Фронтовой истребитель МиГ-29

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum – точка опоры) – советский, теперь российский многоцелевой истребитель, относящийся к 4-му поколению, был создан в ОКБ МиГ. Свой первый полет совершил 6 октября 1977 года. В 1971 году в ОКБ МиГ был представлен проект легкого истребителя, который получил обозначение МиГ-29Д. Основной задачей, которая возлагалась на новый самолет, было обеспечение противовоздушной обороны стратегически важных объектов, небольших территорий, а также групп войск. В том же 1971 году в КБ МиГ приступили к детальной разработке проекта нового истребителя.

При создании нового истребителя конструкторам пришлось столкнуться с рядом трудностей, в частности в то время существовал запрет на доступ к мировым «ноу-хау», что серьезно ограничивало возможности бортовой электроники истребителя, а также вело к увеличению общего веса самолета. При этом управляемость истребителя была ограничена использованием возможностей классической механической системы управления.

Некоторую ограниченность МиГ-29 его создатели смогли компенсировать за счет очень высоких аэродинамических характеристик и вооружения. Так, управляемые ракеты Р-73 класса «воздух-воздух» и по сей день обладают рядом непревзойденных технических характеристик, в частности высокой маневренностью и высокой дальностью полета.

Фронтовой истребитель МиГ-29
Фронтовой истребитель МиГ-29.

Кроме этого, истребитель МиГ-29 был оснащен локатором Н-019 «Топаз», который позволял машине обнаруживать воздушные цели как в воздухе в свободном пространстве, так и на фоне земли. Помимо этого истребитель получил катапультные кресла К-36, которые обеспечивали пилоту возможность покинуть машину на скоростях от 75 до 1500 км/ч (известны также случаи спасения летчиков и при больших скоростях, которые превышали 2000 км/ч). Летные испытания машины, которые состоялись 6 октября 1977 года, подтвердили очень удачную конструкцию фронтового истребителя.

В МиГ-29 конструкторам удалось разрубить «гордиев узел» очень высоких требований к летно-техническим характеристикам истребителя при ограниченных экономических и технологических возможностях. От иностранных (даже современных) аналогов МиГ-29 отличается выдающейся маневренностью в уникальном диапазоне высот и скоростей, а также эффективной системой вооружения для участия в высокоманевренном воздушном бою, простотой в обслуживании и мощностью конструкции каркаса.

Истребитель МиГ-29

МиГ-29 является одним из лучших истребителей в своем классе. «Мечта любого летчика» – именно так об этом истребителе 4-го поколения отзывался летчик германских Люфтваффе. В 1988 году ГДР получила от СССР 24 истребителя МиГ-29, которые после объединения Германии оставались на вооружении 73-й эскадры. Эти самолеты прошли модернизацию и были сняты с вооружения лишь в 2003-2004 году. При этом машины не были списаны, их передали Польше. Хорошо отзывался об истребителе и канадский летчик Боб Уэйд, общий налет которого составляет более 6500 часов. Он стал одним из первых западных летчиков, кому удалось пилотировать данный самолет.

После полетов на МиГ-29 канадец заявил: «Я поражен управляемостью и маневренностью данного истребителя, особенно его способностью изменять свою ориентацию в полете. МиГ-29 – это истребитель с потрясающей поворотливостью. Мне недозволенно сравнивать эту машину с каким-то конкретными западными истребителями, но я могу совершенно точно сказать о том, что характеристики русского истребителя при воздушном показе вплоть до участка малых скоростей полетной области ни в чем не уступают, а, возможно, и превосходят то, что можно выполнить на западных истребителях».

Истребитель МиГ-29 создавался как самолет для завоевания превосходства в воздухе в заданном районе боевых действий или на небольшом участке фронта. Основной его задачей была борьба с самолетами противника, прикрытие с воздуха тыловых объектов и скоплений войск, противодействие воздушной разведке противника в любое время суток, даже в сложных метеорологических условиях. Помимо поражения вражеских воздушных целей на малых и средних дистанциях, в том числе и на фоне земли, самолет мог использоваться для ударов по наземным и морским целям как подвижным, так и неподвижным.

Читайте также  Истребитель 6 поколения: завтра для России и США

Фронтовой истребитель МиГ-29
Фронтовой истребитель МиГ-29СМТ.

По словам главного конструктора истребителя М.Р.Вальденберга, МиГ-29 был спроектирован с учетом ряда конструктивных решений, которые удалось отработать на МиГ-23, но в то же время создание нового истребителя представляло собой шаг такого же значения, как и разработка в свое время истребителя МиГ-15 после самолета МиГ-9, который был реактивным первенцем ОКБ МиГ.

Это был один из первых самолетов МиГ (наряду с перехватчиком МиГ-31), на котором появились двухконтурные турбореактивные двигатели (вместо одноконтурных, которые использовались на всех предыдущих самолетах компании), а также радиолокатор, обладающий способностью обнаружения целей на фоне подстилающей поверхности. Фронтовой истребитель МиГ-29 стал первой принципиально новой машиной, которая была создана под руководством генерального конструктора Р.А.Белякова (после кончины в 1970 году одного из создателей ОКБ МиГ – А.И.Микояна).

По многим параметрам МиГ-29 превосходил свои зарубежные аналоги – истребители «Мираж» 2000, F-16, F/A-18. Отличная аэродинамика и высокая тяговооруженность давали истребителю хороший разгон и скороподъемность, малые радиусы выполнения виражей, большие угловые скорости разворота, а также возможность совершения длительных маневров с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести достаточно активный маневренный бой с использованием всеракурсных ракет, а также автоматической пушки, выполнять перехват разведывательных и ударных самолетов.

Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был оснащен 2-мя турбореактивными двигателями Туманского, которые использовали дожиг топлива и развивали на взлете тягу в 8300 кгс. Двигатель истребителя был бездымным и обладал впрыскиванием воды при посадке, как и все остальные двигатели данного конструктора. Уникальной особенностью истребителя было то, что он мог подниматься в воздух с полной боевой нагрузкой на одном включенном двигателе, с включением второго двигателя уже в воздухе. Такой режим позволял сэкономить драгоценное время в случае взлета по боевой тревоге.

Фронтовой истребитель МиГ-29
Фронтовой истребитель МиГ-29М2.

Большие крылья МиГ-29 давали самолету массу преимуществ. Они обеспечивали истребителю высокую подъемную силу при сравнительно небольшой нагрузке на крыло. Результатом этого была его превосходная маневренность, а скорость разворота истребителя просто впечатляла специалистов. Крыло самолета было снабжено эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами, а также полностью открывающимися предкрылками. Угол атаки МиГ-29 был сравним с углом атаки основного палубного истребителя США F/A-18 «Hornet».

Кабина истребителя была удивительно просторной и накрывалась сверху большим фонарем, что обеспечивала пилоту больший обзор, в сравнении с западными истребителями. Приборная панель истребителя была практически идентична аналогичной на тяжелом истребителе Су-27, что облегчало летчикам возможность перехода с одной машины на другую.

Истребитель мог нести на своей подвеске самое разнообразное вооружение. Не только ракеты класса «воздух-воздух», но и ракеты «воздух-поверхность», а также различное бомбовое вооружение. МиГ-29 – это универсальный самолет, который может как завоевывать превосходство в воздухе, так и наносить бомбовые удары по наземным целям.

Современный вариант модернизации — МиГ-29М

В 2005 году РСК «МиГ» приступила к серийному производству многофункциональных истребителей нового унифицированного семейства, которые относились к поколению «4++». Все истребители данного семейства были унифицированы по своей конструкции, бортовым системам, силовой установке, радиоэлектронному оборудованию, а также комплексу вооружения. Унифицированное и модифицированное семейство истребителей будет еще достаточно долго пользоваться спросом на рынке вооружений. В состав данного семейства вошли:

Читайте также  Вооружённые силы РФ: доведённые до нового облика…

– фронтовые истребители МиГ-29М (одноместный) и МиГ-29М2 (двухместный);
– корабельные истребители МиГ-29К (одноместный) и МиГ-29КУБ (двухместный);
– фронтовые истребители МиГ-35 (одноместный) и МиГ-35Д (двухместный).

Фронтовой истребитель МиГ-29
Фронтовой истребитель МиГ-29М с отклоняемым вектором тяги.

Истребители МиГ-29М и МиГ-29М2 представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++» обладающие увеличенной боевой нагрузкой, повышенной дальностью полета, а также расширенной номенклатурой бортового вооружения.

Основными технологическими и техническими новшествами, которые были внедрены на истребителях МиГ-29М/М2, стали:
– усовершенствованное крыло и фюзеляж;
– существенно уменьшенная заметность в радиолокационном диапазоне;
– цифровая комплексная электродистанционная система управления истребителем, имеющая четырехкратное резервирование;
– возросшая емкость топливной системы и наличие системы дозаправки самолета в воздухе;
– выросшая боевая нагрузка, размещаемая на 9 точках внешней подвески.

В настоящее время силовая установка истребителей включает в себя ТРДДФ РД-33МК, обладающие увеличенной тягой, а также оборудованные новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC) и бездымной камерой сгорания. Двигатели самолета имеют модульную конструкцию и отличаются увеличенным ресурсом и надежностью. По требованию заказчика на самолете могут быть установлены модифицированные двигатели РД-33МК, оснащенные всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Такие двигатели обеспечивают самолету решающее преимущество в современном маневренном воздушном бою.

Фронтовой истребитель МиГ-29
БРЛС «Жук-МЭ».

Самолеты МиГ-29М/М2 отличаются от своих предшественников повышенной надежностью узлов, систем и агрегатов и улучшенными эксплуатационными характеристиками. По сравнению с истребителями ранних серий, стоимость летного часа на новых машинах в 2,5 раза меньше.

Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителей МиГ-29М/М2 основано на принципе открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B, что позволяет при желании заказчика установить на истребитель новое вооружение и оборудование как российского, так и иностранного производства. На самолете была установлена новая многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская БРЛС «Жук-МЭ», которая производится Корпорацией «Фазотрон-НИИР».

Бортовая РЛС оснащена щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущих поколений, «Жук-МЭ» обладает увеличенной вдвое дальностью обнаружения целей, большим диапазоном углов обзора по азимуту, меньшим весом и более высокой надежностью. БРЛС «Жук-МЭ» в состоянии обеспечить одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и одновременную атаку ракетами 4 из них.

Самолеты МиГ-29М/М2 оснащаются системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет и многоканальной оптико-локационной станцией. Есть возможность установки на истребитель контейнеров с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой для подсветки расположенных на земле целей. В состав комплекса вооружений истребителя входят управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также неуправляемые ракеты, корректируемые и обычные авиабомбы, а также встроенная 30-мм автоматическая пушка.

Лётно-технические характеристики МиГ-29М:
Взлетная масса истребителя – 17.500 кг
Максимальная скорость:
— у земли – 1500 км/ч
— на большой высоте – 2 400 км/ч
Максимальное число М – 2,25
Практический потолок истребителя – 17500 м
Максимальная перегрузка – 9g
Дальность полета перегоночная:
— без ПТБ – 2000 км
— с 3 ПТБ – 3200 км
— с 3 ПТБ и одной дозаправкой в воздухе – 6000 км
Тип двигателей: РД-33МК
Тяга на взлёте, кгс 2х9000

Вооружение:
Число точек подвески – 9
Управляемые ракеты «воздух–воздух»:
— малой дальности 8 х Р-73Э
— средней дальности 6 х РВВ-АЕ
Управляемые ракеты «воздух–поверхность»:
— общего назначения 4 х Х-29Т(ТЕ)
— противокорабельные 4 х Х-31А, Х-35Э
— противорадиолокационные 4 х Х-31П
Корректируемые бомбы 4 х КАБ-500Кр
Встроенная 30-мм автоматическая пушка – ГШ-301 (150 снарядов).

/Сергей Юферев, topwar.ru/

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Беляков допустил серьёзную ошибку, объём топливных баков на Миг 29 был «всего» 4200 литров. Напёрсток. Потом правда в наплывах (по бокам фюзеляжа) разместили «дополнительно» 1500 литров, затем ПТБ, но даже не смотря на стремление всё исправить самолёт и сегодня не обладает дальностью хотя бы 3500 км. В Миг 35 двигатели «сдвинули» назад на 92 см, увеличили объём баков, но даже в таком виде Миг летит на расстояние 4000 км, уже не впечатляет. По всей видимости Миг 35 последний из плеяды истребителей 4 поколения. Дальше ТОЛЬКО 5 поколение. Миг точно работал над 5 поколением, но Погосян всё может «похоронить», впрочем, не будем спешить. Рогозин помог с проектом (лёгкий истребитель включён в ГПВ на 2016 год.)»лёгкого» истребителя, не уточнив головного разработчика. Но единственная фирма в России способная спроектировать истребитель 5 поколения это Миг. Будущее покажет, правду сказал Рогозин или нет. Я не верю словам, я верю поступкам, конкретным делам.

  2. Люди верьте только реальным делам. Если Рогозин сказал, то надо перепроверить, подождать до 2016 года. Кстати Погосяна сняли с должности президента ОАК. Даже директиву подписал «вроде бы» Дмитрий Анатольевич. Раньше снимать надо было. Погосян крупнейший коррупционер в ОАК. Сохранил за собой должность «Генеральный конструктор ОАК» интересно, что он может конструировать?????. Только реальным делам доверяйте, кто чего «ляпнул» не в счёт.

  3. Лёгкие истребители всегда представляли интерес у стран с небольшими бюджетами, но в 5 поколение «заложили» требования при несоблюдении которых это уже не 5 поколение, соответственно и цена будет ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ нежели у 4 поколения. Вопрос: Как продавать технику ценой явно больше 50 миллионов долларов сша???. Надо пройти через испытания вначале лётные, затем государственные. Наши ОКБ сильно затянули с проектированием. Причины: Финансовые, кадровые, технологические. А вообще то Погосян это МОГИЛЬЩИК всей авиации, и боевой, и гражданской. Пока что можно «спасти» наши ОКБ, но после 2020 года спасать будет некого. Нужно действовать СЕЙЧАС, без раскачки и промедления, иначе…

  4. К сожалению даже поколение истребителей 4++ устарело. Миг 35 по многим параметрам уступает французскому Рафаль. По запасу топлива, по боевой нагрузке, по боевой эффективности. Единственный выход это только 5 поколение. Платформу 4 поколения надо отправлять на заслуженный вечный отдых. У меня вызывает удивление компоновка Миг ЛМФС один мотор!!!!! Это практически всегда нехватка ЗАПАСА ТЯГИ (ТЯГОВООРУЖЁННОСТЬ ПОД ВОПРОСОМ)!!! и крейсерский сверхзвук тоже трудно выполнить. Судя по всему испытания ЛМФС должны начать в 2016 году. Вот тогда и посмотрим, что да как. Новых разработок очень мало, не горит желанием ГОСУДАРСТВО финансировать разработки, а НАТО уже у границ России, это как так, а мы не чешимся??? В оборонке есть и «распилы денег» и откровенное неспешное существование ради галочки, надо шевелиться и проектировать, те кто себя не защищают превращаются в Сирию, Ливию, Афганистан, нас в этом списке быть не должно.

  5. Не совсем понятна боевая эффективность, истребителя 5 поколения лёгкого класса. Да он должен превосходить и МиГ 29 и Су 25 (истребитель бомбардировщик,и штурмовик), он будет «бить» «маджахеда в сортире» ну типа пригоден для нанесения ударов в Сирии, но быстрый возврат на базу гарантирован (боезапас быстро израсходует). В этом плане Су 30 кажись эффективнее. Остаётся надеется на горючем сэкономим. После 2025 года просто поколение 4 использовать будет практически невозможно: устареет и физически и по БРЭО. Жаль полноценное 5 поколение двигать в серию получается с большим трудом, ну нехватка людских квалифицированных ресурсов, бабла опять нехватка. Ну ёлки палки, хоть испытания можно будет продлить, чтобы потом проблем меньше было.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя