военно-морского флота эта программа имела обозначение UCAV-N (Unmanned Aerial Combat Vehicle – Navy), в рамках которой «Нортроп Грумман» и «Боинг» работали по двум отдельным конкурирующим проектам – X-47 «Пегас» и X-46 соответственно.

Ударный беспилотник X-47B

Однако в июне 2003 года американское оборонное ведомство приняло решение об объединении двух концепций для ВВС и ВМС в одну программу J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air System) под руководством управления перспективных исследований Минобороны DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Цель такого слияния и трансформации проводимых работ заключалась в необходимости создания универсальной наступательной системы, в которой авиационный и наземный компоненты были бы адаптированы под выполнение специальных боевых задач.

Затем в декабре 2004 года DARPA получило указание передать управление всеми ресурсами программы J-UCAS в ВВС США. Однако все перестановки и трансформации не дали положительного результата, и это направление было закрыто в 2006 году. К тому времени расходы по программе на проведение НИОКР превысили 1,45 миллиарда долларов, сделав ее одной из самых дорогостоящих в области беспилотной техники, когда-либо реализованных Пентагоном.

Однако ВМС не отказались от идеи внедрить в составы своих и без того мощных корабельных авиационных групп летательные аппараты нового типа и в мае 2010 года сделали для ведущих корпораций американского ОПК запрос на информацию по палубному БЛА UCAV, получившему затем название UCLASS. Идея, занимавшая головы военно-морских стратегов США, заключалась в следующем. Потребовался малозаметный разведывательно-ударный комплекс, способный к концу 2018 года действовать совместно с пилотируемыми палубными самолетами в составе корабельной авиационной группы авианосца.

Предполагаемый РУАК в составе четырех – шести БЛА должен автономно действовать с авианосцами типа CVN-68 «Нимитц» и CVN-78 «Джеральд Форд», находиться в воздухе без дозаправки 11–14 часов, а также иметь возможность пополнять запасы топлива от самолетов-заправщиков по системам «шланг-конус» или «заправочная штанга-топливоприемник».

Важной отличительной особенностью системы UCLASS стало ее предназначение для действий в хорошо защищаемом средствами ПВО воздушном пространстве, а значит, БЛА должен был иметь малый уровень радиолокационной заметности по аналогии с палубным вариантом истребителя пятого поколения F-35C.

Ударный беспилотник X-47B

Контракты на проработку данной концепции ВМС выдали компаниям «Дженерал Атомикс Аэронаутикал Системз», «Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман». Но сейчас нас больше интересует концепция X-47B, предложенная «Нортроп Грумман», поскольку два ее демонстратора построены, летают и готовятся к испытательным полетам на атомном авианосце «Гарри Труман». Компания получила от ВМС контракт на изготовление модели ударной беспилотной авиационной системы UCAS-D (Unmanned Combat Aircraft System Demonstrator) еще в августе 2007 года. В рамках реализуемой программы разработки и летных испытаний двух демонстраторов X-47B с габаритами истребителя будет получен необходимый опыт, который планируется использовать в последующей конкурсной программе по созданию для ВМС США палубного беспилотного РУАК UCLASS.

Вариант X-47B является усовершенствованным вариантом аппарата X-47A UCAV-N, выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка», имеет длину 11 метров и размах крыла 18,9 метра. Увеличение размаха крыла в сочетании с турбореактивным двигателем F100-220U компании «Пратт энд Уитни» позволяет модели находиться в воздухе 9 часов и обеспечивает дальность полета 2960 км. Консоли треугольного крыла аппарата выполнены складывающимися, что уменьшает его габариты и обеспечивает базирование на авианосце.

Морской вариант

Первый успешный полет X-47B выполнил в феврале 2011 года в Летно-испытательном центре имени Драйдена на базе ВВС США «Эдвардс» (штат Калифорния) и затем в июне 2012-го был переброшен на авиационную станцию ВМС Патаксент-Ривер (штат Мэриленд) для проведения следующего этапа испытаний.

Спустя месяц, 29 июля там же был осуществлен второй полет. Как сообщило командование авиационных систем военно-морских сил, демонстратор БЛА взлетел с аэродрома и находился в воздухе 35 минут, была достигнута высота 2300 метров и скорость 330 км/ч.

Этот полет над Чесапикским заливом открыл программу летных испытаний X-47B, в которых должна быть подтверждена совместимость модели со штатными летными процедурами на палубе и его взлетно-посадочным оборудованием. Воздушное пространство здесь позволяет разработчикам БЛА проводить испытательные полеты без каких-либо ограничений до момента переноса летной программы на борт авианосца в 2013 году.

Один из испытательных комплексов на авиационной станции имитирует условия авианесущего корабля и позволяет разработчикам убедиться в готовности БЛА к испытаниям на море, в частности проверить возможность взлета с помощью катапульты и точных заходов на посадку и приземление с применением аэрофинишера до момента проведения реальных испытаний на палубе.

Читайте также  Беспилотный авиационный комплекс «Орион»

В конце ноября текущего года на Патаксент-Ривере был проведен первый запуск X-47B с помощью береговой наземной паровой катапульты, после чего аппарат выполнил испытательный полет над Чесапикским заливом. Полетным заданием предусматривалось выполнение нескольких маневров, имитирующих программу полета БЛА при посадке на палубу авианосца по требуемой глиссаде.

По словам Дарела Мартиса, директора летных испытаний демонстратора UCAS-D в компании «Нортроп Грумман», подобный запуск – очень важный этап в программе испытаний, поскольку была продемонстрирована возможность точного управления аппаратом с помощью беспроводного ручного пульта управления CDU (Control Display Unit), который будет играть важную роль в будущих операциях с X-47B на корабле. В числе этих операций – рулежка БЛА, его перемещение к палубной катапульте и сцепка с ней, отцепка от аэрофинишера после посадки и быстрый выход с посадочной палубы.

Объединенная группа специалистов ВМС и компании-разработчика «Нортроп Грумман» продолжит наземные полеты в течение следующих нескольких недель до начала морских испытаний второго демонстратора БЛА X-47B на борту атомного авианосца CVN-75 «Гарри Труман». Эти работы будут проводиться до конца года, а в 2013-м планируется начать полеты с палубы, продолжив их в 2014 году летными испытаниями по осуществлению автономной заправки X-47B в воздухе по программе AAR (Autonomous Air Refueling) с применением заправочной штанги и конуса.

Ударный беспилотник X-47B

В ходе выполнения этой программы будут последовательно отработаны технологии, необходимые для последующего создания малозаметного беспилотного РУАК палубного базирования. К 2020 году ВМС планируют начать эксплуатацию на авианосце первой эскадрильи разведывательно-ударных БЛА, имеющих габариты палубного истребителя.

На начальном этапе декабрьских палубных испытаний демонстратора X-47B намечено проверить совместимость аппарата со штатными операциями, проводимыми с базирующейся на авианосце авиационной группой. Для этого на корабле установлено соответствующее оборудование и программное обеспечение. В соответствии с программой командования авиационных систем ВМС США БЛА будет выполнять различные рулежки на палубе авианосца, а также другие операции.

Летные демонстрационные испытания X-47B, запланированные на 2013 год, предусматривают выполнение демонстратором UCAS-D взлетов и посадок на палубу авианосца, нахождение аппарата в воздушном пространстве, контролируемом службой управления воздушным движением корабля, а также проведение других штатных операций с этой моделью.

В рамках программы UCAS-D планируется проверить к 2013 году возможность автономного малозаметного демонстратора X-47B безопасно действовать с авианосца, включая взлет и посадку, после чего в 2014-м будет проведена его автономная дозаправка топливом в воздухе.

В преддверии морских испытаний разработчики проверили управление аппаратом на палубе корабля с применением беспроводного ручного дисплейного устройства CDU (Control Display Unit), которое позволит операторам осуществлять маневрирование БЛА на авианосце посредством дистанционного управления. Работы были проведены в начале ноября на авиационной станции ВМС США Патаксент-Ривер и продемонстрировали возможность безопасного маневрирования аппарата на палубе, заполненной другими летательными аппаратами, при беспроводном управлении. Программой испытаний предусматривалось управление тягой двигателя БЛА, выполнение наземных рулежок, выход аппарата к катапульте и соединение с ней, а также перемещение беспилотника в имитируемой посадочной зоне после завершения посадки.

Палубный оператор X-47B будет работать в тандеме с руководителем летной палубы авианосца при выполнении операций по изменению его местоположения на корабле с применением устройства CDU. Руководитель полетов будет применять традиционные команды, отдаваемые рукой, чтобы показывать, как аппарат может двигаться по палубе. Оператор с устройством управления планирует находиться за руководителем полетов и использовать CDU для дублирования ручных команд и их передачу на БЛА в цифровой форме по беспроводной линии связи.

Ударный беспилотник X-47B

Успешно ведется отработка и других задач, которые должен выполнять в воздухе X-47B. В частности, проведена серия летных испытаний по демонстрации технологии, способной помочь увеличить дальность и продолжительность полета перспективных ударных БЛА палубного базирования при выполнении разведывательных или ударных операций.

В этих испытаниях демонстрировались возможности созданных аппаратных и программных средств, способных помочь X-47B выполнить автономную дозаправку в воздухе AAR (Autonomous Aerial Refueling) в 2014 году.

Как сообщила компания «Нортроп Грумман», в ходе летных испытаний по программе AAR функции ударного БЛА X-47B выполнял его имитатор – самолет «Лирджет» компании «Калспан». В качестве заправщика применялось воздушное судно K707 компании «Омега Эйр Рифьюэлинг». Демонстрировались возможности заправки двумя методами, применяемыми ВМС и ВВС США. В первом случае это была система «шланг-конус», а во втором – прием топлива от других аппаратов с применением топливной штанги. В испытаниях передача топлива в воздухе между летательными аппаратами не осуществлялась.

На «Лирджет» были установлены функциональные эквиваленты навигационной системы, процессор системы управления полетом и система обзора в передней полусфере, которые X-47B будет использовать при проведении заправочных операций в воздухе. На воздушном судне не было заправочной горловины или штангоприемника. K707 был практически идентичным самолету ВВС США KC-135 и оснащен заправочным конусом.

При каждой тренировке дозаправки в воздухе имитатор БЛА «Лирджет» выводился на удаление примерно 1,6 километра от заправщика. Затем летчик передавал управление самолетом бортовому процессору от X-47B, обеспечивающему автономное управление полетом и контролирующему самолет-имитатор при проведении испытания.

В ходе штатной операции «заправки» оператор на борту K707 или руководитель полета на земле выдавал команды «Лирджету» при прохождении каждой основной позиции при дозаправке в воздухе: наблюдение перед заправкой за крылом танкера, положение контакта за танкером при дозаправке, положение после заправки.

На борту X-47B будет применяться гибридная спутниково-визуальная навигационная система в сочетании с автономной системой управления полетом, что позволит определить и точно выдерживать дистанцию между заправщиком и заправляемым аппаратом. «Нортроп Грумман» и ВМС планируют провести дополнительные испытания по программе AAR с применением тех же самолетов, когда будут готовы отработанные в летных испытаниях аппаратные и программные средства X-47B.

Читайте также  Мини и микро беспилотные летательные аппараты
Европейский аналог

Реализация программы создания ударных БЛА в США находится под пристальным вниманием ведущих европейских аэрокосмических компаний. Никто в Европе не желает, чтобы Соединенные Штаты ушли в длительный отрыв по созданию новейших технологий, которые будут востребованы в будущих военных конфликтах. В настоящее время оборонная промышленность Франции и Германии пытается воспрепятствовать закупке американских ударных БЛА MQ-9 «Риппер» (Reaper) компании «Дженерал Атомикс» (General Atomics).

Эти две европейские страны рассматривают вопрос о совместном приобретении партии этой модели для дальнейшего совместного применения. Однако те имеющиеся средства, которые предназначены для закупки американских беспилотников, по всей вероятности, могут быть изъяты из программы финансирования разработки европейского дрона, что поставит ее в сложное положение. Чтобы продемонстрировать правительствам своих стран готовность аналогичных технологий в области боевой беспилотной техники, а также оказать определенное давление на военно-политическое руководство Франции и Германии, 1 декабря 2012 года на французском испытательном полигоне Истр был проведен давно ожидаемый первый полет демонстратора европейского ударного БЛА «Нейрон».

Европейский ударный БПЛА «Нейрон»

Головной контрактант по этой программе – французская самолетостроительная фирма «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation), а также группа компаний-субподрядчиков из пяти европейских государств надеются, что первый полет «Нейрона» послужит своеобразным катализатором и заставит правительства стран – участников проекта объединить усилия и координировать свои действия в области разработки собственного беспилотного аппарата. Первым шагом в этом направлении могло бы быть решение о постройке новой модели – «Нейрон-2», которая имела бы более продвинутую конфигурацию и позволила проводить интенсивные войсковые испытания возможностей перспективного ударного БЛА.

В дополнение к программе «Нейрон» компания «Дассо Авиасьон» совместно с британской «БАЕ Системз» (BAE Systems) будет исследовать возможность создания перспективного англо-французского боевого БЛА, а также средневысотного беспилотника большой продолжительности полета типа MALE (Medium-Altitude Long-Endurance).

БЛА «Нейрон» выполнил первый полет продолжительностью 25 минут, в котором была проведена оценка следующих основных этапов:
— автоматическая рулежка аппарата по взлетно-посадочной полосе,
— удерживание его на середине полосы,
— взлет, заход на посадку и приземление,
— пробег по полосе на большой скорости,
— выполнение в воздухе различных разворотов,
— набор высоты и пологое пикирование.

Испытания проводились в диапазоне возможных летных режимов, причем скорость аппарата достигала 277 км/ч, а высота – 610 метров.

Теперь модель планируют передать в Центр электроники систем вооружения (Centre de l’Electronique de l’Armement) Генеральной делегации по вооружениям Франции DGA для проведения четырехмесячных исследований ее демаскирующих признаков в различных диапазонах электромагнитного спектра (радиолокационных, инфракрасных, ультрафиолетовых, оптических и др.) в специальной безэховой камере. После завершения этих работ БЛА будет возвращен в Истр, где в апреле 2013 года начнется программа его летных испытаний, которые в середине 2014-го завершатся сбросом управляемых бомб из внутреннего отсека вооружения.

Бомбометание в имитируемом боевом сценарии намечено производить по наземной цели, обнаруженной, опознанной и захваченной на сопровождение оптико-электронным и инфракрасным бортовыми датчиками беспилотника. Аппарат готовят к испытаниям не только во Франции, но и в Швеции и Италии, причем каждый раз на полигонах измерят уровень его заметности в различных диапазонах электромагнитного спектра при работе национальных средств ПВО и других систем вооружения. В общей сложности в ходе летных испытаний БЛА «Нейрон» выполнит около ста полетов, каждый из которых по продолжительности будет не менее часа.

Европейский ударный БПЛА «Нейрон»

Программа создания демонстратора технологий ударного БЛА «Нейрон» объявлена в 2003 году, а соответствующий контракт стоимостью около 400 млн. евро выдан в конце 2005-го. Примерно половина этой суммы пришлась на Францию («Дассо Авиасьон» и «Талес»), в то время как остальные средства были распределены между другими участниками программы: Грецией (компания HAI), Италией («Аления Аэрмакки»), Швецией (СААБ), Испанией (EADS-CASA), Швейцарией (RUAG).

Контроль за выполнением программы возложен на Генеральную дирекцию по вооружениям Франции DGA, головным контрактантом является «Дассо Авиасьон», заключающая субконтракты напрямую со своими промышленными партнерами. Организация работ не предусматривает дублирования, законтрактованные работы рассчитаны на применение только тех ноу-хау, которые уже имеются в научно-технических заделах участников программы, а не на перспективные разработки. Такой подход, как отмечают эксперты, принципиально новый для европейских совместных программ и обеспечивает финансовую и технологическую дисциплину при реализации проекта.

В отличие от большинства других БЛА, уже находящихся в эксплуатации, «Нейрон» не является дистанционно-управляемым аппаратом, а выполняет заранее запрограммированное задание без ввода каких-либо дополнительных команд с земли. Роль наземного оператора сводится к наблюдению за ходом полета и подтверждению каждого успешного этапа, хотя при необходимости он может осуществить вход в командный контур и взять управление на себя.

Полностью автономный полет БЛА рассматривается участниками проекта как наиболее оптимальный в боевых условиях, поскольку это позволит боевому беспилотнику выполнить поставленную задачу даже в том случае, когда командная линия передачи данных будет выведена из строя интенсивными помехами. В случае применения дистанционно-управляемых летательных аппаратов типа RPV (Remotely-Piloted Vehicle) они программируются на отвесное пикирование и разрушение при ударе о землю в случае выхода из строя канала управления полетом.

Масса «Нейрона»: сухая – 5 т, полезной нагрузки – 2 т (топливо и вооружение) и максимальная взлетная – 7 тонн. Аппарат может находиться в воздухе около 3 часов, выполняя полет при скорости, соответствующей числу М=0,8, на высотах до 3000 метров.

Что касается уровня заметности БЛА, то официальные представители «Дассо Авиасьон» сравнили ее со стрелой, отметив при этом, что величина эффективной поверхности рассеяния будет исследоваться при различных ракурсах в течение следующих 18 месяцев испытаний.

/Николай Новичков, главный редактор агентства АРМС-ТАСС, vpk-news.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя