Новым начальником Генштаба Вооружённых сил РФ 9 ноября стал Валерий Герасимов, возглавлявший до этого Центральный военный округ. В этот же день указом президента новому министру обороны Сергею Шойгу назначены заместители. Первый заместитель — бывший глава Западного военного округа Аркадий Бахин. Другой новый заместитель Шойгу — Олег Остапенко — прежде возглавлял войска воздушно-космической обороны.
Военные эксперты прокомментировали для «Ленты.ру» кадровые перестановки в Генштабе и Министерстве обороны. Сходятся они в том, что реформы, начатые при бывшем министре Анатолии Сердюкове, будут скорректированы. А расходятся — в оценке того, насколько кардинально это будет сделано.
Виктор Литовкин, ответственный редактор газеты «Независимое военное обозрение»
Начнем с того, что Валерий Герасимов очень профессиональный и подготовленный генерал. Командовал Московским и Ленинградским военными округами, был заместителем начальника Генштаба, прошел весь путь от курсанта до генерал-полковника. Он достойно будет смотреться в этой должности. Как и остальные назначенные сегодня.
У Аркадия Бахина — опыт командования округами. Олег Остапенко вообще пришел из военно-космических войск. Они сейчас приоритетное значение приобретают наряду с ракетными войсками стратегического назначения. Словом, это опытные генералы, и они будут опорой Сергею Шойгу на время его становления в должности министра обороны.
Думаю, что эта команда продолжит реформы, начавшиеся при Анатолии Сердюкове, но с коррективами, безусловно. Уж очень много нелепостей и ошибок было наделано. Их исправлять надо. Если помните, Владимир Путин в одной из программных предвыборных статей в «Российской газете» говорил, что корректирование реформ будет. Какое именно — не хочу гадать.
Но наиболее проблемные вопросы — это реформа военного образования: там много было грубых ошибок сделано, дошло до непонимания смысла этого образования. Система управления войсками может быть скорректирована. Хотя надо признать, что это — одна из больших заслуг Сердюкова, важное дело. Идея создания Центрального командного пункта себя оправдала, такие же единые центры командования и работы с информацией нужно создавать и в округах.
На мой взгляд, Сердюков провел очень успешную реформу, но не без грехов и ошибок. Скажем так, в целом, правильное направление было выбрано. У нас просто жива эта дурацкая система, при которой достижения — это заслуги президента и премьера, а ошибки — недоработки министра. Но это несерьезно. Ошибки надо исправлять, а за достижения коллективно ответственны и Сердюков, и экс — теперь уже — глава Генштаба Николай Макаров. Премьер Медведев, правда, сказал, что у него претензий к Сердюкову по военной реформе нет. Но у военных экспертов они есть, там много благоглупостей.
Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок
Начнем с того, что отставка Сердюкова и уход Шойгу с подмосковного губернаторства в Министерство обороны — абсолютно сюрпризные события. Их не ждал никто, включая непосредственных участников этого события. Оно сравнимо с обнаружением какого-то тайного заговора и немедленной изоляции его верхушки. Зачем перестановки произошли на самом деле — судить очень сложно, и уже озвученные соображения, по мне, так больше похожи на домыслы.
Назначение Герасимова с учетом его блестящих образования и карьеры мне представляется естественным. Вообще, двое из трех этих высших руководителей — немногие наши генералы с реальным боевым опытом. Это касается и чеченской кампании, и других конфликтов.
Продолжать реформу в том виде, как это было при Сердюкове, они не будут. Приведу только одно обстоятельство: пару дней назад Путин восстановил Шойгу в генеральском звании, подчеркнув тем самым его принадлежность к корпорации военных. А профессиональный военный никогда бы не сделал и не сделает многих шагов, на которые решился Сердюков — слишком много корпоративных интересов ущемлено оказалось. Что будет вместо этого, трудно сказать. Обычно, когда меняется концепция глобальной реформы, на некоторое время начинается хаос. Шойгу же отличный управленец, но с более связанными руками.
В целом, пока еще рано говорить, насколько его взгляд на реформу схож или не схож со взглядом ушедшего министра обороны. Главная заслуга Сердюкова в том, что он осуществил то, чего до него никто не смог. Он сумел провести организационно-штатную перестройку. Осуществил переход с четырехзвенной на трехзвенную систему управления войсками, реформу военного образования. При реализации каждой из этих реформ допущено довольно большое количество ошибок. Но в целом его деятельность я оцениваю со знаком плюс.
Павел Фельгенгауэр, независимый военный обозреватель и аналитик
Очевидно, что с кадровыми перестановками реформам Анатолия Сердюкова пришел конец. Военная реформа будет свернута и вспять повернута. После резкого рывка вперед обязательно следует шаг назад — у нас ведь период стабильности и стабилизации всего. Герасимов — очень правильный военный, танкист. При этом он чисто советский военный, с советской военной биографией. Главной задачей ведомства, очевидно, будет перевооружение. То есть то, чем занималась Красная армия со времен Второй мировой войны.
Очевидно, что и политика изменится. Генштабу поручают ведь еще и оборонный заказ формировать — еще одна примета возвращения армии в СССР. Ведь при Советском Союзе так и было.
Хочу подчеркнуть, что назначение Герасимова — только первый шаг. Массовые перестановки произойдут сначала в центральном аппарате Генштаба, а потом и на местах. Ведь каждый новый назначенец такого масштаба приводит своих людей, друзей. Изменится все, вплоть до секретарш. Поток перемен будет таким, что за всеми генералами не уследишь.
Замах реформ Анатолия Сердюкова был очень интересным и серьезным. Но реформа, очевидно, зашла в тупик, была раскритикована, а найденный выход — это возвращение в прошлое. К чему это еще может привести: чтобы восстановить боеспособность, потребуется срочно увеличить срок военного призыва обратно до двух лет. Без этого подготовленных людей армии не хватит. Контрактников к 2017 году набрать будет сложно, почти невозможно. Армии придется конкурировать на этом рынке труда с МВД и ФСБ. И если конкуренция выиграна не будет, придется вернуть и два обязательных года службы.
/Андрей Козенко, lenta.ru/