Японский «Варяг»

Версия №1. Блестящая победа

Восточно-Китайское море, 100 миль юго-западнее японского острова Кюсю. Здесь 7 апреля 1945 года разыгралась настоящая морская трагедия: под ударами палубной авиации ВМС США погибла японская эскадра во главе с линкором «Ямато». Суперлинкор полным водоизмещением 70 тысяч тонн был бесславно утоплен спустя два часа после начала воздушной атаки.

Японский «Варяг»

В тот день японцы потеряли 3665 моряков. Американские потери составили 10 самолетов (четыре торпедоносца, три бомбардировщика, три истребителя) и 12 летчиков – микроскопическая цена за уничтожение самого крупного боевого корабля в истории Человечества. В принципе, в анналах морской истории известны и более парадоксальные ситуации, например, невероятное возвращение «Зейдлица» или чудесное спасение брига «Меркурий».

Но морской бой 7 апреля 1945 года стал по-настоящему знаковым событием – была поставлена жирная точка в долгом споре артиллерийского корабля и авианосца. Отныне самым упертым скептикам стало понятно, кто является властелином морей. Война на Тихом океане, начавшись с линкорного погрома в Перл-Харборе, завершилась триумфальным потоплением самого мощного линкора на планете. Палубная авиация потрясающе эффективно расправлялась с любым противником на побережье и в открытом океане.

Но вернемся к тому легендарному морскому бою, вот уже 70 лет не дающему покоя любителям морских историй. Согласно плану самоубийственной операции Тен-Го, линкор «Ямато», невзирая на многократно превосходящие силы противника, должен был прорваться к острову Окинава, где выброситься на мель и превратиться в неприступную крепость. Чтобы максимально продлить эту Одиссею, линкору был придан эскорт из крейсера и 8 эсминцев:

Самолеты колбасят крейсер "Яхаги"Самолеты колбасят крейсер «Яхаги». Жуткое зрелище.

Легкий крейсер «Яхаги». Полное водоизмещение 7500 тонн. Вооружение: 6 х 150 мм орудий, 2 спаренные зенитные установки калибра 76 мм, 62 зенитных автомата, сорок восемь (!) 610-мм торпед. Бронирование: пояс — 60 мм, верхняя бронепалуба – 20 мм. Быстрый и сильный корабль, идеальный для роли флагмана дивизии миноносцев.

Два специализированных эсминца ПВО «Сузутзуки» и «Фуютзуки». Оба корабля были значительно крупнее обычных эскадренных миноносцев, их размеры соответствовали легендарному советскому лидеру «Ташкент». Дальность плавания достигала 8000 миль (на 18 узлах), что в теории позволяло им пересечь Тихий океан и вернуться назад в Японию без пополнения запасов топлива. Основное вооружение эсминцев: 8 х 100 мм высокоавтоматизированных зенитных орудий, 48 зенитных автоматов калибра 25 мм. Управляемые по лучу РЛС, орудия «Сузутсуки» и «Фуютзуки» должны были создать непреодолимую стену зенитного огня.

Шесть «обычных» эсминцев. Вооружение каждого: 6 х 127 мм универсальных орудий, 25–30 зенитных автоматов, торпеды, глубинные бомбы. Для своего времени, японские эскадренные миноносцы обладали высокой скоростью (35-40 узлов) и отменными мореходными качествами.

И, собственно, сам линейный корабль «Ямато» (древнее название Японии). 70 тысяч тонн полного водоизмещения. Скорость 27 узлов (50 км/час). Экипаж 2500 человек. Броневой пояс – полметра сплошной брони. Непробиваем и непотопляем. Главный калибр – 460 мм (девять орудий в трех башнях). От атак с воздуха линкор прикрывали 24 универсальные морские пушки калибра 127 мм и 162 (сто шестьдесят две!) автоматических зенитки калибра 25 мм. В состав систем управления огнем входили 5 радиолокационных станций различного диапазона.

Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Hаверх якоря поднимают,
Готовьтеся к бою орудия в ряд,
Hа солнце зловеще сверкают
.

В общей сложности, американской авиации противостояло до 100 стволов артиллерии среднего калибра и свыше 500 автоматических зениток, не считая крупнокалиберных пулеметов и чудовищных «Сансики-тип 3», созданных японскими инженерами зенитных боеприпасов калибра 460 мм. На заданной высоте из снаряда ударяли многометровые языки пламени, и он превращался в шар из тысяч поражающих элементов. Потрясающий фейрверк оказался на деле малоэффективным оружием, а жуткие выстрелы главным калибром мешали стрелять расчетам зенитных установок.

Свистит и гремит, и грохочет кругом
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный и гордый Варяг
Подобен кромешному аду
.

Как и полагается, морские летчики не обратили никакого внимания на убийственный зенитный огонь, и смело атаковали эскадру со всех румбов. Пилоты торпедоносцев стремились попасть в правый борт «Ямато» — им хотелось поскорее вернуться на родной авианосец и получить порцию мороженого, потому было решено бить торпедами только в один борт – так линкор быстрее перевернется. И действительно, не прошло и двух часов, как «Ямато» лег на бок и внезапно превратился в яркую вспышку света. Многокилометровый «гриб» взрыва было видно за десятки миль.

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья.
И судно охвачено морем огня,
Hастала минута прощанья
.

К слову, такая странная победа не впечатлила американских моряков, и потоплению «Ямато» никогда не придавалось много значения. Был линкор, потом утонул.

Читайте также  Крылатые «хищники» Пентагона

Версия №2. Обязательная ложка дёгтя.

Линкор «Ямато» потопило 58-е оперативное соединение Военно-морских сил США. За этим вполне будничным названием скрывается самая мощная эскадра боевых кораблей, когда-либо бороздившая просторы океанов. Два десятка ударных авианосцев под прикрытием быстроходных линкоров, тяжелых крейсеров и сотни эсминцев. Авиагруппа каждого авианосца равнялась по численности двум советским авиационным полкам образца 1945 г.

TF58 разворачивается навстречу врагуTF58 разворачивается навстречу врагу

Task Force 58 была любимым средством американского командования — этой «дубинкой» избивали любого, кто осмеливался оказать хоть какое-то сопротивление. Во время высадки на атолл Кваджалейн, авианосцы и линкоры долбили неделю этот клочок суши, пока на нем не осталось ни одного дерева, а случайно выжившие солдаты японского гарнизона оглохли и находились в шоке. Да, американцы предпочитали бросать во врага тяжелые бомбы и 406 мм снаряды, а не трупы своих призывников (справедливо заметить, что это очень правильный подход к ведению военных действий). Но американские вооруженные силы были единственными, кто мог себе такое позволить. Армиям остальных стран приходилось добывать победы в кровавых схватках не на жизнь, а на смерть.

Палуба авианосца "Хорнет"Палуба авианосца «Хорнет». В годы войны США построили серию из 24 аналогичных кораблей.

В начале апреля 1945 года, невероятное Task Force 58, в составе пяти ударных авианосцев «Эссекс», «Хэнкок», «Беннингтон», «Хорнет», «Банкер Хилл», а также легких авианосцев «Белло Вуд», «Сан Хасинто», «Кэбот» и «Батаан» под прикрытием эскорта из шести линкоров типа «Айова» и «Саут Дакота», а также бесчисленного количества подводных лодок, крейсеров и эсминцев патрулировало в 70 милях от острова Окинава, ожидая, когда последние остатки Императорского флота рискнут выйти в открытое море. Таким отчаянным кораблем оказался «Ямато»…

С учетом всего вышесказанного, потопление эскадры «Ямато» выглядит как «избиение младенцев». Против одного единственного линкора американцы выставили десяток авианосцев. Позор ВМС США!

Версия №3. Нейтральная.

Несмотря на впечатляющее количество кораблей Task Force 58, против «Ямато» действовали исключительно самолеты палубной авиации. Американские линкоры и крейсера участия не принимали – сражение происходило в 300 милях к западу от местонахождения основных сил Task Force 58.

Читайте также  ВМС Индии вооружились вторым фрегатом-невидимкой

Далее, в атаке участвовало всего 280 палубных самолетов из 400 имевшихся в наличии, т.е. разумно предположить, что были задействованы даже не все авианосцы. Из 280 самолетов эскадру «Ямато» атаковали фактически 227 машин – остальные 53 потерялись в пути и не вышли на цель (надо признаться, налет происходил при скверной погоде, а систем GPS в ту пору не было). Но даже этого количества хватило с избытком.

Самолеты атаковали не все сразу, а несколькими волнами. Первая, самая крупная, состояла из 150 машин. Спустя 20 минут над японской эскадрой появилась вторая группа – 50 самолетов. Бомбардировщики заходили строго с носа линкора и переходили в пологое пикирование, в этом случае их угловая скорость была настолько высокой, что японские зенитчики не успевали разворачивать стволы своих орудий. Истребители роем вились над эскадрой, поливая палубы свинцовым ливнем из .50 Браунингов. Торпедоносцы продолжали методично крушить правый борт «Ямато». В линкор попали, по меньшей мере, 15 бомб и 13 торпед.

Японский «Варяг» - взрыв линкора «Ямато»

Вместе с линкором погиб крейсер «Яхаги» — скромный корабль получил одну за другой шесть торпед. Из 8 эсминцев эскорта спаслись 4. Все они получили повреждения той или иной степени тяжести, причем эсминец «Сузутзуки» сумел удрать с оторванной носовой частью.

По результатам боя отчетливо заметно, что американцы явно перестарались и отправили избыточное количество палубных самолетов. Например, из более чем двух сотен машин ударной группы лишь 97 были торпедоносцами, а еще около сотни самолетов были истребители F4 «Корсар» и F6F «Хеллкэт», чье присутствие ограничивалось лишь моральным воздействием на противника. Изначально заявленное количество самолетов – 280 единиц – могло быть легко обеспечено авиагруппами трех авианосцев типа «Эссекс».

Не стоит забывать, что в первой (самой многочисленной) волне японскую эскадру атаковало всего 150 палубных самолетов. Поэтому чисто теоретически можно предположить, что уничтожение «Ямато» и его эскадры могли обеспечить два тяжелых авианосца, при условии дозаправки вернувшихся самолетов и повторения вылетов – у них было достаточно самолетов, топлива и боеприпасов. В 1945 году на палубах «Эссексов» базировались в среднем 100 самолетов, сведенных в две большие (по 36-37 самолетов) эскадрильи истребителей-бомбардировщиков и две уменьшенные эскадрильи пикировщиков и торпедоносцев (по 15 самолетов).

Количество и тип боеприпасов на борту авианосцевКоличество и тип боеприпасов на борту авианосцев (из монографии А.Балакина «Авианосцы типа Эссекс»)

При применении двух авианосцев результат был бы тот же, но, разумеется, такой ход событий займет значительно больше времени – «Ямато» топили бы до самого вечера. В любом случае, из этой истории следует вполне очевидный вывод – в современном морском бою авиация играет решающую роль.

Что касается самого суперлинкора, то японцы до сих пор с уважением относятся к гибели «Ямато». 2500 человек экипажа «Ямато» знали, что идут на верную смерть. Смело выйдя в море и погибнув в неравном бою, он повторил подвиг русского крейсера «Варяг». А такой поступок высоко ценился во все времена.

/Олег Капцов, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Какая-то чушь, да и только! Сравнивать Варяг и Ямато. Варяг прорывался из блокады к своим а Ямато был послан на заведумое самоубийство, у них и топлива то было в один конец. Ничего общего между героизмом российских моряков и фанатизмом япошек нет и быть не может. А как насчет ,,Бисмарка,, и ,,графа Шпее,, их давайте тоже с Варягом сравнивать чтоли? ,,Японский Варяг,,во наворотил!

  2. согласен с Онеофемом — ничего общего. японцы шли сражаться до конца — победы ли, гибели… не отвернули назад, не стали выбрасывать белый флаг, не попытались выпросить пощады… достойнейший пример абсолютной чести и доблести!!! ну, либерота может назвать это фанатизмом — сути это не меняет и опозорить героев не может. подобный, пусть и бесполезный в масштабах войны, героизм показывали многие — и наши в аджимушкайских каменоломнях, в бресте и сталинграде, и немцы — пусть и реже, но даже застрелившиеся СС-овцы достойны.. ну, пусть хотя бы признания. и японцы — очень часто и в разных театрах, от камикадзе до рядовых солдат.
    но причем тут ВАРЯГ??? у «абакуса» (http://cruiserx.net/index.htm) отличный рассчет боя, там и пояснять нечего, а кому лень искать — Руднев, на жалких девяти узлах хода, сымитировал прорыв, получив первое же попадание, обга…ился жидко, и приказал немедленно возвращаться в гавань! на отходе, удивив японцев внезапно прорезавшейся скоростью аж в 18 узлов, причем это средняя(!), выхватил основные повреждения, серьезные, но НЕКРИТИЧЕСКИЕ! еще при отходе командир корабля думал исключительно о том, каким образом обосновать свое категорическое нежелание дальнейших попыток прорыва — это ж опасно, там же стреляют! и придумал некий коллегиум, типа общее собрание чуть ли не с голосованием, причем, судя по всему, постфактум… после чего, срочно «узнав мнения», приказал затопить крейсер, не озаботившись даже тем, чтобы перегнать его хотя бы на глубину!!! «жестоко разбитый и еле держащийся на плаву» крейсер тонул больше четырех часов! офицеры, тоже далеко не герои, но и не совсем уж пропащие подлецы, реально ожидали при возвращении на родину трибунала. трибунала!!! и были дико удивлены тем, что они, оказывается, герои поголовно… ну, а песня, австрияком нацарапанная, красивая, конечно. художники, они натуры впечатлительные, вот им всякие чудеса и мнятся…
    поэтому да — сравнивать Варяг и Ямато — это позорить японцев!!! они достойны уважения!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя