К сверхмалым подводным лодкам (СМПЛ) обычно относят подлодки (ПЛ) с надводным водоизмещением до 150 тонн, а в некоторых случаях и более. Тем не менее, статьи многих источников свидетельствуют о путанице в определениях.
Классификация и возможности
Одни специалисты считают, что если СМПЛ используется только для доставки бойцов спецназа (легководолазов), в том числе и «сухим способом» (без нахождения бойцов в легководолазном снаряжении), то это не СМПЛ, а транспортировщик – средство подводного движения (СПД). Другие специалисты называют СПД, которые доставляют бойцов спецназа «мокрым способом» (бойцы постоянно находятся в легководолазном снаряжении), подводными лодками специального назначения или тоже СМПЛ.
Для устранения разночтений целесообразно руководствоваться следующей классификацией:
— СМПЛ – подводный аппарат, внутри которого экипаж и бойцы спецназа находятся без легководолазного снаряжения;
— СПД – подводный аппарат, внутри которого экипаж и бойцы спецназа находятся в легководолазном снаряжении.
В конце XX века в зарубежных флотах наблюдался рост интереса к постройке СМПЛ. Это объясняется не только экономическими причинами, поскольку современные СМПЛ в пять-шесть раз дешевле неатомных подводных лодок (НАПЛ) обычных размерений. При решении задач по уничтожению кораблей и судов противника как в море, так и в пунктах базирования СМПЛ по сравнению с большими ПЛ имеют ряд преимуществ по скрытности и выживаемости в стесненных прибрежных мелководных районах и в узкостях при небольших расстояниях между пунктами базирования и предполагаемыми районами боевых действий. Достигаются эти преимущества за счет малых размеров лодок, которые затрудняют их обнаружение штатными гидроакустическими комплексами (ГАК).
Доставка к берегу разведчиков и бойцов спецназа на СМПЛ является наиболее скрытной. Для сравнения: доставка по воздуху на самолете или вертолете в современных условиях не может быть скрытной из-за развитой системы обнаружения воздушных целей, а малые размеры СМПЛ резко снижают возможности систем подводного наблюдения, да и имеются они в прибрежных районах в ограниченном количестве.
Таким образом, СМПЛ становятся важным компонентом ВМС, в концепции боевых действий которых все больший акцент делается на борьбу против берега. Причем боевым действиям СМПЛ в данном случае придается еще большая внезапность благодаря их транспортировке к местам использования большими ПЛ-носителями. Совершенствование возможностей по системам стыковки СМПЛ с ПЛ-транспортировщиками привело к тому, что сверхмалые лодки получили возможность решать и задачу по поиску затонувших подводных лодок и спасанию их экипажей.
С ростом эффективности ПЛО к середине 70-х годов XX века назрела необходимость резкого повышения боевых возможностей имеющихся и создания СМПЛ с новыми типами ГЭУ – воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), причем такие работы идут по двум направлениям. Первое связано с переходом на использование только электродвижения с применением новейших аккумуляторных батарей (АКБ). В рамках второго ведутся поиск и внедрение наиболее оптимальных ВНЭУ, применяющих химическую или ядерную энергию.
По мнению большинства военно-морских руководителей, на боевые СМПЛ в современных условиях может быть возложено решение следующих задач:
— действия против кораблей и судов в прибрежных районах и пунктах базирования;
— доставка и высадка подразделений бойцов спецназа;
— ведение разведки;
— постановка мин в фарватерах;
— охрана подводных сооружений;
— спасание экипажей затонувших ПЛ.
Не только в ВМС
По назначению все современные СМПЛ можно разделить на четыре группы:
— торпедно-ракетные или ударные, не предназначенные для обеспечения деятельности легководолазов-спецназовцев;
— разведывательно-диверсионные – только для разведки и минирования самостоятельно или с помощью легководолазов-спецназовцев;
— многоцелевые – для решения задач СМПЛ первых двух групп;
— небоевые транспортные – для скрытной транспортировки небольших объемов ценного груза.
Строительством боевых СМПЛ в настоящее время могут заниматься многие страны, однако создание для них боевых и технических средств возможно только в некоторых ведущих морских державах и государствах с развитыми высокими технологиями. Поэтому в начале XXI века проектированием и строительством СМПЛ различных типов занимаются следующие страны: США, Италия, Германия, Иран и КНДР. Там же ведутся активные работы по созданию СМПЛ будущего. По оценке специалистов указанных стран, сверхмалая подлодка должна представлять собой глубоководный, высокоавтоматизированный комплекс с экипажем из двух-трех человек.
Перспективными источниками энергии для СМПЛ считаются топливные элементы или малогабаритная АЭУ с прямым преобразованием ядерной энергии в электрическую. В США еще в 1969-м был создан малогабаритный вариант АЭУ и построена малая ПЛА NR-1 (400 тонн). В СССР/России в 1981–1995 годах построена серия из трех ПЛА специального назначения проекта 1851 надводным водоизмещением 550 тонн. Периодически СМПЛ создаются и другими странами.
Информация по реальной численности СМПЛ и их тактико-технических элементов (ТТЭ) в зарубежной печати весьма противоречивая. Например, за последние 55 лет только итальянская фирма COSMOS создала ряд СМПЛ (более 100 единиц), которые поставлялись в ВМС Чили, Колумбии, Тайваня, Южной Кореи и Пакистана. Если по боевым СМПЛ все же имеется некоторая информация, то по транспортным, создаваемым частным образом для криминального бизнеса (перевозка наркотиков), точная информация практически отсутствует. Однако такие СМПЛ создаются и активно эксплуатируются.
Более того, при строительстве этих лодок применяются упрощенные технологии, часто сравнимые с технологиями не только времен Второй мировой, но даже Первой мировой войны. При этом на англоязычных и русских форумах в Интернете ведется общение специалистов, из которого становится понятным, что техническая документация по СМПЛ тех периодов (включая чертежи, всевозможные методики и расчеты) имеется в открытом доступе и широко используется инженерами, нанятыми наркоторговцами для создания транспортных лодок. Поэтому представляется целесообразным вспомнить о СМПЛ тех лет, ведь технологии оказались востребованными в современном криминальном мире.
В Соединенном Королевстве
Первым инициатором создания СМПЛ выступило не Адмиралтейство (the Admiralty), а Военное ведомство (the War Office). По его заказу в 1939 году началось проектирование СМПЛ для рек. Вскоре заказ перешел в ведение Адмиралтейства, которое по достоинству оценило возможности подобного корабля для диверсионных операций против крупных кораблей противника. На основе первых двух СМПЛ (Х-3 и Х-4) на верфи Vickers создали усовершенствованную модель, пошедшую в серию (Х-5 – Х-10, Х-20 – Х-25).
Надводное водоизмещение лодки достигало 30,5 тонны, ГЭУ – один дизель, один электродвигатель (ЭД) – по 42 и 30 лошадиных сил соответственно, скорость хода – 6,5/5 узлов для разных ГЭУ, дальности плавания надводная и подводная – 1320 (при скорости четыре узла) и 80 (для двух узлов) миль. Экипаж – четыре человека.
Вооружение – два подвесных заряда по 2000 кг взрывчатого вещества каждый. После установки часового механизма на определенное время ПЛ должна была сбросить их под днищем вражеского корабля и уйти на безопасное расстояние. К месту проведения операции СМПЛ буксировалась лодками типов Т или S при скорости около 10,5 узла. По сравнению с прототипами серийные лодки имели увеличенную с 60 до 95 метров рабочую глубину погружения. На основе типа Х-5 для действий на Тихом океане строились несколько увеличенные лодки типа ХЕ, а также учебные лодки типа XT.
СМПЛ Х-5, Х-6, Х-7, Х-8, Х-9 и Х-10 в сентябре 1943 года атаковали германский линкор «Тирпиц» в Альтен-фьорде (Норвегия). В ходе этой операции все шесть лодок были потеряны. Хотя потопить «Тирпиц» не удалось, он получил серьезные повреждения. Остальные лодки типа X использовались при проведении десантной операции в Нормандии. Одна из тихоокеанских лодок ХЕ-3 с помощью своих подрывных зарядов 31 июля 1945 года потопила японский тяжелый крейсер «Такао».
Для уменьшения сроков строительства и удобства транспортировки лодки собирались из трех самостоятельных блоков упрощенной геометрической формы с болтовым соединением. Прочный корпус тремя поперечными переборками делился на четыре отсека, три из которых (I, III, IV) имели коническую форму. Размещение экипажа по изолированным отсекам на первых СМПЛ отрицательно влияло на его работоспособность и моральное состояние. Стала также ясной необходимость установки дополнительного входного люка в третьем отсеке и ограждения около него. Теперь весь экипаж по боевой тревоге, увеличенный до четырех человек за счет введения штатного водолаза-рулевого, располагался в одном отсеке.
Боевая рубка имела длину 1,2 метра и высоту 0,6 м. За ней был входной люк. Управлялась лодка с помощью вертикальных и горизонтальных рулей, установленных за гребным винтом на крестообразном кронштейне и имевших тросовый привод, проложенный в надстройке.
Серия СМПЛ из 12 единиц, предназначенных для действий на Тихом океане (ХЕ-1 – ХЕ-12), была закончена в ноябре 1944 года. Они имели усовершенствованный навигационный комплекс, радио- и телефонную связь, кондиционирование воздуха и некоторые другие улучшения. В средней части ПЛ по левому борту установлена шахта системы работы двигателя под водой (РДП), заваливающаяся с помощью привода из прочного корпуса. Скорость хода в режиме РДП составляла шесть узлов на глубине два метра.
В начале 1952 года в строю находилось пять СМПЛ серии ХЕ, а к 1954-му осталась только одна. В связи с этим альянсу Vickers – Armstrongs была заказана пятая серия из четырех единиц Х-51 – Х-54, представляющих незначительную модификацию СМПЛ серии ХЕ. Отличались они от первых лодок серии установкой постоянной тумбы перископа, возвышавшейся над палубой надстройки на 1,7–1,9 метра, стационарной антенной радиосвязи и увеличением экипажа до пяти человек (из них три офицера). Лодки вступали в строй с первого октября 1954 года с интервалами в три месяца.
СМПЛ типа X и XE являлись наиболее оптимальными и достаточно эффективными разведывательно-диверсионными субмаринами, однако в начале 60-х годов XX века все они были выведены из боевого состава ВМС. Пока Великобритания не проявляет интереса к СМПЛ, а вот СПД эпизодически продолжает строить (на начало 2012-го имеется несколько СПД типа Mk.VIIIMod.1). Вместе с тем опыт Великобритании по созданию СМПЛ водоизмещением 30–50 тонн в настоящее время востребован в криминальном мире.
Работы в США
После окончания Второй мировой войны в американском флоте начали проводить эксперименты по проверке целесообразности использования сверхмалых лодок в боевых и специальных операциях. В 1949 году выполнялись исследования по приему сверхмалой лодки на большую ПЛ, находящуюся в погруженном положении. Летом 1950-го проводились учения совместно с английской СМПЛ типа ХЕ по прорыву в ВМБ «Норфолк». В течение 1953 года американцы исследовали две СМПЛ немецкой постройки и в итоге приняли решение о создании собственной субмарины такого класса.
СМПЛ SSX-1 спущена на воду в сентябре 1955 года и передана флоту в октябре. Она имела надводное водоизмещение 31 тонну и была предназначена для скрытной доставки разведывательно-диверсионных групп, постановки мин в портах и базах, а также для уничтожения с помощью легководолазов подводных заграждений во время десантных операций. SSX-1 имела хорошо обтекаемую форму практически без выступающих частей. Прочный корпус разделялся на два отсека: обитаемый, в котором располагались экипаж и приборы управления, и необитаемый, где находился двигатель со вспомогательными механизмами.
Носовая часть обитаемого отсека разделялась по высоте на два яруса прочной платформой. В нижней части размещалась шлюзовая камера для выхода легководолазов, а в верхней части – две койки, аккумуляторная батарея, баллоны воздуха высокого давления и кислорода. Также в верхней части корпуса устанавливался входной люк, крышка которого закрывалась откидным листом надстройки. В этом же отсеке размещались приборы гидроакустики, устройство для кондиционирования воздуха, пульт управления подводной лодкой и двигателем. ГЭУ впервые на СМПЛ была представлена ВНЭУ. Дизель, смонтированный в необитаемом отсеке, работал по замкнутому циклу на перекиси водорода, запас которой хранился в носовой оконечности прочного корпуса в цистерне объемом 1680 литров.
Из-за повышенной взрыво- и пожароопасности энергетической установки на SSX-1 в феврале 1958 года произошел взрыв. После ремонта в декабре 1960-го на ней смонтировали обычную ДЭУ. Поскольку SSX-1 предназначалась для диверсионно-разведывательных действий, то впервые была предусмотрена возможность транспортировки ее на самолетах и вертолетах. Для облегчения этой задачи корпус лодки выполнялся из трех блоков, соединенных болтами, при этом сборка могла производиться экипажем СМПЛ.
Для создания нормальных условий работы личного состава предусматривалась установка кондиционирования воздуха. Постоянный экипаж лодки состоял из двух офицеров-водителей, радиста-гидроакустика и механика. Кроме того, на борту можно было разместить еще четырех легководолазов-спецназовцев. SSX-1 использовалась в учениях и маневрах по проникновению подобных диверсионных средств в защищенные порты и базы, а также для разработки тактики борьбы с СМПЛ противника. В начале 70-х годов XX века данная СМПЛ выведена из боевого состава ВМС и дальнейшего развития боевые лодки этого типа тогда не получили.
Для разведки и диверсий
Только в 90-х годах американцы вновь вернулись к созданию СМПЛ – носителей боевых пловцов. При этом предполагалась транспортировка лодки по воздуху в разобранном виде или в боеготовом состоянии на большой ПЛ с возможностью многократной стыковки и расстыковки СМПЛ с носителем в подводном положении. Так, в рамках специальной программы ASDS (Advanced Swimmer Delivery System) с целью совершенствования средств доставки легководолазов-спецназовцев объединенное командование специальных операций (ОКСО) ВС США заказало корпорации Northrop Grumman разработку новой СМПЛ «сухого» типа.
Вновь разработанная СМПЛ ASDS имеет следующие ТТЭ: длина – 19,81 м, диаметр – 2,43 м, водоизмещение – 55 тонн, глубина погружения – свыше 300 метров. К месту выполнения задачи СМПЛ этого типа доставляются специально оборудованными ПЛА и надводными кораблями. Они могут также транспортироваться по воздуху самолетами С-5 и С-17.
Стальной прочный корпус лодки помещен в легкий корпус прямоугольной конструкции с округленными кормовой и носовой оконечностями, выполненными из композиционных материалов. Внутри прочного корпуса находятся два симметрично размещенных отсека – управления и транспортный (с цистерной вспомогательного балласта), разделенных сферической шлюзовой камерой. Командир СМПЛ и штурман располагаются в передней части первого отсека за пультами компьютера рабочей станции, которая имеет четыре многофункциональных дисплея и привод управления.
Выход боевых пловцов из СМПЛ в подводном положении осуществляется из шлюзовой камеры через днищевый люк (в средней части корпуса) диаметром 635 мм, который одновременно служит соединительной шахтой для перехода из СМПЛ в лодку-носитель. В верхней части шлюзовой камеры расположен аварийный люк.
Энергетическая установка электрическая. Мощность ГЭД – 55 лошадиных сил, скорость хода под водой – до 8 узлов, дальность плавания – до 125–200 миль. В качестве движителя применен винт фиксированного шага (ВФШ) в насадке. Питание ГЭД осуществляется от 14 ионно-литиевых полимерных АБ (каждый элемент размещается в цилиндрическом титановом контейнере размером 0,6х1,52 м). Разработчики отказались от серебряно-цинковых аккумуляторов с небольшим сроком службы (12–18 месяцев). Ионно-литиевые полимерные устройства служат в десять раз дольше.
Для управления используются кормовой вертикальный, кормовой и носовой горизонтальные рули. Маневрирование на малой скорости, а также отвод водного потока на высоких скоростях для снижения сопротивления обеспечивают четыре небольших водометных движителя (по два – в корме и в носу).
Экипаж лодки – два человека: командир (офицер-подводник) и штурман (офицер ССО ВМС). Она может транспортировать до восьми легководолазов-спецназовцев в зависимости от выполняемой ими задачи и экипировки. Автономность составляет всего одни сутки. СМПЛ оснащена тремя ГАС. Одна – в носовой части, а две других – в корме на поверхности корпуса. Лодка имеет два складных непроникающих подъемно-мачтовых устройства (антенна связи и электронно-оптический перископ).
Завершение постройки головного образца ожидалось в августе 1997-го, а с 1998 финансового года планировалось приступить к закупкам серийных СМПЛ. Однако только в августе 1999-го начались ходовые испытания головной СМПЛ. По окончании тестов она должна была войти в состав отряда специальных транспортировочных средств ССО Тихоокеанского флота и базироваться на ВМБ «Перл-Харбор» в штате Гавайи. Вторая СМПЛ – на ВМБ «Норфолк» штата Вирджиния. Для транспортировки СМПЛ под водой в район выполнения задачи используются специально оборудованные атомные подводные лодки (ПЛА).
СМПЛ типа ASDS устанавливается на верхней палубе лодки-носителя и крепится специальными фиксирующими пилонами, которые позволяют ей самостоятельно отстыковаться и пристыковаться. С целью отработки механизмов крепления новой СМПЛ и способов действий экипажа при выполнении стыковки под водой были переоборудованы ПЛА типа Los Angeles: SSN-772 – в 1997-м, SSN-766 – в 1999-м, а SSN-762 и SSN-768 – до конца 2003-го.
Фактически головная СМПЛ была сдана ВМС только в 2003 году. Всего предполагалось приобрести шесть подлодок (по одной в год). Однако трудности, с которыми столкнулись ее разработчики и строители, внесли коррективы как по срокам, так и по стоимости контракта. Расходы на проектирование и постройку головной субмарины возросли с 69,8 млн. долларов на момент его подписания в сентябре 1994-го с корпорацией Northrop Grumman до 230 млн. долларов в ценах 2000-го, а средняя стоимость серийной СМПЛ, составлявшая ранее 30–35 млн., возросла до 58,8 и продолжала расти.
В результате в 2006 году решено было закупить только одну СМПЛ, а всю программу закрыть. На этой СМПЛ в ноябре 2011-го произошел пожар и в настоящее время ее дальнейшая судьба неизвестна. По заявлению представителей центра НИОКР и закупок ОКСО ВС США, при строительстве головной лодки разработчики столкнулись с тремя основными проблемами:
— во-первых, не было учтено требование обеспечения равной прочности прочных корпусов (ПК) СМПЛ и ПЛА-носителя (первоначально глубина погружения была всего 45 м). Внесение соответствующих изменений в проект, в частности усиление ПК и установка цистерны главного балласта (ЦГБ) внутри ПК СМПЛ, повлекло за собой увеличение длины и массы лодки;
— во-вторых, преимущественное использование готового коммерческого оборудования для оснащения СМПЛ привело к задержкам и срывам в текущем графике работ и себя не оправдало;
— в-третьих, субподрядчики вначале не смогли разработать необходимую систему жизнеобеспечения.
Выполнять задачи в интересах ССО ВМС будут способны и все новые ПЛАТ типа Seawolf и Virginia. Они смогут перевозить до 50 разведчиков-диверсантов, а также транспортировать одну СМПЛ типа ASDS. ВС США для повышения боевых возможностей ОКСО усовершенствовали средства доставки сил специальных операций. Для этого в 2000–2006 годах были переоборудованы четыре ПЛАРБ типа Ohio, каждая из которых теперь способна транспортировать две СМПЛ типа ASDS или док-камеры и до 102 водолазов-спецназовцев.
В 2011-м также принято решение о восстановлении программы ASDS. Все разрабатываемые и строящиеся СМПЛ США относятся к группе разведывательно-диверсионных.
/Владислав Никольский, доктор технических наук, профессор;
Николай Новичков, кандидат технических наук, vpk-news.ru/