Истребитель Т-50 защитят от «зависания»

Минпромторгу понадобилась промышленная технология создания электронной начинки для российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50). За разработку интегрированной модульной авионики (ИМА) боевых комплексов ведомство готово заплатить почти 68 млн. рублей. Требуется разработать информационно-вычислительные модули, отвечающие за выполнение большинства процессов: самолетовождение, экранную индикацию, навигацию и множество других — за исключением примитивных вроде кондиционирования и выпуска шасси.

Фактически ПАК ФА уже готов, первая партия самолетов должна, по планам Министерства обороны, сойти с конвейера в 2015 году. Три опытных образца машины уже проходят программы летных испытаний. Поэтому Минпромторгу требуется именно промышленная технология изготовления тонкой авиационной электроники.

Истребитель Т-50 защитят от «зависания»

Большая часть информации о характеристиках Т-50 держится в секрете, известно только что самолет соответствует требованиям к истребителям пятого поколения:

— развивает сверхзвуковую скорость без включения форсажа;
— обладает низкой радиолокационной заметностью;
— маневрирует при значительных перегрузках.

Согласно конкурсной документации, главная задача проекта — перейти от классической многомашинной вычислительной системы к интегрированной в соответствии с концепцией ИМА. «Это отказ от системы, в которой каждую отдельную задачу решает отдельная машина. Внедряется система, где многие задачи могут выполняться на одном процессоре», — объяснил Константин Егоров, специалист по модульной авионике, заведующий лабораторией в НИИ авиационных систем.

Егоров говорит, что такая технология активно внедряется в гражданскую авиацию и, очевидно, должна присутствовать и в военном самолетостроении. ИМА менее затратна, чем классическая система, и при этом может обеспечить большую производительность. Каждый процесс получает свой уровень приоритета, самые критичные выполняются в первую очередь, поэтому система оказывается защищенной от «зависания».

Если переход на ИМА не произойдет в Т-50, это скажется на всей отрасли, ведь создание этого истребителя — один из основных стимулов для развития ВПК России, говорится в конкурсной документации. Мировое авиастроение уже перешло на новую интегрированную систему авионики более десяти лет назад. «Сохранение классической схемы увеличит отставание от мировой практики и окончательно сделает отечественную авиапромышленность неконкурентоспособной», — предрекают авторы технического задания.

Читайте также  Некоторые особенности действий палубной авиации, ч.2

«Это действительно серьезный шаг вперед для отечественной авионики, — соглашается эксперт в области оборонных исследований, старший научный сотрудник МФТИ Илья Клабуков. — С точки зрения совершенствования военной техники и повышения уровня обороноспособности страны заявленная программа не вызывает возражений».

При этом специалисты советуют обратить внимание на технические требования к системам, которые предстоит разработать для истребителя. По их мнению, оборудование с заявленными характеристиками вряд ли может обеспечить России технологическое превосходство. «Подход к ее разработке похож одновременно на конструктор Lego и на навязчивую идею догнать Lockheed Martin, а не на технологию боевого превосходства, — сетует Клабуков. — В качестве основы для создания системы берутся стандарты американской компании ARINC и Ассоциации VITA, как будто проектируется авионика не для ПАК ФА, а для экспортного Sukhoi Superjet».

И.Клабуков предполагает, что бортовая цифровая вычислительная машина будет собрана из доработанных процессорных модулей разработки ЗАО «МЦСТ». По его мнению, отечественные микросхемы вполне годятся для военной техники: для истребителя требуются изделия класса military and space, где важна надежность. Даже при желании использовать зарубежные чипы из этой идеи ничего не вышло бы, для этого России пришлось бы либо вступить в НАТО, либо завладеть техникой обманным путем. Вряд ли кто-либо из ведущих производителей этого оборудования продаст России микросхемы для строительства истребителя.

/Константин Пукемов, izvestia.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. С одной стороны это уменьшит вес авионики, с другой стороны старая система не «вылетит» вся сразу из-за поломки одного процессорного модуля. Да и апгрейдить отдельные системы проще, чем весь комплекс целиком.

  2. Чем же Илюшеньке ARINC не угодил? Это такой же основополагающий базис как ISO в своей области. У нас ещё в союзе беззастенчиво драли эту документацию делая переводы в виде ГОСТов, A429 например.
    Ещё хочу сообщить «старшему научному сотруднику», что сделать авионику для Суперджета, задача более сложная, чем для Т-50. Да, там нет задач боевого применения, но он возит пассажиров, а значит есть такое понятие, как сертификация, в т.ч. в EASA. Построение разработки по нужным нормам и взаимодействие с авиационными властями Европы, это очень стрёмный и тяжёлый труд. Боевой машине сертификация не нужна и это прямо сказывается на уровне требований и качестве конечного продукта.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя