Минобороны забраковало корабль-«невидимку» из-за пушки

Передача Военно-морскому флоту России двух новейших кораблей — корвета-«невидимки» «Бойкий» и малого артиллерийского корабля «Махачкала», как запланировано в рамках гособоронзаказа, отложена на неопределенный срок. В главкомате ВМФ «Известиям» сообщили, что причиной стал срыв поставок новой 100-миллиметровой скорострельной артсистемы А-190 «Универсал».

Минобороны забраковало корабль-«невидимку» из-за пушки

«Их строят в Санкт-Петербурге на «Северной верфи» и на заводе «Алмаз». Обещали передать до конца этого года. Сейчас «Бойкий» проходит ходовые испытания на заводе, но без пушки, с голой палубой и пустым местом крепления. Какие же это испытания?» — заявил офицер главкомата.

Он добавил, что производитель пушки — КБ «Арсенал» имени Фрунзе в Санкт-Петербурге — постоянно задерживает заказы. При том что артустановка разработана ЦНИИ «Буревестник» еще в начале 2000-х годов, выпускается она как в обычном варианте, так и по «стелс»-технологии. Моряки говорят, что «Универсал» вовсе не универсален и на корветах стараются реже из него стрелять.

«Заявленная производителем скорострельность 80 выстрелов в минуту не проверялась. Если включать штатный режим, то после третьего-четвертого выстрела пушку заклинит: либо гильзу перекосит, либо подъемные механизмы разболтаются. Там проблемы с системой заряжания. Каждый раз новый дефект. Поэтому стреляем только одиночными. Система плохо спроектирована и еще хуже изготовлена на заводе», — заявил один из офицеров флота.

Артсистемы А-190 «Универсал» плохо проявили себя и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar. По словам представителя Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), знакомого с ситуацией, индийцы не раз высказывали претензии «Рособоронэкспорту», потому что тоже не рискуют вести огонь на максимальной скорострельности. «В прошлом году ОСК, Минпромторг и военно-промышленная комиссия приняли решение подключить к производству пушек ЦНИИ «Буревестник». Со следующего года все заказы «Арсенала» переданы «Буревестнику». Раньше система стоила 300–400 млн. рублей, сейчас обходится в полтора-два раза дешевле», — сообщили в ОСК.

Читайте также  Возвращение надводных рейдеров. Возможно ли оно?

В самом КБ «Арсенал» признают срывы производства, но не считают, что это только их вина. Представитель КБ Константин Ватильев заявил «Известиям», что основные проблемы — в опытно-конструкторских работах (ОКР). «После госиспытаний в 2001 году артсистема досталась нам сырой и нестабильной. То стреляет, то нет. ОКР выполнили неправильно, поэтому в ходе серийного производства постоянно приходилось вносить изменения в конструкторскую документацию десятками и сотнями. А задержки оттого, что мы не выпускаем изделия с территории завода до тех пор, пока они не будут нормально стрелять. За десять лет мы устранили большую часть недостатков ОКР», — сказал Ватильев.

Он выразил удивление решением перенести производство на «Буревестник» именно сейчас, когда многие проблемы решены «Арсеналом». Злосчастная артсистема была создана в начале 1990-х годов на базе надежной 76-миллиметровой установки А-176.

По мнению независимого военного эксперта Дмитрия Болтенкова, одного из авторов книги «Новая армия России»,  выход «Бойкого» и «Махачкалы» на морские испытания без вооружений — это обычное явление для отечественного и иностранного кораблестроения. «Первый эсминец проекта 956 «Современный» вышел в море вообще без половины вооружения, за что получил прозвище «Голубь мира». Потом все доделали и поставили. Корабельные вооружения все-таки очень специфичны, отличаются особой сложностью конструкции», — сказал Болтенков.

Он говорит, что, несмотря на проблемы, артустановка А-190 очень нужна флоту, так как позволяет с большой точностью поражать надводные и наземные цели, практически гарантированно уничтожая их большим весом залпа.

Артустановка А-190 «Универсал» весит 15 т, стреляет 100-миллиметровыми снарядами на 21 км со скоростью 80 выстрелов в минуту. Ствол может подниматься на 85 градусов вверх и опускаться на 15 вниз. Размещается на кораблях водоизмещением свыше 500 т, в том числе на фрегатах, корветах и патрульных кораблях.

Читайте также  Балтфлот заказал фрегат для борьбы с подлодками

/Алексей Михайлов, izvestia.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Удивительно, что вообще что-то строится для и для ВМФ и для гражданки Ведь не далее 20ти лет назад Бориска Ельцин и его кодло орало, что России вообще никакие корабли не нужны и кораблестроительные заводы были уничтожены вместе с опытными кадрами. А согласно тов. Сталина: «Кадры решают всё!» Уж он-то в таких вопросах разбирался. Как артиллеристу запаса мне грустно, что артсистема А-190 не надёжна (по данной информации). Но довести её могут только специалисты-конструкторы. Никакие журналисты-паразиты и госдумовцы-крикуны до требуемого качества любую технику не доведут. Кстати: а определены ли чёткие требования к А-190?
    И опять: 20 лет назад все средства массовой информации буквально слюной брызгали, что инженеры и технологи России не нужны. Так чего же требовать теперь от изготовителей артсистем и кораблестроителей вообще?
    Насчёт атомных ледоколов: что будет хоть один мощностью в 100мВт это замечательно. Но одного такой мощности наверняка не хватит. Надо как минимум два, с тем чтобы можно было протащить через пролив Вилькицкого и далее насквоь через всю Восточную Арктику караван судов (конечно ледокольного типа) в любую лютую зиму.
    Авианосцы надо проектировать самим, французы как кораблестроители — дерьмо, хотя и в целофане.
    Срок службы на флоте надо увеличивать до трёх лет: слишком сложна техника, а её надо осваивать до автоматизма.
    Панин В.В. 24.09.13г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя