Ядерный «возвратный потенциал» - резерв Пентагона

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (далее по тексту – СНВ-3), подписанный 8 апреля 2010 года, вступил в силу 5 февраля 2011 года и будет действовать до 2021 года. Договор СНВ-3 стал практически единственным ощутимым результатом так называемой «перезагрузки» российско-американских отношений.

Ядерный «возвратный потенциал» - резерв Пентагона

Особо надо отметить, что прогресса в обсуждении с США и НАТО таких актуальных проблем, как ограничение развертывания систем противоракетной обороны вблизи границ России, а также ограничение и сокращение обычных вооруженных сил в Европе так и не достигнуто и вряд ли можно ожидать в обозримой перспективе.

С вступлением СНВ-3 в силу прекратил свое действие Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. (далее по тексту – СНП). В свете проводящихся сокращений стратегических наступательных вооружений (СНВ) представляется важным оценить, как трансформация договорных ограничений при замене Договора СНП Договором СНВ-3 влияет на возможности США по применению стратегического ядерного оружия (ЯО).

По Договору СНП к исходу 2012 года количество «оперативно-развернутых» стратегических ядерных боезарядов (ЯБЗ) у каждой стороны не должно было превышать 2200 единиц. На указанный уровень США вышли в 2009 г., когда уже шла подготовка нового Договора. Последующее изменение состава развернутых американских СНВ характеризуется следующими значениями: на 2010 г. – 808 носителей и 2152 ЯБЗ; на 2011 г. – 798 носителей и 1968 ЯБЗ.

Ядерный «возвратный потенциал» - резерв Пентагона

По Договору СНВ-3 к февралю 2018 года количество «оперативно-развернутых» ЯБЗ у каждой стороны не должно превышать 1550 единиц, а количество стратегических носителей – 800 единиц, из которых «оперативно-развернутых» должно быть не более 700 (то есть, исходя из общего количества, определяется и допустимое количество неразвернутых носителей). Носителями являются:
— межконтинентальные баллистические ракеты (МБР);
— баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ);
— тяжелые бомбардировщики (ТБ).

За каждой развернутой МБР и БРПЛ засчитывается то количество боевых блоков (ББ), которое установлено на ракете; за каждым развернутым ТБ засчитывается один ЯБЗ, хотя реально на одном ТБ их может быть развернуто и большее количество. Авиационными ЯБЗ являются ядерные авиационные бомбы (ЯАБ) и ядерные боевые части (ЯБЧ) крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности.

Прогнозирование далее 2021 года (даже если действие Договора будет продлено) в настоящее время затруднено, поскольку США планируют после 2021-2023 гг. начать обновление СНВ за счет принятия на вооружение новых и/или глубокой модернизации имеющихся носителей. При этом сведения о переоснащении (по темпам, типам, количеству) носят значительную степень неопределенности.

По сравнению с Договором СНП предстоящее по Договору СНВ-3 сокращение стратегических ядерных вооружений можно рассматривать как весьма существенное – более чем на 40 % по отношению к установленному верхнему пределу по допустимому количеству развернутых стратегических ЯБЗ. Однако существуют дополнительные обстоятельства, которые не позволяют ограничить рассмотрение проблемы сокращения СНВ только формальным сравнением количества «оперативно-развернутых» ЯБЗ, поскольку Соединенные Штаты располагают возможностями по существенному превышению договорных ограничений. Это обусловлено особенностями американского ядерного арсенала, включающего значительный так называемый «возвратный потенциал» ЯБЗ, и наличием достаточного количества свободных «посадочных мест» на развернутых носителях.

Ядерный «возвратный потенциал» - резерв Пентагона

Ядерный арсенал США в зависимости от готовности боезарядов к применению подразделяется на следующие категории:

— «оперативно-развернутые» – ЯБЗ, установленные на носителях или содержащиеся на складах при авиабазах базирования самолетов-носителей;

— «оперативного хранения» – готовые к применению ЯБЗ, находящиеся на хранении, содержатся в готовности к установке на носители, могут быть установлены (возвращены) на ракеты и самолеты в сроки, определяемые доставкой и установкой на носители;

— «длительного хранения» – резервные ЯБЗ, хранящиеся на военных складах в собранном виде с удаленными нейтронными генераторами и узлами, содержащими тритий;

— «стратегического резерва» – ЯБЗ, снятые с вооружения и ожидающие демонтажа, а также первичные ядерные инициаторы и агрегаты термоядерной ступени ядерных зарядов.

Первые две категории составляют «активный арсенал», две последние – «неактивный арсенал». Боезаряды, снимаемые с носителей, складируются, как правило, на «оперативное хранение» и «длительное хранение», что обусловливает возможность возврата снятых ЯБЗ на носители. Возврат ядерных боезарядов в «активный арсенал» из категории «длительного хранения» теоретически возможен, но весьма затруднен, поскольку для этого требуются дефицитные элементы, содержащие тритий, а из категории «стратегического резерва» практически невозможен. Таким образом, возможность возврата на носители сохраняется для ЯБЗ, относящихся к категории «оперативного хранения», по сути являющихся «возвратным потенциалом».

Ядерный «возвратный потенциал» - резерв Пентагона

Дополнительные возможности по развертыванию ЯБЗ имеются у США также и за счет возврата в боевой состав, то есть перевода неразвернутых в категорию «оперативно-развернутые» (далее по тексту – развернутые), при установке на них ЯБЗ «возвратного потенциала». Назовем эту категорию носителей условно «возвратным потенциалом» носителей.

Читайте также  Почему США боятся северокорейских ракет

При оценке состава СНВ США учитывались сроки нахождения (с реализацией программ модернизации и продления сроков службы) носителей и ЯБЗ на вооружении. Оценочные данные по прогнозируемому составу стратегических носителей и ЯБЗ представлены в таблицах 1 и 2.

Варианты наращивания СНВ в условиях Договора СНП определялись следующим образом.

За счет «возвратного потенциала» ЯБЗ была возможна установка на МБР Minuteman-III до трех боевых блоков (ББ). Из 450 МБР, развернутых в ШПУ, на 400 ракетах могло быть установлено 1200 ББ, из них 750 блоков Mk12А и 450 Mk21. Тогда на 50 ракетах оставалось бы по одному блоку Mk21 с учетом того, что общее количество этих блоков составляет 500 ед. В итоге получается 1250 развернутых ЯБЗ. Поскольку «возвратный потенциал» ЯБЗ в данном случае был бы полностью исчерпан, то дальнейшее наращивание наземного компонента американских СНВ становится невозможным.

На БРПЛ, оснащенных блоками Mk4 и Mk4А, возможно наращивание количества ББ с 4 до 8, что позволяет увеличить количество развернутых ЯБЗ данного типа с 768 до 1536 единиц за счет «возвратного потенциала» ЯБЗ. Тогда, учитывая уже развернутые блоки Mk5 (384 ед.), количество ЯБЗ на 12-и боеготовых ПЛАРБ возросло бы с 1152 до 1920 ед. Увеличение количества ЯБЗ возможно и за счет ускоренного ввода в боевой состав двух ПЛАРБ, находящихся на плановом ремонте, при этом общее количество ЯБЗ на БРПЛ может быть увеличено в два раза – с 1152 до 2304 единиц.

В авиационной компоненте СНВ США возможно наращивание развернутых ЯБЗ за счет увеличения боевой нагрузки некоторых самолетов-носителей вплоть до максимальной, составляющей 16 бомб для В-2А и 20 крылатых ракет для В-52Н. Это дает двукратное увеличение количества подвешиваемых ядерных авиабомб (ЯАБ) и позволяет разместить на развернутых бомбардировщиках В-52Н все имеющиеся КРВБ большой дальности.

В случае перевода в категорию «оперативно-развернутые» четырех неразвернутых В-2А возможно увеличение количества ЯАБ до 320 ед. В целом, наращивание потенциала стратегической авиации позволяет увеличить количество ЯБЗ по сравнению с разрешенным уровнем примерно в 1,7 раза – с 548 до 920.

В условиях СНП наличие «возвратного потенциала» ЯБЗ позволяло США увеличивать суммарное количество боезарядов для всех типов носителей в 1,8 раза – с 2200 до 4026. При развертывании всех носителей количество ЯБЗ может быть увеличено еще на 10%.

Таким образом, общее количество развернутых ЯБЗ по сравнению с разрешенным Договором СНП уровнем могло быть увеличено более чем в два раза – с 2200 до 4474 единиц.

При оценке возможного состава стратегических наступательных вооружений для условий СНВ-3 предполагается, что к 2018 году США проведут следующие мероприятия для соблюдения количественных ограничений на носители:

— демонтируют 30 ШПУ, оставив развернутыми 400 шахтных МБР, а 20 шахт будут содержаться без ракет, но с возможностью их установки;

— сократят количество развернутых ПУ на каждой ПЛАРБ с 24 до 20 единиц, в результате чего на 12 боеготовых ПЛАРБ может быть развернуто 240 БРПЛ;

— сократят развернутые бомбардировщики с 72 до 60, при этом сохранив их общее количество в 96 ед.

Оценка возможного состава развернутых СНВ США в условиях СНВ-3 приведена в таблице 3.

Ядерный «возвратный потенциал» - резерв Пентагона

Варианты наращивания СНВ в условиях Договора СНВ-3 определялись следующим образом.

Наращивание количества ЯБЗ на МБР возможно путем увеличения количества блоков Mk12А с одного до трех единиц, а Mk21 – с одного до двух на ракете. Это дает возможность увеличить число ЯБЗ на 400 развернутых МБР почти в 2,4 раза – с 400 до 950 единиц. Развертывание с постановкой в ШПУ 20 дополнительных МБР позволяет увеличить количество ЯБЗ еще на 60 ед.

Увеличение количества блоков Mk4А с четырех-пяти до восьми на каждой БРПЛ позволяет повысить количество боезарядов на морских носителях с 706 до 1152 ед., а ввод в боевой состав двух лодок из ремонта – до 1472 ед. В целом, использование «возвратного потенциала» обеспечивает США рост количества ЯБЗ на БРПЛ почти в полтора раза – с 1090 до 1536 ед., а за счет «возвратного потенциала» ЯБЗ и ввода в строй всех носителей – до 1856 единиц.

Использование в авиационной компоненте «возвратного потенциала» ЯБЗ и резервных КРВБ позволяет увеличить количество ЯБЗ более чем в 14 раз по сравнению с правилами засчёта – с 60 до 856 единиц. Возврат в боевой состав неразвернутых бомбардировщиков дает возможность нарастить количество развернутых ЯБЗ до 920 ед.

В целом, использование «возвратного потенциала» позволяет США в условиях СНВ-3 увеличить общее количество боезарядов более чем в два раза (с 1550 до 3342 ед.), а за счет развертывания всех носителей – еще на 10% (до 3786 единиц).

Таким образом, в условиях как СНП, так и СНВ-3 наибольшие возможности по наращиванию количества боезарядов на развернутых носителях обеспечиваются за счет «возвратного потенциала» ЯБЗ – рост более чем в 2 раза по сравнению с договорными ограничениями. Использование «возвратного потенциала» носителей дает существенно меньший эффект – прирост около 10%.

Читайте также  Ядерные страхи, мнимые и настоящие. Часть 2

Приведенные выше возможности наращивания ядерного потенциала являются следствием проводимой США государственной политики в области поддержания и развития ядерных вооружений. Официально основы такой политики были изложены в 2001 г. в политическом директивном документе «Обзор ядерной политики и стратегия развития ядерных сил США» (Nuclear Posture Review 2001). В нем декларируется, что США оставляют за собой право прекратить сокращение ядерных сил и обеспечить их наращивание для возможного ответа на непредвиденные угрозы, в связи с чем необходимо сохранять резерв ядерных боезарядов, предназначенный для подобного реагирования. Это положение подтверждено и в аналогичном обзоре 2010 г. (Nuclear Posture Review 2010).

Полученные оценки дают общее представление об американском ядерном арсенале, и для анализа связанных с этим потенциальных угроз представляется целесообразным оценить возможности стратегических наступательных сил (СНС) США по количеству ЯБЗ, которое может быть применено в превентивном ядерном ударе (ЯУ). Рассматривались два варианта такого удара, различающиеся масштабами задействуемых средств:

— 1 вариант — удар наносится без доразвертывания СНВ, состав которых соответствует договорным ограничениям (так называемый «внезапный» удар);

— 2 вариант — удар наносится после доразвертывания СНВ с использованием резервных ЯБЗ и носителей (удар усиленным составом СНВ).

Первый вариант обеспечивает скрытность и оперативность подготовки, второй – увеличение мощи удара за счет привлечения дополнительных средств. В первом варианте удара могут участвовать только дежурные силы мирного времени и такому удару предшествует, как правило, непродолжительный (по опыту учений – от нескольких часов до суток) период экстренной подготовки.

В наземной компоненте СНС в дежурных силах могут находиться около 95% МБР, до 80% из которых могут привлекаться для нанесения удара.

В морской компоненте СНС США боеготовыми являются 12 из 14 ПЛАРБ, на боевом патрулировании могут находиться до 8 боеготовых ПЛАРБ, 5 из которых (60%) могут быть задействованы в ЯУ.

В стратегической авиации США боеготовыми являются около 95% самолетов, из них в ударе могут участвовать до 30% бомбардировщиков.

Учитывая особенности рассматриваемого варианта удара, его основу должны составлять МБР и БРПЛ. Согласно оценкам, США могли бы применить в таком ударе в условиях СНП примерно 1000 ядерных боезарядов, в том числе около 860 на МБР и БРПЛ, а в условиях СНВ-3 – около 850 ЯБЗ, из них около 750 ед. на МБР и БРПЛ.

Эти оценки, а также аналогичные оценки масштабов второго варианта ЯУ, осуществляемого СНС США после доразвертывания за счет «возвратного потенциала» боезарядов (на что потребуется несколько недель), а также при максимальном наращивании состава сил и средств за счет «возвратного потенциала» ЯБЗ и развертывания всех носителей (на что потребуются несколько месяцев), приведены в таблице 4.

Ядерный «возвратный потенциал» - резерв Пентагона

Результаты анализа приведенных оценок показывают, что при переходе от условий СНП к условиям СНВ-3 количество развернутых ЯБЗ и количество ЯБЗ, которое может быть применено, уменьшается в среднем в 1,2 раза с незначительными вариациями. В условиях как СНП, так и СНВ-3 США могут применить во внезапном ядерном ударе около 50% развернутых ЯБЗ, около 40% из которых в составе МБР и БРПЛ.

Количество ЯБЗ, которое может быть потенциально применено после доразвертывания СНВ с учетом «возвратного потенциала» боезарядов, в 1,6 раза превосходит ограничения СНП и в 1,7 раза выше ограничений СНВ-3. При этом количество ЯБЗ, которое может быть применено только МБР и БРПЛ, в 1,3 раза больше договорных ограничений. Учет «возвратного потенциала» носителей на 5-7% повышает указанные оценки.

В целом по результатам выполненной оценки можно заключить, что США обладают значительным резервом ядерных боезарядов, за счет которого возможно наращивание количества развернутых ЯБЗ в масштабах, существенно превышающих договорные ограничения. Это не может не вызывать озабоченности относительно необратимости проводимых сокращений ядерных вооружений.

/Владимир ДЬЯЧЕНКО – к.т.н., старший научный сотрудник;
Владимир МУСОРИН – полковник в отставке;
Игорь ОСТРОУХОВ – к.т.н.,  профессор АВН;
Михаил СОСНОВСКИЙ – к.в.н., профессор, oborona.ru
/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя