Российский фрегат «Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков»

Минпромторг подготовил масштабный проект государственной программы по развитию судостроения в России. Общий объем финансирования в рамках данной программы должен составить около 1,3 трлн. рублей. В первую очередь, данная программа будет ориентирована на развитие оборонных предприятий, в то время как в гражданском судостроении основной упор будет сделан на постройку судов ледового класса, а также шельфовые проекты. Основным получателем денежных средств в рамках программы по развитию судостроения станет Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

Новая государственная программа, разработанная петербургским ЦНИИ имени академика Н. Крылова совместно с Минпромторгом основывается на выполнении 5 ранее озвученных федеральных целевых программ: «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы (РГМТ-2016), РГМТ-2025, которая начнет действовать с 2017 года и РГМТ-2030, а также «Развитие ОПК-2020» и «Развитие ОПК-2025». Таким образом, сроки реализации новой программы охватывают временной период до 2030 года. При этом основной объем средств на техническое перевооружение предприятий будет отправлен в оборонный сектор.

Ледокол «Ямал»

По информации издания «Коммерсантъ», общий объем финансирования программы составит 1,3 трлн. рублей, при этом большая часть суммы (940 млрд. рублей) будет направлена на «сохранение, укрепление и развитие проектно-конструкторского, научного и производственного потенциала отрасли». Примерно 319 млрд. рублей будут направлены на «разработку опережающего научно-технического задела и современных технологий, необходимых для разработки перспективной морской техники».

Еще порядка 45 млрд. рублей будет направлено на «достижение в российском судостроении уровня передовых стран по технологичности производства, качеству выпускаемой продукции, а также производительности труда». В подготовку для отрасли новых кадров планируется вложить около 0,7 млрд. рублей. При этом как отмечают источники «Коммерсанта», окончательные параметры программы в данный момент находятся в стадии «обсуждения» и могут быть откорректированы.

В рамках данной программы Минпромторг рассчитывает добиться рентабельности вложений бюджетных средств на уровне в 1,59 руб. на каждый рубль инвестиций.

В приведенной презентации говорится о том, что дополнительная выручка от инвестиций может составить более 25% или 350 млрд. рублей.

При этом в рамках реализации программы в отрасли должно появиться порядка 20 тысяч новых рабочих мест, а окупаемости инвестиций планируется достичь за 10 лет.

Основной упор в гражданской части программы будет сделан на крупные шельфовые и арктические проекты, в частности, именно на их реализацию ориентирована «РГМТ-2025». В качестве основных целей данной программы отмечаются «эффективное освоение морских месторождений углеводородов в Арктике», а также «обеспечение эффективной эксплуатации Севморпути». Потребности России в ледоколах до 2020 года оцениваются в 26 единиц (включая 6 атомных ледоколов – 1 мощностью 110 МВт и 5 мощностью 60 МВт).

Помимо этого Россия нуждается в 230 танкерах, а также в 40 новых газавозах. Общая потребность в судах для освоения шельфа составляет порядка 130 единиц, из которых 30 приходятся на платформы, а 90 на суда обеспечения. В целом же, по оценкам Минпромторга, потребность России в гражданской морской технике составляет 1400 судов.

Акцент гражданского судостроения на выпуск кораблей ледового класса и шельфовой техники является логичным из-за экспортного потенциала и внутреннего спроса – в других сегментах, к которым относятся, к примеру, баржи, конкуренцию с китайскими и южнокорейскими производителями будет выдержать очень трудно, отметил первый зампред комитета по промышленности Государственной Думы России Владимир Гутенев.

Читайте также  Подводники, о которых почти никто не знает

При этом в настоящее время в России реализуются далеко не все шельфовые проекты, на которые очень рассчитывали производители. К примеру, освоение Штокмановского месторождения, расположенного в Баренцевом море, было отложено на неопределенный срок.

Новый корвет на стапелях судоверфи

Кораблестроительная программа в рамках ГПВ-2020

До 2020 года в рамках реализации государственной программы вооружений планируется потратить на переоснащение армии около 20 трлн. рублей. При этом кораблестроительная программа в рамках ГПВ-2020 является одной из наиболее затратных и проблемных отраслей. Только на обновление российского военного флота планируется потратить около 5 трлн. рублей.

В свое время Анатолий Сердюков назвал заявленные судостроителями цены – «дикими». Но у этой дикости есть свое объяснение. Долгий цикл постройки крупных надводных и подводных боевых кораблей на фоне роста цен на комплектующие, материалы, энергоносители и продолжающуюся структурную инфляцию отрицательным образом сказывается на ценообразовании в отрасли.

При этом в качестве дополнительного фактора существенного роста цен на серийное производство новых подлодок в сравнении с головными лодками, стало и широкое применение при их постройке металлоконструкций от других АПЛ, постройка которых была «заморожена» еще в начале 1990-х годов. Несмотря на все это задачу по обновлению корабельного состава ВМФ придется решать в любом случае. Согласно решениям, которые были приняты при формировании общего облика ГПВ-2020, на нужду флоты планируется потратить около 4,7 трлн. рублей, при этом примерно 1/3 от этой суммы будет потрачена еще до 2015 года.

Наряду с этим, еще в начале 2012 года вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказал о том, что в 2011 году по отрасли кораблестроения было отмечено существенное снижение объемов производства – на 16,2%, до 211,5 млрд. рублей. При этом корабельный состав российского военно-морского флота по своему количественному составу вплотную подошел к минимально необходимому уровню для решения разного рода боевых задач. Именно поэтому России просто необходимо срочное обновление парка боевых кораблей.

Российский фрегат «Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков»

Обновление атомного подводного флота России связано с 2-мя новыми платформами:
— многоцелевыми подлодками проекта 885 «Ясень»;
— стратегическими подводными ракетоносцами проекта 955 «Борей».

В настоящее время на испытаниях находятся 2 АПЛ проекта «Борей» – лодки «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», а также головной корабль проекта 885 – «Северодвинск». До 2020 года российский флот должен получить, в дополнение к уже имеющимся подлодкам, как минимум 6 стратегических ракетоносцев (будут строиться по измененному проекту), а также не менее 9 многоцелевых подводных лодок модернизированного проекта 885М.

Если говорить о неатомных субмаринах, то здесь ситуация уже не такая радужная. Попытка поставить на вооружение флота подлодки проекта 677 «Лада» с воздухонезависимыми двигателями пока что не имеет успеха. Головная лодка данной серии – «Санкт-Петербург» все еще находится в опытной эксплуатации, а 2-е других лодки «Кронштадт» и «Севастополь», по всей видимости, если и будут до конца достроены, то уже по модернизированному проекту.

Читайте также  Сухопутные войска России пополнятся 120 «Искандерами»

В этих условиях целесообразным следует признать решение, по которому для пополнения подводной группировки кораблей прибрежной зоны командование флота стало размещать заказы на уже отработанную платформу – лодки проекта 636.3 «Варшавянка». Первый контракт на постройку 3-х таких лодок уже заключен. Всего же для нужд Черноморского флота России планируется построить 6 данных подводных лодок.

Надводную группировку российского флота было решено обновлять «снизу». В настоящее время военное ведомство работает над вопросом об облике перспективного авианосца, но постройка такого рода корабля не входит в планы по перевооружению флота до 2020 года. При этом планируется осуществить программу по постройке кораблей океанской зоны – «корветов» и «фрегатов».

При этом корабли проекта 22350, которые в свое время подавались в качестве универсальная платформа для военных кораблей основного класса, пока буксуют с вводом в строй. Головной фрегат «Адмирал Горшков» был заложен еще в 2006 году, спуск корабля на воду произошел в 2011 году, в то же время второй корабль данного проекта «Адмирал Касатонов» был заложен лишь в 2009 году.

К постройке прочих кораблей из данной серии в 8 единиц на «Северной верфи» еще даже не преступали. В свое время даже озвучивались цифры о постройке 20-30 кораблей данного проекта, но сегодня данные показатели выглядят явно нереалистичными.

Подлодки проекта 636.3 «Варшавянка»

Исходя из этого, командование флота решило вновь прибегнуть к испытанному ранее приему: быстрому контрактованию отработанного экспортного проекта, который переделывается для российских нужд и реалий. Именно таким образом на калининградской верфи «Янтарь» появились 2 контракта на строительство фрегатов проекта 11356М, которые представляют собой незначительно переработанную версию фрегатов, строящихся по индийскому проекту Talwar.

Если же говорить о более мелких судах, то в настоящее время законтрактовано существенное число корветов проекта 20385. При этом неурядицы с судостроительным предприятием «Северные верфи», где планировалось строить данные корабли, не позволили отладить быстрое и ритмичное исполнение данного заказа. В данный момент «Северные верви» переходят под оперативный контроль ОСК, что может повлечь за собой перенос заказа на другие судостроительные предприятия, но в любом случае работы по данным корветам будут идти по реалистичному графику.

Помимо боевых кораблей состав российского флота до конца 2020 года должен пополниться и различными вспомогательными судами. По словам замминистра обороны России генерала армии Дмитрия Булгакова, всего до 2020 года планируется построить 96 вспомогательных кораблей для флота. В 2012 году уже были заключены контракты на приобретение первых 5-и вспомогательных судов.

По словам Дмитрия Булгакова, в настоящее время Министерство обороны закупает лишь комплексные суда тылового и технического обеспечения. На каждом из этих кораблей будет предусмотрено все необходимое: от наличия средств пожаротушения, до обеспечения продовольствием, водой, горючим, различным военно-техническим имуществом, в том числе боеприпасами и ракетами, отметил генерал.

В целом же стоит отметить, что основную массу заказов по ГПВ-2020 еще лишь предстоит сформировать в районе 2015 года, так что у российских судостроителей остается небольшой запас времени на подготовку.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя