Дозаправка в воздухе ракетоносца-бомбардировщика Ту-160

В статье редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова «Новый бомбардировщик для Дальней авиации: за и против», опубликованной 28 августа, предложена заслуживающая внимания альтернатива разработке перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). В то же время в статье ощущается некоторая недооценка Дальней авиации как составной части стратегических ядерных сил (СЯС) России.

Действительно, если учитывать основные формы применения стратегических ядерных сил, присущие эпохе холодной войны, то роль авиационной компоненты СЯС в стратегической триаде была на третьем месте. Это было обусловлено и количественными характеристиками, и качественными.

ПАДЧЕРИЦА В ЯДЕРНОЙ ТРИАДЕ

На авиационную компоненту СЯС как России, так и США приходится наименьшее количество ядерных зарядов. Когда основной формой применения СЯС было проведение массированных ядерных ударов в форме ответно-встречного (до ядерного воздействия противника) или ответного (после ядерного воздействия противника), то роль авиационной составляющей была минимальной. В ответно-встречном ударе они не могли принять участие по временным характеристикам доставки ядерных зарядов до объектов поражения.

Дозаправка в воздухе бомбардировщика B-2 «Спирит»Дозаправка в воздухе тяжелого стратегического бомбардировщика B-2 «Спирит».

Вклад в потенциал ответного удара при незначительном (в сравнении с наземной и морской составляющими) количестве зарядов и проблематичности преодоления противовоздушной обороны противника был несущественным.

Однако в трехкомпонентной структуре СЯС, базирующейся на использовании трех сфер – наземной, воздушной и водной, заложен высокий потенциал гибкости. Каждая компонента СЯС обладает уникальными качествами. И, как представляется, в современных условиях, сложившихся после окончания холодной войны и присущих процессам глобализации, решающую военную роль приобретает именно авиационная составляющая СЯС. За наземной и морской составляющими остается главенствующая политическая роль, а военная отходит на второй план, снижаясь до незначительного уровня.

Чем обусловлены подобные предположения?

По условиям применения первостепенную роль при упреждающем ударе противника играют наземные комплексы межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В условиях ответного удара решающая роль принадлежала морской компоненте стратегических ядерных сил (МСЯС). Их живучесть после ядерного воздействия наибольшая. Обе эти компоненты (наземная и морская) СЯС обеспечивают состояние стратегической стабильности на всю обозримую перспективу.

Никакая система противоракетной обороны не способна обеспечить безнаказанность первого ядерного удара нападающей стороны. Но это утверждение справедливо лишь для ранее согласованного СССР и США понятия стратегической стабильности. Способность лишить противника возможности нанесения безнаказанного ракетно-ядерного удара, несомненно, продолжает играть большую роль в обеспечении ядерного сдерживания. Однако сценарии ядерной войны с обменом массированными ракетно-ядерными ударами можно считать ушедшими в прошлое.

РОЛЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ

Глобализация привела к тому, что открытое и широкомасштабное применение даже обычных вооруженных сил вошло в противоречие с экономическими интересами тех, кто раньше был заинтересован и «платил» за войну. Поддержание устойчивости мировой экономики превратилось в общий интерес и государств, и, что может быть даже более важно, надгосударственных финансово-экономических транснациональных структур.

Как отмечал Карл Клаузевиц, «война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю».

Глобализация стала возможной благодаря развитию глобальных информационных систем, которые одновременно создали условия для реализации идей древнекитайского военного теоретика Сунь-Цзы, фактически заложившего за шесть веков до нашей эры идеи психологических войн и информационного противоборства в целом.

Читайте также  Физические явления, с которыми сталкиваются в авиации

Для того чтобы «заставить противника выполнить нашу волю», теперь нет необходимости захватывать его территорию, громить в сражениях его вооруженные силы, разрушать экономику его государства.

В условиях глобализации не только ядерное оружие, но и в целом военная мощь превратились из потенциала средств ведения войны в политический потенциал силовых возможностей, способствующий навязыванию своей политической воли противнику.

Тем не менее, применение военной силы остается весьма вероятным для разрешения конфликтных ситуаций, и мечта о всеобщем мире остается утопией. Вопрос лишь в формах и условиях применения военной силы. Как показывает опыт последних десятилетий, даже США, сохраняя позиции мирового лидера с доминирующей военной мощью, вынуждены искать легитимные формы ее использования, а в последнее время еще и стремясь к видимости своего присутствия на вторых ролях.

Повышенное внимание в США к созданию средств нанесения глобального удара совершенно четко соответствует наметившимся тенденциям новых форм применения военной силы в современных условиях. Сценарии современных конфликтов просматриваются на примере недавних военных конфликтов. Их основное содержание примерно следующее.

Проведение информационных операций в интересах дестабилизации внутриполитической обстановки в той или иной стране, содействие, в том числе с привлечением сил специальных операций как своих, так и союзников, приходу к власти «нужных» политических сил.

При неспособности «нужных» политических сил мирным путем захватить власть поддержка действий вооруженных формирований оппозиции высокоточными ударами по критическим объектам инфраструктуры. Ввод в действие группировок сухопутных войск по возможности исключается, но силы специальных операций могут активно использоваться для поддержки вооруженных формирований оппозиции.

Дозаправка в воздухе ракетоносца-бомбардировщика Ту-160Дозаправка в воздухе стратегического сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-160.

Глобальные интересы США и их союзников диктуют необходимость глобального проецирования силы, поэтому и ставится задача проведения высокоточных ударов обычным оружием на глобальную дальность. Применение для этих целей ядерного оружия для нанесения таких ударов маловероятно, но не исключается. Одиночный или групповой ядерный удар при отсутствии угрозы эскалации ядерного конфликта может рассматриваться в качестве крайнего средства демонстрации решимости в использовании всего арсенала средств в интересах навязывания политическому руководству противника своей воли.

Очевидно, что для нанесения таких ударов наименее рационально использовать межконтинентальные ракеты наземного или морского базирования. МБР – оружие разового использования. Сохранение их потенциала в конфликтной ситуации – мощный инструмент противодействия эскалации конфликта и тем более эскалации ядерного конфликта. Применение МБР для одиночных и особенно групповых ударов еще и крайне опасно, так как может спровоцировать проведение противником массированного ответно-встречного удара.

Читайте также  Су-25СМ: вторая молодость «Грача»

АВИАЦИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Уникальность воздушной составляющей СЯС как раз и состоит в том, что только авиационные носители могут быть использованы и для нанесения ударов неядерным оружием, и для нанесения ядерных ударов. В том числе при необходимости многократно. Немаловажно также и то, что в соответствии с действующим Договором по СНВ теперь за каждым авиационным носителем стратегического назначения засчитывается лишь один ядерный заряд.

Поэтому при возобновлении производства ТУ-160, прибавляя в официальный зачет один ядерный заряд, реальное их количество будет в 12 раз больше (в варианте оснащения крылатыми ракетами).

Как бы ни были маловероятны межгосударственные военные конфликты (в последние десятилетия четко просматривается тенденция снижения числа межгосударственных конфликтов при увеличении количества внутренних конфликтов), но из всех видов и родов войск, в случае возникновения конфликта, требующего огневого поражения противника, возрастающую роль начинает приобретать авиация – и особенно авиация дальнего радиуса действия. Именно ее потенциал в современных конфликтах становится наиболее востребованным.

Предложения о сохранении и модернизации существующего парка Дальней авиации, включая различные модификации Ту-22, абсолютно логичны. Отечественный и американский опыт эксплуатации авиации такого класса показывает, что потенциал возможной модернизации с приобретением в старой форме новых качеств у этой техники велик. На тех же Ту-22 успели пройти службу и отцы, и дети во многих традиционно авиационных семьях. Тем более велик диапазон модернизации Ту-160.

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3

Отсюда вовсе не следует, что нет необходимости продолжения работ над перспективным авиационным комплексом Дальней авиации. Но содержание этих работ представляется необходимым сосредоточить на исследовательских вопросах, связанных с теми задачами, которые должен решать этот комплекс. На данном этапе интенсивно меняется многое – и формы ведения боевых действий, и выбор целей для поражения, и способы поражения целей (на объекты электроснабжения и системы управления вовсе не обязательно воздействовать огневым поражением). Все большее распространение приобретают беспилотные летательные аппараты, расширяется диапазон их предназначения и возможного применения.

Спешить с воплощением в металле нового ПАК ДА нет смысла. Хотелось бы обратить внимание, что речь идет не о новом самолете, а о комплексе. Это значительно более широкое понятие. В том числе ПАК ДА должен, по всей видимости, обеспечивать управление всем комплексом средств, возможно, выходящим за рамки средств Дальней авиации, а может быть, и за рамки авиации в целом, которые необходимо использовать в интересах выполнения боевой задачи. Не исключено, что главной проблемой создания ПАК ДА может стать создание не нового комплекса авиационных носителей, а системы управления комплексом разнородных сил и средств.

ПАК ДА имеет далёкую перспективу, но не в сроках создания, а в уровне востребованности и в роли формирования военной мощи России.

/П.С.Золотарев — генерал-майор в отставке, к.т.н., замдиректора Института США и Канады РАН, nvo.ng.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Короче не ломайте голову, любители авиации. Видели B-2???. Наше КБ Туполева чтоб не терять время взяло… да и скопировало «облик» заокеанского «летающего крыла». Ещё и НИР выполнило на енту тему. Какие у нас «опытные КБ» мастера всё «слизывать» своих мозгов просто нет. Да и откуда им взяться, если в ентих «КБ» одни «дедушки» за 60 лет. Они и «разрабатывают» облик «перспективного» дозвукового бомбовоза. Если вы читаете, то знаете что в США разрабатывают бомбовоз «Фалькон» который будет летать со скоростью правильно 9000км/ч, покедова, перспективный бомбовоз имени Туполева, ты не тот, тебя уж очень мало, в смысле прошлый век. Америка «летит» вперёд, а мы???. В КБ Туполева эти «деды» совсем безмозглые. На хрена нам «бомбовоз» ДОЗВУКОВОЙ. С массой в 226 тонн, ну пусть бы он «делал» по прямой 2500км/ч, как и все истребители. Если мощности двух ПД 30 мало, поставили четыре ПД 30, и пусть себе «чешит» в 2500км/ч, чтобы избежать «перегрева» дюральалюминия. Но тут очень «сложная аэродинамика» не позволяющая разогнать «летающее крыло» быстрее 800 км/ч. Вот это идиотизм 21 века. На хрена он нам нужен, это же «каракатица» малозаметная, неповоротная до нельзя, больше 6 тонн керосина в час «кушает» нахрена, я так и не понял?????????????????????. И расходы охренительные.

  2. Я как то читал, у нас остались «разработки» датируемые 1989 годом. Так вот СССР «планировал» разработать истребитель- перехватчик с внутренними отсеками для вооружений, вполне мог бы и исполнять обязанности бомбовоза. Размером был с Ту 22м3, собственно говоря его и проектировали для «замены» Ту 22м3, проект на «бумаге завершён», но не построен, не испытан. Вес 95 тонн, нагрузка 12 тонн, скорость 5300км/ч, двигатели 2. 30 000 л.с каждый. высота полёта 37 000 метров. Ту 22м3 просто позапрошлый век. Но как говорят: «Не судьба». Впрочем всё в этом мире повторяется. В одном КБ разрабатывают 35 метровый перехватчик дальнего радиуса действия. По слухам масса снижена до 70 тонн, мощность двух двигателей снижена до 50 000 лошадей, потолок 30 000 метров, скорость до 4600км/ч. Подходит для выполнения бомбардировочных задач (внутренние отсеки, масса нагрузки до 16 тонн), вот это вполне себе современный перехватчик, бомбардировщик, разведчик, воздушный командный пункт), это всё можно реализовать до 2020 года, лишь бы «финансировали». Да Ту 160 летает с 1981 года, а ту 22м3 летает с 1975 года, это уму не постижимо, как они в небе на куски не разваливаются, несмотря на шпангоуты, лонжероны, нервюры, бимсы, и.т.д. В общем к 2028 году надо сменить «долгоиграющую пластинку» на новую «цифровую флешку».

  3. Самое печальное то, что ПРЕЗИДЕНТ СТРАНЫ сказал: Нам не очень то и хочется, военными проектами заниматься, НО парадокс в том, что некоторые «бомберы» с 70х годов прошлого века «несут боевую вахту». Ведь действительно Ту 22м3 «безнадёжно» устарел. Та же история и с Ту 95. Этот вообще с 1956 года «бороздит над океанами». Более менее «выгладит» Ту 160. Это единственный «бомбер» который лет 10 отлетает, и ничего с ним не будет. Я бы рассматривал «малозаметное летающее крыло Туполева» как запасной вариант. Основным «обязан» быть Гиперзвуковой «бомбер». Мне скажут «Жутко дорого», Я отвечу » Жизнь штука дорогая, и современная авиация тоже, дорогая» вот и весь ответ. Старьё на подобие Ту 95 не имеет перспектив на модернизацию, ибо всё это абсурд, модернизировать машины 50х годов прошлого века. Я голосую за 21 век, а вы?????

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя