В 2014 году завершится работа над масштабным проектом по созданию отечественного бронированного автомобиля «Тайфун». Работа над семейством «Тайфун» является примером кооперации и комплексного подхода к решению задачи обеспечения защищенности в целом и противоминной стойкости, в частности.
Разработка общей конфигурации и компоновки кабин и функциональных модулей, а также энергопоглощающих сидений была выполнена ОАО «Евротехпласт». Для выполнения численного моделирования воздействия взрыва на конструкцию автомобиля были привлечены специалисты ООО «Саровский Инженерный Центр».
Головным разработчиком защиты бронеавтомобилей, разрабатываемых автомобильным заводом «Урал», является ОАО «НИИ Стали», неоднократный участник Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «INTERPOLITEX». Одна из задач, поставленная перед сотрудниками института — проведение численного моделирования воздействия взрыва на различные структуры противоминных конструкций.
«НИИ Стали» — одна из немногих российских фирм, сумевшая в эпоху перестройки найти применение своей уникальной испытательной базе, созданной для решения оборонных задач еще в 80-е годы. Именно здесь родилась и была реализована идея создания на основе существующих испытательных лабораторий специальных испытательных Центров по сертификации различной защитной продукции — бронежилетов, шлемов, банковской техники и т.п.
«Подходы к обеспечению противоминной защиты бронетехники в первую очередь определяются требованиями по защите экипажа и лишь во вторую – требованиями по сохранению работоспособности машины» — подчеркивает начальник отдела ОАО «НИИ Стали» Алексей Михайлович Кимаев. — Анализ динамики потерь позволяет однозначно утверждать, что противоминный компонент комплексной защиты бронетехники является сегодня особенно актуальным. Обеспечение противоминной защиты стало одной из главных проблем, стоящих перед разработчиками современных машин военного назначения».
Автомобили семейства «Тайфун» относятся к классу MRAP. Это первая разработка, созданная с нуля, а не модификация бронированного грузовика. Работа ведётся по нескольким направлениям – три колесные формулы (2х2, 4х4 и 6х6) и три модификации (капотные, бескапотные корпусные и бескапотные рамные). Такая концепция «модули-платформа-семейство» рассматривалась и раньше (проект «Гараж»), однако до «Тайфунов» была реализована только в семействе КамАЗа «Мустанг».
Бронеавтомобиль «Тайфун», созданный на базе шасси КамАз-4310, будет использоваться для доставки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.
Общая масса в снаряженном виде не превышает 9,5 тонн, полная масса – 17,5 тонн.
Расход горючего на 100 км составляет 35 л. Автомобиль может проехать около 630 км без дозаправки. Максимальная скорость бронеавтомобиля доходит до 80 км/ч.
Для бронеавтомобиля «Тайфун» не являются препятствием склоны с углом до 23º и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться.
В семействе автомобилей «Тайфун» реализованы практически все известные в настоящее время технические решения по обеспечению противоминной защиты:
— V-образная форма днища;
— многослойное днище обитаемого отделения;
— противоминный поддон;
— внутренний пол на упругих элементах;
— расположение экипажа на максимально возможном удалении от наиболее вероятного места подрыва;
— защищенные от прямого воздействия оружия агрегаты и системы;
— энергопоглощающие сиденья с ремнями безопасности и подголовниками.
Как показывает анализ, более половины применяемых в наше время взрывных устройств имеют тротиловые эквиваленты 6-8 кг. Именно этот диапазон следует признать наиболее вероятным и, следовательно, наиболее опасным.
С точки зрения характера поражения различают типы подрыва под днищем машины и под колесом (гусеницей). При подрывах под днищем весьма вероятным является нарушение целостности (пролом) корпуса и поражение экипажа как за счет динамических нагрузок, превышающих предельно допустимые, так и за счет воздействия ударной волны и осколочного потока. При подрывах под колесом, как правило, утрачивается подвижность машины, но основным фактором поражения экипажа являются только динамические нагрузки.
Общей чертой разрабатываемых современных машин является модульность большинства систем, в том числе защитных. Это позволяет адаптировать новые машины к предполагаемым условиям применения и, наоборот, при отсутствии каких-либо угроз избегать неоправданных затрат.
Наиболее опасными для бронетехники в настоящее время являются две противоположных, как по технологическому уровню, так и по способам применения, группы средств – высокоточное оружие (ВТО) с одной стороны и средства ближнего боя и мины – с другой.
Если применение ВТО характерно для высокоразвитых стран и, как правило, приводит к достаточно быстрым результатам по уничтожению группировок бронетехники противника, то широчайшее применение мин, самодельных взрывных устройств (СВУ) и ручных противотанковых гранатометов со стороны различных вооруженных формирований носит длительный характер.
Сложившийся подход к разработке противоминной защиты включает несколько стадий. На первом этапе выполняется численное моделирование воздействия продуктов взрыва на эскизно проработанную конструкцию. Далее уточняется внешняя конфигурация и общая конструкция днища, противоминных поддонов и отрабатывается их структура. Отработка структур также производится сначала численными методами, а затем испытывается на фрагментах реальным подрывом.
В рамках работ над новыми изделиями, ОАО «НИИ Стали» провели численное моделирование воздействия взрыва на различные структуры противоминных конструкций. После завершения детальной разработки конструкции машины, моделируются различные варианты её подрыва.
«По итогам расчетов производятся необходимые доработки, результаты которых проверяется уже реальными испытаниями на подрыв. Такая многоступенчатость разработки позволяет оценивать правильность технических решений на различных стадиях проектирования и в целом снизить риск конструктивных ошибок, выбрать наиболее рациональное решение» — подчеркивает Алексей Кимаев.
Год назад, в начале июня 2011 года в Бронницах, на базе Научно-исследовательского испытательного центра Минобороны РФ, на выставке новейших разработок в области военной техники наибольшее внимание привлекали именно бронеавтомобили семейства «Тайфун», представленные в количестве трёх экземпляров – два капотных «Урала» и бескапотный «КамАЗ».
По оценкам военных экспертов новая разработка – бронеавтомобиль «Тайфун» — не уступает иностранным MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). Министр обороны России Анатолий Сердюков, заявил, что бронеавтомобили именно этого типа будут закупаться в ближайшие годы.
/По материалам arms-expo.ru/