По данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) за два года, прошедшие с момента завершения операции по «принуждению Грузии к миру», режиму Саакашвили за счет помощи из-за рубежа удалось не только восстановить военный потенциал страны, но и существенно его превысить по состоянию на момент начала агрессии против Южной Осетии.
• Во многом это связано с тем, что мировое сообщество так и не приняло предложение России о введении международного эмбарго на поставки в Грузию вооружений и военной техники. Более того, в эти два года в Грузию активно поставлялись вооружения из-за рубежа.
• Восстановление военного потенциала велось по трём основным направлениям:
— закупка военной техники для восполнения потерь;
— восстановление инфраструктуры (базы и другие военные объекты);
— совершенствование обучения военнослужащих грузинской армии.
ЗАКУПКА ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ВОСПОЛНЕНИЯ ПОТЕРЬ
• На момент завершения конфликта в ходе боевых действий потери в технике Вооруженных сил Грузии составили 6-8 самолетов, 16-20 танков, 14-18 БМП и БТР, 2-3 пусковых установки РСЗО и РЛС.
• По данным российского Минобороны, на территории Южной Осетии было захвачено 65 грузинских танков. Из них 44 танка были вывезены в Россию, остальные были уничтожены на месте по причине неисправности, либо полной непригодности к эксплуатации.
• Также российскими войсками было захвачено 5 ПУ ЗРК «Оса», 15 БМП-2, несколько 122-мм буксируемых гаубиц Д-30 и 15 бронеавтомобилей «Хаммер». Значительное количество техники было захвачено на грузинских военных базах. В частности, в Гори при отступлении грузинские войска оставили 15 танков T-72, несколько десятков бронированных машин и артиллерийских систем вместе с боеприпасами. Часть боеприпасов была уничтожена, либо эвакуирована в Россию.
• Большое количество стрелкового оружия было вывезено в качестве трофеев с базы в Сенаки. В ходе боевых действий было уничтожено или повреждено 15 единиц надводных кораблей, в том числе несколько патрульных катеров.
• Однако эти потери в военной технике не столь значительны по сравнению с тем, что имелось на вооружении армии Грузии.
По состоянию на 1 января 2008 года на вооружении Грузии имелись следующие виды вооружений.
Бронетехника: 196 танков Т-72, 62 танка Т-55/АМ2, 60 БМП-1, 85 БМП-2, 2 БТР-60ПБ, 17 БТР-70, 27 БТР-80, 11 БРМ-1К, 51 бронемашина МТ-ЛБ.
Артиллерийские системы: 100-мм орудия Т-12 – 40 ед., 122-мм орудия Д-30 – 83 ед., 152-мм орудия 2А36 – 3 ед., 152-мм орудия 2А65 – 11 ед., 152-мм САО 2С19 – 1 ед., 152-мм САО 2С3 «Акация» — 13 ед., 152-мм САО «Дана» — 24 ед., 203-мм САО 2С7 «Пион» — 6 ед.
Минометы: 60-мм S6-210 – 30 ед., 82-мм M-69 – 25 ед., 100-мм M-57 – 50 ед., 120-мм М-43 – 31 ед., 120-мм УБМ-52 – 25 ед.
ПТУР: «Фагот» — 56 ед., «Конкурс» — 758 ед., «Комбат» — 400 ед.
РСЗО (ракетные системы залпового огня): 122-мм RM-70 – 6 ед., 122-мм БМ-21 – 16 ед., 160-мм LAR – 4 ед., 262-мм M-87 «Оркан» — 4 ед.
УБС (учебно-боевые самолёты): L-39 «Альбатрос» — 8 ед., Су-25УБ – 1 ед., L-29 «Дельфин» — 9 ед.
Штурмовики: Су-25 – 5 ед., Су-25К – 17 ед.
Вертолеты: UН-1Н «Ирокез» — 7 ед., Ми-2 – 2 ед., Ми-8Т – 4 ед., Ми-24 – 9 ед.
БПЛА: «Гермес-450» — от 8 до 16 ед.
ЗСУ и ЗУ: 23-мм ЗСУ-23-4 «Шилка» — 4 ед., 23-мм ЗУ-23-2М – 12 ед.
ВМТ: десантные катера – 4 ед., артиллерийские катера – 2 ед., патрульные катера – 34 ед., ракетные катера – 1 ед., минно-тральный корабль – 1 ед.
ПЗРК: «Гром» — 30 ед., «Стрела-2М» — более 200 ед.
Средства ПВО: ПУ ЗУР «Бук-М1» — 6 ед., «Круг» — 40 ед., «Оса-АКМ» — 4 ед., С-75/125 – 35 ед.
• К моменту агрессии против Южной Осетии, то есть за 7 месяцев 2008 года, по ряду видов военной техники были осуществлены очень значительные поставки.
• Следует отметить, что как до момента агрессии против Южной Осетии, так и после него наряду с декларированным экспортом вооружений в Грузию, многие страны практиковали с режимом Саакашвили так называемый «черный» и «серый» экспорт вооружения и военной техники (ВиВТ). Особенно это стало характерным в постконфликтный период. Огромное количество вооружений было передано бесплатно, либо по демпинговым ценам. Многие сделки осуществлялись секретно и нигде не декларировались. С точки зрения военно-технического сотрудничества в последние годы Грузию можно охарактеризовать как «черную дыру».
• В этой связи военный экспорт в Грузию в период после завершения конфликта и вплоть до настоящего времени полностью просчитать невозможно. Тем не менее, определенная статистика имеется и постоянно пополняется, поскольку данные о многих реализованных контрактах становится известными значительно позднее после фактической передачи вооружений. На текущий момент ЦАМТО оценивает идентифицированный экспорт вооружений в Грузию в последние два года в пределах 20-25% от его реального объема.
• Однако даже по идентифицированным поставкам, перечень которых приведен ниже, можно судить о том, что военный потенциал Грузии в части оснащения ВиВТ не только восстановлен, но и превышает довоенный уровень.
УКРАИНА
• Грузия выбрала Украину в качестве стратегического союзника в сфере поставок вооружений и военной техники. Активные поставки вооружений в Грузию Украина осуществляла вплоть до момента избрания президентом Виктора Януковича (то есть до февраля 2010 года).
• Согласно данным Минобороны РФ, обнародованным вскоре после окончания конфликта, Украина планировала поставить Грузии: 25 БТР-80, 20 БМП-2, 3 РСЗО «Смерч», 12 ед. 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация», 50 ПЗРК «Игла-1» и 400 ракет к ним, 10 боевых вертолетов, 300 снайперских винтовок СВД, 10 тысяч автоматов АК-74, 1 тысячу РПГ-7В, 60 млн. патронов 5,45×39, 30 млн. патронов 7,62×39, 5 тыс. выстрелов к РПГ-7В, противотанковые мины (25 т), противопехотные мины (70 т), 100 двигателей для танков Т-55.
• Кроме того, «Укрспецэкспортом» были подготовлены документы на поставку в Грузию технических комплексов для штурмовиков Су-25. В четвертом квартале 2008 года планировалось поставить в Грузию 12 новых танков Т-84У «Оплот».
• Большая часть приведенных выше данных не поддается контролю и идентификации. Ниже приведены только идентифицированные поставки.
• В 2009 году Украина поставила Грузии 10 танков Т-72, а также 3 БТР-80. В том же году был завершен контракт на поставку 25 БТР-70.
• Кроме того, в 2009 году было поставлено 20 ПЗРК «Игла», 40 единиц ПЗРК «Стрела» и очередная партия ПТУР «Комбат» (количество не известно). До конфликта было поставлено 400 ПТУР данного типа.
• На 2008 год была запланировано поставка 4 РЛС РЭР «Кольчуга-М» (ранее была поставлена одна станция). Возможно, не все РЛС РЭР в 2008 году были поставлены до августа. В этом случае часть поставок пришлась на конец 2008 года.
• В июле 2009 года бывший гендиректор госкомпании «Укрспецэкспорт» Сергей Бондарчук заявил, что «Украина выполняла и продолжает выполнять заключенные ранее контракты по поставкам вооружения в Грузию». С. Бондарчук подтвердил факт поставок в Грузию ЗРК «Оса», «Бук», РЛС РЭР «Кольгуга-М», вертолетов Ми-8 и Ми-24, БМП, стрелкового оружия (большая часть этих поставок была реализована до начала конфликта).
ИЗРАИЛЬ
• В 2006-2008 гг. Израиль осуществлял программу по модернизации 165 танков Т-72 до уровня Т-72-SIM-1. До начала конфликта эта программа не была реализована полностью. То есть, вероятно, несколько десятков танков (предположительно 35 единиц) могли быть модернизированы уже после завершения боевых действий.
• Вооруженные силы Грузии в 2006 году заказали 40 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Гермес-450» на сумму около 400 млн. долларов. В 2007-2008 гг. было поставлено от 8 до 16 БПЛА. Остальные поставки рассчитаны на период 2009-2011 гг. (примерно по 8 БПЛА в год).
• По имеющимся данным, Израиль не ограничивался поставками Грузии беспилотных летательных аппаратов. В частности, Израиль планировал поставить для грузинской армии крупную партию стрелкового оружия и боеприпасов через болгарскую фирму «Арсенал» — 50 тысяч автоматов АКС-74, около 1 тысячи гранатометов РПГ-7 и почти 20 тысяч 40-мм гранат к ним, а также около 15 тысяч 5,56-мм штурмовых винтовок.
БОЛГАРИЯ
В 2009 году из состава вооруженных сил Болгарии для армии Грузии было поставлено 12 единиц 122-мм орудий полевой артиллерии Д-20, а также 12 единиц 122-мм ракетной системы залпового огня РСЗО RM-70.
ТУРЦИЯ
В 2009 году Турция передала вооруженным силам Грузии 70 БТР Ejder (на сумму 40 млн. долларов). Также, в 2009 году был завершен контракт на поставку 100 бронемашин «Кобра». По имеющимся данным, в 2009 году были поставлены последние 30 бронемашин «Кобра». Для береговой охраны Грузии в 2009 году Турция поставила патрульный катер (тип не известен).
ФРАНЦИЯ
Летом 2010 года компания «Еврокоптер» подписала с Грузией меморандум о намерении по закупке двух вертолетов AS-332 «Супер Пума» с поставкой в 2012 году (примерно на сумму 30 млн. долларов).
США
• В сентябре 2009 года США предложили поставить Грузии крупную партию вооружений, военной техники и боеприпасов на сумму более 100 млн. долларов. По имеющимся данным, в ответ на просьбу официального Тбилиси об оказании военной помощи, Грузии было направлено предложение по поставке комплексов ПВО, ПТРК, автоматического стрелкового оружия и боеприпасов к ним.
• Предлагаемая номенклатура вооружений включала ЗРК «Пэтриот», ПЗРК «Стингер» и «Игла-3» в носимом и возимом вариантах, ПТРК «Джавелин» и «Хелфайр-2», а также большое количество патронов для стрелкового оружия.
• Следует отметить, что наибольшие финансовые ресурсы в плане оказания военной помощи Грузии в постконфликтный период США сосредоточили не на поставках вооружений, а на восстановлении военной инфраструктуры и обучении личного состава армии Грузии.
• В целом идентифицированный импорт вооружений Грузии в 2009 году составил 65 млн. долларов против 85,2 млн. долларов в 2006 году, 247,6 млн. долларов в 2007 году и 265,7 млн. долларов в 2008 году. Это говорит о том, что поставки в постконфликтный период носили крайне закрытый характер.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
• В ходе боевых действий наибольший материальный урон был нанесен военной инфраструктуре Грузии. Это военные базы, склады, аэродромы, порты и средства коммуникации. Послевоенное восстановление инфраструктуры вооруженных сил Грузии стало самым дорогостоящим мероприятием. Оно проводилось, преимущественно, за счет финансирования из внебюджетных источников. Это различного вида помощь, которую оказывали западные страны на «восстановление» экономики Грузии.
• В частности, на восстановление инфраструктуры были направлены средства «военно-гуманитарной помощи» США и НАТО. В целом США зарезервировали на оказание военной помощи Грузии 1 млрд. долларов. Часть этих средств уже израсходована в период после августа 2008 года. Аналогичную помощь оказывал Североатлантический альянс в рамках программ, направленных на укрепление обороны, экономики и безопасности Грузии.
ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА ГРУЗИНСКОЙ АРМИИ
• Боеготовность и моральный дух грузинской армии были признаны по итогам конфликта крайне низкими. В этой связи США сосредоточили особое внимание на дальнейшей подготовке военнослужащих ВС Грузии.
• В январе 2009 года между двумя странами была подписана «Хартия о стратегическом партнерстве», в соответствии с которой США взяли на себя обязательство по модернизации армии Грузии и повышению обороноспособности страны. При этом под термином «укрепление обороноспособности Грузии», подразумевалось, прежде всего, обучение и подготовка личного состава армии Грузии, что было признано гораздо более важным, чем поставки вооружений.
• В августе 2009 года военные инструкторы США начали в Грузии 6-месячную программу подготовки военнослужащих, которые весной 2010 года были направлены в Афганистан.
• Ротация грузинского батальона в Афганистане проходит один раз в полгода, поэтому в 2010 году американские инструкторы подготовят в Грузии еще два батальона. Ротация контингента вооруженных сил Грузии в Афганистане является также удобным поводом для негласной передачи американских вооружений Грузии. Отправка грузинского контингента и техники из Афганистана в Грузию осуществляется военно-транспортными самолетами США и никем не контролируется. То есть вместе с ротацией грузинского контингента не исключен вариант параллельной поставки вооружений, находившихся в эксплуатации в составе ВС США в Афганистане (прежде всего, легкая бронетехника, стрелковое оружие, средства связи).
• Следует отметить, что военная помощь западных стран осуществляется на фоне всё большей «закрытости» военного бюджета Грузии. В 2009 году, несмотря на то, что ВВП страны сократился более чем на 1 млрд. долларов, на военные расходы первоначально было ассигновано 519 млн. долларов. Однако, как показала практика последних лет, военный бюджет уже в ходе его исполнения неоднократно пересматривается, причем в сторону значительного увеличения. То есть итоговые данные по военному бюджету 2009 года должны быть существенно выше.
ОЦЕНКА СИТУАЦИИ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ
• Подводя итоги двух лет, прошедших с момента окончания конфликта, следует отметить, что восстановление военного потенциала Грузии в столь короткое время серьезно осложнило военно-политическую обстановку на Кавказе и сделало вполне вероятным новый «рецидив» агрессии со стороны Грузии.
• Очевидно, что западным странам выгодно сохранять постоянный очаг напряженности на южных рубежах России. В этих условиях Россия вынуждена постоянно держать на кавказском направлении усиленную группировку сил и средств, поскольку только российское военное присутствие в Южной Осетии и Абхазии является сдерживающим фактором от попыток режима Саакашвили развязать новый масштабный конфликт на Кавказе.
/ По материалам www.armstrade.org /