Уже много лет для самообороны нам предлагают травматическое оружие. За все время его существования менялись требования, менялись характеристики, что делало те или иные модели наиболее популярными среди потребителей, однако мало кто поспорит с тем, что за все время пистолеты под единым именем «ОСА» имели общенародную любовь и привязанность покупателей.
Конечно, оружие не совсем обычной конструкции имеет своих поклонников и тех, кто его на дух не переносит, естественно, оно не лишено своих плюсов и минусов, однако, как показывает практика, это оружие уже узнаваемо нападающими и его боятся, а значит оно эффективно. В данной серии статей предлагаю пробежаться по всем моделям, которые некогда существовали и существуют, проследить за развитием оружия, узнать положительные и отрицательные качества той или иной модели, а так же познакомиться с боеприпасами для этих пистолетов.
К сожалению, уместить все в одной статье не представляется возможным, так как получится очень длинный текст, а говорить обо всем в двух-трех словах тоже не хочется, потому разобьем материал на несколько статей, в которых в хронологическом порядке будут описаны как сами травматические пистолеты семейства «ОСА», так и боеприпасы, которые в них используются.
Начнем с образца, который был первым и очень сильно отличался от своих последующих собратьев, хотя именно он задал узнаваемый облик этого оружия, речь идет о модели ПБ-4. По сути, травматический пистолет «ОСА» ПБ-4 можно назвать первым отечественным травматическим пистолетом, кроме того, он был очень оригинальной конструкции, в которой механику частично заменила электроника.
Появилось это оружие в 1998 году и сразу же зарекомендовало себя как достаточно эффективное и относительно надежное средство защиты, о том, почему относительно, поговорим чуть ниже. Основной «фишкой» данного образца стало то, что в нем применялась достаточно оригинальная схема воспламенения инициирующего заряда, которая работала не за счет деформации от удара по капсюлю, а за счет прохождения электрического тока через вольфрамовую нить и, как следствие, ее возгорания.
Разумеется, что все в детстве били лампочки от фонарика и наблюдали, как в кислородной среде происходило сгорании спирали, однако даже этот детский, наглядный опыт не добавлял людям доверия к новому оружию, что существенно сказывалось на распространении этого образца. И если бы не энтузиасты, которые с восторгом восприняли новую идею, то не исключено, что и не было бы продолжения развития этого оружия, а сам пистолет просто перестали бы производить.
Попробуем более подробно разобраться, как именно работает данный образец, и выделить основные положительные и отрицательные качества этого оружия, в том числе и как средства защиты.
По своей конструкции травматический пистолет ПБ-4 представляет собой оружие, в котором гильза боеприпаса является стволом, отсюда и название пистолета ПБ – пистолет бесствольный. Патроны размещаются в откидывающейся вниз кассете, которая имеет 4 каморы для установки боеприпасов. Интересной особенностью оружия является то, что боеприпасы могут быть заряжены как в раскрытую кассету, так и в закрытую, то есть с обеих сторон камор.
Контакт гильзы с самим оружием для проведения электрического тока происходит за счет того, что к ее корпусу прилегает подпружиненный держатель, а в донце гильзы упирается еще один подпружиненный контакт. Именно через эти элементы подается электрический ток на боеприпасы для воспламенения инициирующего состава. Источником питания пистолета является МИГ или магнитно-импульсный генератор, о котором поговорим более подробно.
Данное устройство представляет собой завальцованный цилиндр из легкого сплава с кнопкой закрытой резиновым колпачком. Внутри располагается магнит, обмотка и подвижный сердечник, который и является как раз кнопкой всего этого счастья. В результате нажатия на кнопку/сдвига сердечника на концах обмотки можно «словить» небольшой ток, который, проходя по электронной схеме, воспламеняет вольфрамовую проволочку внутри гильзы, от которой происходит возгорание инициирующего состава.
Этот принцип работы оружия сохранился в большинстве моделей травматических пистолетов «ОСА», однако первый пистолет существенно отличался по принципу коммутации источника питания и боеприпасов. Дело в том, что за последовательную подачу напряжения на каждый из патронов отвечал механический переключатель, а не электронная схема как в последующем. Сложно сказать, насколько данное отличие было положительным или отрицательным, но я лично склоняюсь к тому, что электроника в данном случае более приемлема.
Так как механический переключатель обладает рядом негативных характеристик, таких как возможность окисления контактов и просто износ (что в данном случае не так критично), то все это было наглядно проявлено в этом оружии самообороны, которое, по логике, должно всегда находиться вместе со своим владельцем. А значит повышенная влажность, конденсат от перепада температур и так далее постепенно делали оружие не самым надежным.
Именно по этой причине от механического переключателя решили отказаться, заменив его электроникой, хотя не совсем понятно, почему нельзя было просто установить герметичный переключатель, но не будем трогать эту тему. Вернемся лучше к МИГу, так как именно с этим элементом связано большинство нелепых историй и баек, которые касаются непроизвольных выстрелов из травматического пистолета «ОСА» ПБ-4.
По какой-то неведомой причине в народ пошли истории, которые объясняли самопроизвольные выстрелы оружия в результате прохождения человека под высоковольтной линией, в трамваях, электричках и так далее. Отдельные личности даже начали носить свое оружие, завернутое в фольгу, во избежание срабатывания магнитно-импульсного генератора от электромагнитных полей, реальных и выдуманных.
На самом же деле причина была вовсе не в МИГе, а в беспечном ношении оружия в кармане вместе с ключами, зажигалками и прочими посторонними предметами, с которыми вероятность случайного нажатия на спусковую клавишу многократно возрастала.
Дело в том, что травматический пистолет «ОСА» ПБ-4 не имел предохранителя, даже просто в виде обычного переключателя, который бы разрывал цепь между источником питания и патронами. Единственное что защищало от случайного выстрела это относительно тугой ход спусковой клавиши, а так же то, что выстрел не происходил до ее полного выжимания.
Раз уж заговорили о народных сказаниях об этом оружии, то нелишним будет так же отметить и то, что оружие «сведущие» люди рекомендовали беречь от воды, во избежание непроизвольного выстрела, напрочь забывая о том, что питался пистолет не от химического элемента питания. Да и электропроводность воды, которая могла попасть в оружие, была явно недостаточной, хотя она и не была дистиллированной. Вот так вот мир полнился слухами, которые снижали продажи этого травматического пистолета.
Однако помимо слухов и выдумок у оружия были действительно реальные проблемы. Помимо возможности выхода из строя механического переключателя и случайных нажатий на спусковую клавишу, с течением времени травматический пистолет «ОСА» мог отказать в самый неподходящий момент, из-за того, что магнитно-импульсный генератор пистолета, как выражались в народе «сел». Происходило это из-за того, что с течением долгого времени (очень долгого) времени хранения оружия, магнит в МИГ терял свои свойства, соответственно на выходе из генератора напряжение было уже недостаточным для воспламенения вольфрамовой проволочки в патроне.
К слову, происходило это не так уж и быстро, так что тот человек, который следил за своим оружием мог заметить это неприятное явление заранее, а не в тот момент, когда возникала ситуация требующая применения оружия. Исправлялось это путем замены магнита, что можно было сделать самостоятельно, либо же отдав оружие в ремонт.
Отдельной проблемой было так же и окисление контактов, которые прилегали к патронам в кассете. Кстати по этому поводу была отдельная народная байка, что вместо магнитно-импульсного генератора в оружии установлен пьезоэлемент, соответственно окись на контактах не проблема, так как разряд его пробивал.
Но так как мы знаем, что никаким пьезоэлементом там и не пахло, то, соответственно, окисление этих контактов есть большая проблема. Лечится она, как и большинство болезней спиртом. В крайнем случае, периодическим открыванием и закрыванием кассеты с боеприпасами, что нарушает целостность оксидной пленки, а соответственно обеспечивает нормальный контакт между схемой пистолета и боеприпасами. Так что периодическое открывание-закрывание кассеты входит в обслуживание оружия.
Помимо всех описанных выше отличий данного пистолета от более поздних моделей травматических пистолетов семейства «ОСА» у пистолета ПБ-4 имеется так же и еще одна особенность, которая с первого взгляда помогает определить, что это за оружие. Дело в том, что даже на момент появления данного пистолета было два типа боеприпасов и чтобы было возможным определить какой патрон из какой каморы выстрелит, в рукоятке пистолета имеется маленькое окошко, в котором показан номер каморы. Именно оно и является основной внешней отличительной особенностью оружия.
Естественно, что только один пистолет создать было недостаточно, для него еще нужны были и патроны. На данный момент существует огромное разнообразие боеприпасов 18х45 от самых различных производителей, на момент же выхода оружия на рынок было всего два типа патронов и только от одного производителя. Так патроны были только травматические и светозвуковые.
Первый вид патронов имел пулю с металлическим сердечником, который был обтянут резиной. Светозвуковой патрон был снаряжен просто пиротехническим составом, который обеспечивал яркую вспышку при выстреле и достаточно громкий хлопок. Капсюлем данного патрона был запрессованный инициирующий состав в котором от центрального вывода тянулось две вольфрамовые проволочки, ведущие к металлической гильзе. При прохождении электрического тока через них они воспламеняли инициирующий состав, от чего происходило возгорание пороха, что вело к выстрелу. Примечательно то, что сама длинная гильза патрона служила стволом.
Вокруг этих боеприпасов так же ходила масса рассуждений, препятствующих их широкому распространению. Так многие утверждали, что при неаккуратной транспортировке вероятен обрыв вольфрамовых нитей, а значит, патрон становится бесполезным. Но обрыва не может произойти, даже если долго и упорно трясти патроны, так как вольфрамовые нити защищены инициирующим составом. Так единственным вариантом, когда они могут оказаться оборванными может быть только тот, когда их оборвали еще в процессе производства.
Куда более реальной проблемой была стабилизация пули в полете. Дело в том, что в момент выстрела, пуля, проходя по гладкой гильзе, не начинает вращаться как в нарезном оружии, для ее стабилизации в полете в задней ее части предусмотрен хвостовик. Так вот его иногда было недостаточно, а это значило, что пуля ложилась в цель боком, что значительно сокращало ее эффективность при попадании.
Тем не менее, первые патроны были достаточно мощными, дульная или вернее сказать, гильзовая энергия достигала 120 Джоулей, что в сумме с весом пули, равным 8,35 грамма, было вполне достаточно для уверенного поражения противника даже в зимней одежде. Впрочем, счастье было недолгим и в скором времени патроны стали значительно слабее.
Несмотря на то, что патроны 18х45 внешне кажутся идеальными для переделки под стрельбу твердыми пулями, осуществить это не так просто. В гильзе патрон обжат за хвостовик так называемым газогенератором, что делает затруднительным извлечение пули из патрона без повреждения инициирующего состава. Конечно, народные умельцы научились модернизировать данные боеприпасы, однако массового применения этих патронов с увеличенными пороховыми зарядами или твердыми пулями никогда не наблюдалось.
На этом закончим первую статью о травматических пистолетах семейства «ОСА» и патронах к ним. Как можно заметить, основные параметры оружия были заложены еще в первой модели и первых боеприпасах, а вот как это развивалось и что представляют из себя современные варианты оружия можно будет прочитать уже в следующих статьях.
/Кирилл Карасик, специально для «Армейского Вестника»/